Игры и игровые приёмы для развития звуковой стороны речи
консультация по коррекционной педагогике
Игровые материалы для развития звуковой стороны речи для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_igrovye_priyomy_dlya_razvitiya_zvukovoy_storony_rechi.docx | 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и игровые приёмы, используемые для развития звуковой стороны речи
Игровое упражнение «Шагаем пальчиками»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Оборудование: вырезанные из цветного картона кружочки (квадратики, полоски и т. п.)
Инструкция. Логопед называет автоматизируемый слог, предлагает ребёнку, шагая указательным и средним пальцами по кружочкам, выложенным на столе, произносить автоматизируемый слог.
Игровое упражнение «Пальчики здороваются»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения. Ребёнок выполняет пальчиковое упражнение, синхронно произнося слог и соединяя все пальцы с большим по очереди (сначала одной рукой, затем другой, далее — обеих одновременно).
Игровое упражнение «Произнеси на один больше»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход упражнения. Логопед называет автоматизируемый слог несколько раз, предлагает ребёнку повторить, увеличив (уменьшив) цепочку на один слог.
Усложнения: одновременно произносить слог и хлопать в ладоши; добавить вопросительную или восклицательную интонацию.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: тренировать детей в различении звуков [с] и [ш] на вербальном уровне.
Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.
Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука [с] или [ш] в её названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая её и показывая другим детям. Затем продолжают выполнять задание.
Игра «Кубик»
Цель: упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование: кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Логопед предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было точек на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Игра «Хлопотливая пчела»
Цель: автоматизация произношения сонорных звуков в предложении, их дифференциация.
Оборудование: картинка с изображением пчелы на магнитной доске, картинки с изображениями других насекомых.
Ход игры. Логопед говорит:
Хлопотливая пчела
Много мёда принесла.
Давайте поможем ей угостить мёдом других животных. Выбирайте картинку с изображением любого насекомого и составляйте предложение. Старайтесь правильно произносить все звуки.
1 ребёнок. Хлопотливая пчела угостила мёдом белого мотылька.
2 ребёнок. Хлопотливая пчела угостила мёдом голубую стрекозу.
3 ребёнок. Хлопотливая пчела угостила мёдом белого медведя.
Игра «Слава играет, а Мила повторяет»
Цель: автоматизация звука [л] в словах; изменение глаголов пошедшего времени по родам (мужской - женский).
Оборудование: две куклы (мальчик и девочка) или картинки
Ход игры. Ребенок выбирает, за кого он будет отвечать. Взрослый называет глагол, ребёнок образовывает нужную форму. Например: «Слава ходил» - «Мила ходила».
Слова для автоматизации: стоял(а), спал(а), бежал(а), ел(а), пил(а), пел(А), сидел(а), смотрел(а) и др.
Игра «Квадрат»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: 9 картинок на автоматизируемый звук.
Ход игры. Логопед раскладывает картинки квадратом 3x3. Даёт ребёнку задание: «Назови картинку в центре, назови картинку от центра — на одну клетку вверх, на одну клетку вправо; далее назови картинку на две клетки вниз, на одну клетку влево».
Игра «Собери предметы»
Цель: автоматизация звука в словах; употребление предлога в.
Оборудование: для автоматизации звука [с] — сумка, звука [щ] — ящик, звука [ш] — шкаф, звука [з] — кузов, звука [р] — коробка; предметы или картинки на заданный звук.
Ход игры. Логопед предлагает ребёнку собрать предметы (картинки) на звук [с] - в сумку, на звук [щ] — в ящик, на звук [ш] — в шкаф и т. д., проговаривая:
«В сумку — собаку, в сумку — сок, в сумку — стакан, в сумку — капусту» и т. д.;
«В ящик — щётку, в ящик — щенка, в ящик — овощи» и т. д.;
«В шкаф — шапку, в шкаф — шубу, в шкаф — шарф» и т. д.;
«В кузов — зонт, в кузов — козу, в кузов — берёзу» и т. д.;
«В коробку — помидор, в коробку — ковёр, в коробку — барабан» ит. д.
Игра «Удиви народ – скажи наоборот»
Цель: автоматизация звуков [с] и [л] в словах; образование антонимов (слов, противоположных по значению).
Оборудование: мяч.
Ход игры. Логопед называет слово, даёт ребёнку задание: «Скажи наоборот» и бросает ему мяч. Ребёнок подбирает антоним и возвращает мяч.
Слова для автоматизации звука [с]: сильный — слабый, горький — сладкий, мокрый — сухой, низ(с)кий — высокий, худой — толстый широкий - уз(с)кий, новый — старый, тёмный — светлый, грязный — чистый, весёлый — грустный, молодой —старый.
Слова для автоматизации звука [л]: сильный — слабый, горький — сладкий, худой — толстый, тёмный — светлый, грустный — весёлый, старый — молодой, хороший — плохой, добрый — злой, шершавый — гладкий, молчаливый — болтливый.
