Проект Эбру арт-технология как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Необходимость применения техники эбру для снятия психоэмоционального напряжения, агрессии дошкольника, а также для раскрытия творческих через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Предполагаемые результаты.
Снижение уровня тревожности, агрессии, негативизма у
детей, их эмоциональное благополучие. Наличие интереса к игровой
деятельности, к непривычному и необычному способу изобразительного искусства
Улучшение взаимоотношений родителей с ребенком.
Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.
Формирование волевых навыков и навыков самоконтроля, воспитание
чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.
В реалиях современной действительности на человека постоянно действует достаточно широкий спектр стрессовых факторов. Однако, для кого-то жизненные трудности становятся толчком к саморазвитию, а кто-то наоборот опускает руки и даже заболевает. Длительное воздействие и накопление негативных эмоций вызывает состояние именуемое психоэмоциональным напряжением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка» города Юрги
Проект
Арт-технология Эбру как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ
Подготовили:
Толстошеева Т. И.
Мурадымова Е. С.
Перспективный план работы по реализации проекта
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: один год.
Цель проекта: применение элементов технологии эбру для снятия психоэмоционального напряжения, агрессии дошкольника, а также для раскрытия творческого потенциала через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Задачи проекта:
1 Учить выражать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника,
способы выражения эмоций, состояний, событий посредством различных техник арт-терапии.
Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей и их родителей.
2 Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию), развивать мелкую
моторику детей. Развивать творческие способности через средства нетрадиционного рисования.
4 Корректировать нежелательные черты характера (негативизм, истерии, протесты, тревожность, агрессию и др.)
5 Формировать и воспитывать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
6 Изготовить с педагогами и родителями итоговые материалы, обновить оборудование для нетрадиционного рисования, оформить стенд для родителей, провести заседание «Дружная семейка».
Предполагаемые результаты.
Снижение уровня тревожности, агрессии, негативизма у
детей, их эмоциональное благополучие. Наличие интереса к игровой
деятельности, к непривычному и необычному способу изобразительного искусства
Улучшение взаимоотношений родителей с ребенком.
Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.
Формирование волевых навыков и навыков самоконтроля, воспитание
чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.
Актуальность
Формирование и совершенствование эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии является актуальной проблемой в настоящее время. Так как с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. И мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было спокойным, осмысленным.
В реалиях современной действительности на человека постоянно действует достаточно широкий спектр стрессовых факторов. Однако, для кого-то жизненные трудности становятся толчком к саморазвитию, а кто-то наоборот опускает руки и даже заболевает. Длительное воздействие и накопление негативных эмоций вызывает состояние именуемое психоэмоциональным напряжением.
Ребенок испытывающий психоэмоциональное напряжение может иметь трудности в социализации, адаптации, отличаться девиантным поведением и высоким уровнем тревожности.
Множество современных программ разработанных и используемых специалистами ДОУ нацелены главным образом на развитие познавательных и коммуникативных процессов, развитие умения общаться, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, и представляют собой попытки научить детей умению управлять своими эмоциями Я полагаю, что в рамках предварительной работы, особое внимание необходимо уделять способам и средствам снятия психоэмоционального напряжения через освобождение от накопленных негативных эмоций.
В этом плане хорошо себя зарекомендовали методы арт-технологий.
В данном случае я использую технологию, так называемой аква-анимации Эбру.
Эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой технологии дошкольники со слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и ее провоцирующим характером, трудностями адаптации к детскому коллективу, частой сменой настроения, чувством страха.
Например, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в такой технике рисования все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью Эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть его актуальный внутренний мир.
Подготовительный (теоретический) этап
Наблюдение за эмоциональным состоянием детей.
Выявление уровня
тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния.
Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений
Познакомить дошкольников с историей возникновения эбру (по возможности)
Творчество эбру – медитация и терапия.
Используемое оборудование.
Практический этап
Эбру-релаксация представляет собой интуитивное рисования. Эбру называют правополушарным рисованием, так как в процессе рисования на воде каждый проявляет индивидуальность, с помощью аква-анимации упрощается творческий процесс. Особо нуждаются в такой технике дошкольники со слабой эмоциональной устойчивость, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и ее провоцирующим характером, трудностями адаптации к детскому коллективу, частой сменой настроения, чувством страха.
Цель технологии - отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, перезагрузиться.
С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия Эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться. Более того, имеются данные о том, что если попросить человека удерживать внутреннее внимание на определенной мышце и одновременно наблюдать за рисунком - расслабляется именно эта мышца.
На основе практического опыта работы можно отметить тот факт, что концентрация внимания на занятиях Эбру у детей возрастает в разы.
Дети в процессе рисования намного быстрее и лучше усваивают материал.
Дети легче приступают к изображению своих переживаний, выплёскивают негативные эмоции с помощью цвета, проговаривают свои чувства и эмоции.
1.Знакомство с эмоцией радости. Рисуем радость по технике «Эбру».
2. Расширяем представление детей о радости. «Из каких цветов радость?
3. Знакомство с эмоцией страха. Рисование в технике «Эбру» «Какого цвета страх?»
4. Рисование в технике «Эбру» «Радость больше страха».
5. Создание конвертов в технике «Эбру» «Радостное настроение мамы».
6. Знакомство с эмоцией грусти. Рисование в технике «Эбру» «Грустно это когда…»
7. Знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение. Рисование в технике «Эбру» «Краски радости моей»
8. Знакомство с эмоцией гнева. Рисование в технике «Эбру» «Злючка
колючка».
9. Знакомство с эмоцией удовольствия. Рисование в технике «Эбру»
«Чувство, когда сделал подарок от родителей».
10. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления. Рисование в технике «Эбру» «Радость больше страха». Работа с черной каплей страха.
11. Рисование в технике «Эбру» «Морозный узор – это когда…»
12. Знакомство с эмоцией удовольствия. Рисование в технике «Эбру»
«Чувство, когда сделал подарок для родителей».
13. Работа с эмоцией грусти и ее проебражения в эмоцию радости
14. Коллективная работа : создание блокнотов для подарка родителям
15. Открытое занятие. Астрономия с элементами применения технологии Эбру
16. Проведение мастер класса, как инновационной технологии с целью профилактики агрессии в КРИПКиПРО в г. Кемерво
17. Проведение мастер-класса для педагогов
Заключительный этап
Коллективная работа: создание блокнотов для подарка родителям
Оформление проектной деятельности.
Подведение итогов, выводы по теме проекта.
Презентация опыта работы для педагогов.
Формирование альбома с работами участников проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-407131-1392715186.jpg)
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/10/picture-766269-1457599591.jpg)
Консультация для воспитателей "Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра"
Консультация проводится музыкальным руководителем и предназначена для воспитателей всех возрастных групп детского сада....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/01/picture-1168081-1667327247.jpg)
Консультация для педагогов «Арт-технологии как средство развития эмоциональной сферы детей»
материал для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/28/picture-1309632-1611849157.jpg)
«МАНДАЛА - ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мандалы – это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для подростка мандала – это не столько незаконченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упор...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/04/picture-1360510-1635987564.jpg)
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1314799-1617568743.jpg)
Консультация для педагогов. Техника рисования Эбру, как средство развития эмоциональной сферы детей.
Консультация для педагогов Техника рисования Эбру, как средство развития эмоциональной сферы детей....
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/03/picture-1493654-1698971808.jpg)
Проект «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоциональной сферы детей»
Развитие эмоционально сферы детей средствами музыкально-ритмических движений....