Проект Эбру арт-технология как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Необходимость применения техники эбру для снятия психоэмоционального напряжения, агрессии дошкольника, а также для раскрытия творческих через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Предполагаемые результаты.
Снижение уровня тревожности, агрессии, негативизма у
детей, их эмоциональное благополучие. Наличие интереса к игровой
деятельности, к непривычному и необычному способу изобразительного искусства
Улучшение взаимоотношений родителей с ребенком.
Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.
Формирование волевых навыков и навыков самоконтроля, воспитание
чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.
В реалиях современной действительности на человека постоянно действует достаточно широкий спектр стрессовых факторов. Однако, для кого-то жизненные трудности становятся толчком к саморазвитию, а кто-то наоборот опускает руки и даже заболевает. Длительное воздействие и накопление негативных эмоций вызывает состояние именуемое психоэмоциональным напряжением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ebru_proekt_2022.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 28 «Ромашка» города Юрги
Проект
Арт-технология Эбру как средство коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ
Подготовили:
Толстошеева Т. И.
Мурадымова Е. С.
Перспективный план работы по реализации проекта
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: один год.
Цель проекта: применение элементов технологии эбру для снятия психоэмоционального напряжения, агрессии дошкольника, а также для раскрытия творческого потенциала через овладение техникой рисования на воде – эбру.
Задачи проекта:
1 Учить выражать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние своего собеседника,
способы выражения эмоций, состояний, событий посредством различных техник арт-терапии.
Знакомить и обучать навыкам релаксации и саморегуляции детей и их родителей.
2 Развивать у дошкольников эмпатию (способность к сопереживанию), развивать мелкую
моторику детей. Развивать творческие способности через средства нетрадиционного рисования.
4 Корректировать нежелательные черты характера (негативизм, истерии, протесты, тревожность, агрессию и др.)
5 Формировать и воспитывать у воспитанников умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать.
6 Изготовить с педагогами и родителями итоговые материалы, обновить оборудование для нетрадиционного рисования, оформить стенд для родителей, провести заседание «Дружная семейка».
Предполагаемые результаты.
Снижение уровня тревожности, агрессии, негативизма у
детей, их эмоциональное благополучие. Наличие интереса к игровой
деятельности, к непривычному и необычному способу изобразительного искусства
Улучшение взаимоотношений родителей с ребенком.
Развитие у детей сопротивляемости негативным средовым факторам.
Формирование волевых навыков и навыков самоконтроля, воспитание
чувства сопереживания и способности к взаимопринятию и взаимопомощи.
Актуальность
Формирование и совершенствование эмоциональной сферы у детей с нарушениями в развитии является актуальной проблемой в настоящее время. Так как с каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать. И мы хотим, чтобы усвоение этих знаний было спокойным, осмысленным.
В реалиях современной действительности на человека постоянно действует достаточно широкий спектр стрессовых факторов. Однако, для кого-то жизненные трудности становятся толчком к саморазвитию, а кто-то наоборот опускает руки и даже заболевает. Длительное воздействие и накопление негативных эмоций вызывает состояние именуемое психоэмоциональным напряжением.
Ребенок испытывающий психоэмоциональное напряжение может иметь трудности в социализации, адаптации, отличаться девиантным поведением и высоким уровнем тревожности.
Множество современных программ разработанных и используемых специалистами ДОУ нацелены главным образом на развитие познавательных и коммуникативных процессов, развитие умения общаться, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, и представляют собой попытки научить детей умению управлять своими эмоциями Я полагаю, что в рамках предварительной работы, особое внимание необходимо уделять способам и средствам снятия психоэмоционального напряжения через освобождение от накопленных негативных эмоций.
В этом плане хорошо себя зарекомендовали методы арт-технологий.
В данном случае я использую технологию, так называемой аква-анимации Эбру.
Эбру наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой технологии дошкольники со слабой эмоциональной устойчивостью, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и ее провоцирующим характером, трудностями адаптации к детскому коллективу, частой сменой настроения, чувством страха.
Например, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в такой технике рисования все становится возможно. Прорисовывая волнующую ситуацию с помощью Эбру, создавая картину на воде, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть его актуальный внутренний мир.