Игра «Чей хвост?»
Цель: автоматизация звука [ч] в словах; образование притяжательных прилагательных.
Оборудование: картинки с изображением белки, зайца, поросёнка, кошки, собаки, телёнка, птицы, овцы, быка.
Ход игры. Логопед рассказывает русскую народную сказку «Как звери хвосты получали» и предлагает ребёнку помочь животным найти свой хвост. Например: «Вот пушистый хвост белки. Чей это хвост?» — «Беличий».
Слова для автоматизации: заяц—заячий, поросёнок — поросячий, кошка — кошачий, собака —собачий, телёнок —телячий, птица — птичий, овца — овечий, бык — бычий.
Игра «Поезд»
Цель: автоматизация звука в словах; умение определять место звука в слове.
Оборудование: набор картинок на автоматизируемый звук, изображение поезда с 3 вагонами.
Ход игры. Логопед показывает картинку с поездом.
Едет-едет паровоз,
Он вагончики повёз.
Ребёнку предлагается разложить картинки по вагонам: в 1-й – картинки, названия которых начинаются на заданный звук, во 2-й – картинки, в названии которых этот звук находится в середине слова , в 3-й - картинки, в названии которых звук находится в конце слова. Например, слова для автоматизации звука [с].
1) сани, сова, совок, сапог, собака, сок, сом, сумка, суп,
2) лиса, оса, коса, усы, весы, бусы, пастух, каска;
3) кактус,нос, таз(с), ананас, автобус, фикус, нос.
После выполнения задания ребёнок называет картинки: сначала 1-м вагоне, затем во 2-м и 3-м.
Игра «Парочки»
Цель: автоматизация звука в словах; образование множественного числа имён существительных.
Оборудование: парные картинки на автоматизируемый звук.
Ход игры. Логопед показывает ребёнку парные картинки, просит назвать их. Затем картинки переворачиваются лицевой стороной вниз, перемешиваются и раскладываются на столе. Участники по очереди берут по две картинки, называют их. Если картинки оказались парными, игрок забирает их себе, если нет — кладёт на прежнее место. Задача каждого — запомнить местоположение картинок и набрать большее количество пар.
Например: «Это самолёт, а это собака. Картинки разные — кладу на место». «Это самолёты. Картинки одинаковые — забираю себе».
После того, как все картинки разобраны, каждый проговаривает их названия.
Игра «Что около?»
Цель: автоматизация звука [л] во фразе.
Оборудование: картинки на автоматизируемый звук.
Ход игры. Логопед выкладывает по одной картинке, проговаривая: «Около палки - волк, около волка - молоко...» Ребенок продолжает цепочку. Когда цепочка готова, можно попросить ребенка назвать «живые» и «неживые» предметы.
Игра «Одень Антошку»
Цель: автоматизация звука [ш] во фразе.
Оборудование: картинки с изображением мальчика, шапки, шарфика, шубки, штанишек и сапожек.
Ход игры. Логопед показывает картинки и предлагает алгоритм.
Антошка в шапке. Антошка в шапке и шарфике. Антошка в шапке, шарфике, шапке. Антошка в шапке, шарфике, шубке и штанишках. Антошка в шапке, шарфике, шубке, штанишках и сапож(ш)ках.
Игра «Бусы на ёлку»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: изображение ёлки, набор картинок с изображением игрушек на автоматизируемый звук.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку украсить ёлку игрушками. Ребёнок, называя картинку, «вешает» её на ёлку.
Варианты:
- Ребёнок закрывает глаза, взрослый убирает картинку, ребёнок угадывает, что пропало.
- В картинках проделаны отверстия, ребёнок собирает картинки на заданный звук, нанизывает их на шнурок.
Игра «Телеграф»
Цель: автоматизация звука в словах.
Оборудование: мяч.
Ход игры. «Поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будите по очереди по слогам передавать их телеграфом в другой город». Первые слова логопед делит на слоги сам, сопровождая их отбиванием мяча. После этого он называет слово с автоматизируемым звуком, бросает мяч ребёнку. Ребёнок произносит слово по слогам, отбивая мячом каждый слог, возвращает мяч обратно. Можно использовать разные движения с мячом: подбрасывать вверх, хлопая в ладоши, и т. д.
Сначала детям дают двусложные слова, затем трехсложные. Четырехсложные слова после такой работы дети сами начинают придумывать и проговаривать «по телеграфу».
Игра «Собери цепочку»
Цель: автоматизация звука в словах; умение определять первый и последний звук в слове.
Оборудование: набор картинок на автоматизируемый звук.
Ход игры. Логопед раскладывает на столе картинки, показывает первую, с которой надо начать цепочку. Ребёнок определяет последний звук в слове и находит следующую картинку на этот звук и т. д. Когда цепочка готова, взрослый убирает картинки и просит по памяти назвать цепочку.