Подготовительный (теоретический) этап
Наблюдение за эмоциональным состоянием детей.
Выявление уровня
тревожности и определение ситуаций, вызывающих тревожные состояния.
Исследование восприятия ребёнком особенностей семейных взаимоотношений
Познакомить дошкольников с историей возникновения эбру (по возможности)
Творчество эбру – медитация и терапия.
Используемое оборудование.
Практический этап
Эбру-релаксация представляет собой интуитивное рисования. Эбру называют правополушарным рисованием, так как в процессе рисования на воде каждый проявляет индивидуальность, с помощью аква-анимации упрощается творческий процесс. Особо нуждаются в такой технике дошкольники со слабой эмоциональной устойчивость, нарушением самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивностью поведения и ее провоцирующим характером, трудностями адаптации к детскому коллективу, частой сменой настроения, чувством страха.
Цель технологии - отдохнуть, снять эмоциональное напряжение, перезагрузиться.
С точки зрения физиологической стороны релаксационного воздействия Эбру можно сказать, что движения глаз при наблюдении за растекающимися каплями, синхронизируются со многими мышцами и позволяют им расслабиться. Более того, имеются данные о том, что если попросить человека удерживать внутреннее внимание на определенной мышце и одновременно наблюдать за рисунком - расслабляется именно эта мышца.
На основе практического опыта работы можно отметить тот факт, что концентрация внимания на занятиях Эбру у детей возрастает в разы.
Дети в процессе рисования намного быстрее и лучше усваивают материал.
Дети легче приступают к изображению своих переживаний, выплёскивают негативные эмоции с помощью цвета, проговаривают свои чувства и эмоции.
1.Знакомство с эмоцией радости. Рисуем радость по технике «Эбру».
2. Расширяем представление детей о радости. «Из каких цветов радость?
3. Знакомство с эмоцией страха. Рисование в технике «Эбру» «Какого цвета страх?»
4. Рисование в технике «Эбру» «Радость больше страха».
5. Создание конвертов в технике «Эбру» «Радостное настроение мамы».
6. Знакомство с эмоцией грусти. Рисование в технике «Эбру» «Грустно это когда…»
7. Знакомство с эмоцией грусти, развиваем умение преодолевать печальное настроение. Рисование в технике «Эбру» «Краски радости моей»
8. Знакомство с эмоцией гнева. Рисование в технике «Эбру» «Злючка
колючка».
9. Знакомство с эмоцией удовольствия. Рисование в технике «Эбру»
«Чувство, когда сделал подарок от родителей».
10. Продолжаем знакомство с эмоцией страха, поиск путей его преодоления. Рисование в технике «Эбру» «Радость больше страха». Работа с черной каплей страха.
11. Рисование в технике «Эбру» «Морозный узор – это когда…»
12. Знакомство с эмоцией удовольствия. Рисование в технике «Эбру»
«Чувство, когда сделал подарок для родителей».
13. Работа с эмоцией грусти и ее проебражения в эмоцию радости
14. Коллективная работа : создание блокнотов для подарка родителям
15. Открытое занятие. Астрономия с элементами применения технологии Эбру
16. Проведение мастер класса, как инновационной технологии с целью профилактики агрессии в КРИПКиПРО в г. Кемерво
17. Проведение мастер-класса для педагогов
Заключительный этап
Коллективная работа: создание блокнотов для подарка родителям
Оформление проектной деятельности.
Подведение итогов, выводы по теме проекта.
Презентация опыта работы для педагогов.
Формирование альбома с работами участников проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
Консультация для воспитателей "Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра"
Консультация проводится музыкальным руководителем и предназначена для воспитателей всех возрастных групп детского сада....
Консультация для педагогов «Арт-технологии как средство развития эмоциональной сферы детей»
материал для педагогов...
«МАНДАЛА - ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мандалы – это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для подростка мандала – это не столько незаконченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упор...
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....
Консультация для педагогов. Техника рисования Эбру, как средство развития эмоциональной сферы детей.
Консультация для педагогов Техника рисования Эбру, как средство развития эмоциональной сферы детей....
Проект «Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоциональной сферы детей»
Развитие эмоционально сферы детей средствами музыкально-ритмических движений....