Слова для автоматизации:
звука [ш]: кувшин — нож(ш) — шиповник — камыш — шарф;
звука [ч]: чемодан — ночь — чайник — ключ — чеснок — качели;
звука [ж]: пиджак — крыжовник — кинжал — лыжник;
звука [с]: нос — сок — кактус — сачок — коса — аист; насос — снеговик — колос — сом — мост.
Игра «Слова-перевертыши»
Цель: активизация словаря, закрепление навыка звукового анализа.
Ход игры. Первый ребенок выходит из комнаты, а остальные загадывают слово, зовут входящего и говорят это слово наоборот (мод-дом, азок-коза). Ребенок должен отгадать заданное слово.
Игра «У бабушки в деревне»
Цель: автоматизация звука [щ] в словах; образование действительных причастий настоящего времени.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных (или игрушки), игрушка Бабушка (бибабо).
Ход игры. Логопед от имени Бабушки рассказывает:
Мои уточки с утра кря-кря-кря,
Мои гуси у пруда га-га-га,
Мои курочки в окно ко-ко-ко,
А мой Петя поутру мне споёт кукареку!
Взрослый называет глагол, ребёнок образовывает соответствующее причастие. Например: «Утка крякает. Утка какая?» — «Крякающая».
Слова для автоматизации: гусь гогочущий, курица квохчущая, собака лающая, кошка мяукающая, корова мычащая, овца блеющая, свинья хрюкающая, петух кукарекающий.
Игра «Доскажи слово»
Цель: автоматизация звука в слогах.
Ход игры. Логопед произносит слово, недоговаривая последнюю часть, которая содержит автоматизированный звук. Ребёнок произносит последнюю часть слова.
Например, слова для автоматизации звука [ш]: хлопу... (шка), мы... - (шка), ми...(шка), малы...(шка), матрё...(шка), игру...(шка).
Игра «Гном и гномик»
Цель: автоматизация звука [ч] в словах; образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького гномов (или игрушки), набор картинок на автоматизируемый звук.
Ход игры. Логопед показывает ребёнку гномов:
Жил да был на свете Гном, он себе построил дом.
По соседству с ним жил Гномик, он себе построил домик.
Ребёнку предлагается разложить и назвать картинки: большие предметы — для Гнома, маленькие — для Гномика.
Слова для автоматизации: ключ — ключик, дудка — дудочка, нитка — ниточка, кофта — кофточка, тумба — тумбочка, ваза — вазочка, замок — замочек, кошка — кошечка, курица — курочка, коза — козочка, собака — собачка, санки — саночки, палка — палочка, полка — полочка, верёвка — верёвочка.
Игра «Два и пять»
Цель: автоматизация звука в словосочетаниях; согласование существительного с числительными «два» и «пять».
Оборудование: карточки с цифрами «2» и «5».
Ход игры. Логопед предлагает сосчитать предметы, называет слово и показывает карточку с цифрой. Ребёнок согласует числительное с существительным.
Например, уж —два ужа, пять ужей; ёж —два ежа, пять ежей; нож —два ножа, пять ножей; этаж — два этажа, пять этажей; гараж — два гаража, пять гаражей.
Литература
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений.- М., Сфера,- 2005 – 128с.
- Кантур Т.Г., Сидорова Т.Г. Преодоление нарушений звукопроизношения с использованием игр и практических игровых упражнений//Логопед в детском саду.- 2013, №3(64), с.37-44.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М., Каро – 2008 – 320с.
- Попова А.А. Применение наглядных дидактических игр при коррекции звукопроизношения у дошкольников старшего дошкольного возраста/ http://logoportal.ru/naglyadnyie-didakticheskie-igryi-pri-korrektsii-zvukoproiznosheniya/.html
- Савицкая Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день. – СПб, Литера, - 2012 – 128с.
- Селивёрстов В.И. Речевые игры.- М.,- 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие звуковой стороны речи у детей от 1года жизни до 7
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш научится говори...
Артикуляционные упражнения как средство развития звуковой стороны речи.
Данный материал предназначен для логопедов, воспитателей и родителей....
"Развитие звуковой стороны речи от 3 до 5 лет".
Развитие звуковой стороны речи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Консультация для родителей на тему : развитие звуковой стороны речи и подготовка руки к письму у младших дошкольников....
Игры и упражнения, направленные на развитие звуковой стороны речи
Языковые игры помогают: эффективно развивать фонематический слух дошкольников, закреплять правильное произношение, воспитывать плавность речи,тренировать речевое дыхание и мышцы органов речи.Во время ...
Конспект НОД по развитию речи «ПОСУДНАЯ ЛАВКА», АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С]» с использованием технологии развития звуковой стороны речи и ИКТ
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Посуда» на примере сказки «Федорино горе» К. Чуковского, автоматизировать правильное произношение звука «С» в слов...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...