Волшебное зеркало Снежной королевы
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект коррекционно- развивающего занятия специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ 5-6 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающего занятия специалистов ДОУ

с детьми дошкольного возраста  с ОВЗ 5-6 лет   по теме ««Волшебное зеркало Снежной королевы».

Разработчик: Гайбышева Динара Рафильевна, учитель-логопед; Рожкова Наталья Владимировна, педагог-психолог; Калашникова Александра Владимировна, учитель-дефектолог; Погадаева Юлия Анатольевна,  музыкальный руководитель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад». ГО Красноуфимск, Свердловской области.

  Тема: «Волшебное зеркало Снежной королевы»

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста  5-6 лет.

Форма совместной деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная деятельность.  

Форма организации: подгрупповая.

Учебно-методический комплект Е.А.Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов», Е.А.Ярош  «Путешествие по городу Красивой речи», И.Л. Лебедева «Трудный звук, ты наш друг», Данилова С.И. «Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. - М.:ТЦ Сфера. Шарохина В.Л. Коррекционно- развивающее занятие в старшей группе. Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. М.: Прометей; Книголюб, 2002 (Психологическая служба). Волчкова В.Н. Степанова Н.В. «Познавательное развитие в старшей группе». Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день» старшая группа.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития  познавательной активности детей с ОВЗ 5-6 лет.

Образовательные:

  • расширять,  обобщить и систематизировать  знания детей по теме «Зима»;
  • продолжать знакомить детей с явлениями природы, характерными для зимы; 
  • совершенствовать мыслительную деятельность,   связную речь,

Развивающие:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения, устанавливать логические связи;
  • развивать  эмоционально-чувственную сферу;
  • развивать способность решать адекватные возрасту задачи;
  • развивать интерес и инициативу к предмету, поисковой деятельности;
  • развивать   творческое воображение, память, внимание, речь, эрудицию;
  • развивать зрительно-пространственную ориентацию.
  •  развивать мелкую моторику;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • формировать фонематический слух;
  • развивать межполушарные связи;

Коррекционные:

  • развивать внимание и  зрительное восприятие;
  • развивать слуховое восприятие;
  • развивать общую и мелкую моторики;
  • развивать мыслительные операции (анализ, обобщение и сравнение);
  • развитие  умений перестраиваться по заданным схемам;
  • развитие умений плавных танцевальных движений.

Воспитательные:

  • воспитывать умение сопереживать, оказывать помощь в затруднениях;
  • воспитывать коммуникативные умения, отзывчивость;
  • воспитывать  навыки работы в коллективе и в паре;
  • воспитывать  целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Средства:

  • наглядные:  снежинки,  разрезные картинки  со звуком [с], мольберт, логопедическое панно «Зима», конструктор Лего-Софт, «осколки» и рамка разбившегося зеркала,
  •  разноцветные снежинки,  мольберт, снежный ком, схемы  постройки,  схемы перестроений, иллюстративный материал, сюрпризная коробка,
  • раздаточный материал: цветные карандаши, схемы  постройки,  индивидуальные схемы заданий.
  • литературные: Книга для чтения в детском саду и дома 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова. Предварительное чтение: произведений о зиме, сказки «Снежная Королева».

Развивающие образовательные методики и технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика, физминутка, ,дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения)
  • игровые технологии (настольные, дидактические, словесные);
  • развивающие технологии;
  • деятельностные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы,
  • квест- технологии;
  • наглядные методы: показ демонстрационных картинок, раздаточные картинки;
  • практические методы: метод проб, соотнесение,  сравнение, дорисовывание.
  • сюрпризный момент.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1.Мотивация деятельности.

Цель: организовать  и мотивировать  детей, создать положительный эмоциональный настрой.

Учитель-логопед : -Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!  

Приглашаю вас в круг поприветствовать друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!» 

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым! 

Пусть доброе утро – длится до вечера!

Учитель-логопед : Сегодня на адрес нашего детского сада пришло электронное  письмо. Ребята, давайте прослушаем сообщение:

 Аудиосообщение: это я – Герда и я в полном отчаянии, мой брат Кай находится в беде.  Снежная Королева обманом заставила Кая посмотреть  в заколдованное зеркало, и теперь он стал, не добрым, не внимательным, зеркало она разбила, а осколки Снежная Королева раскидала по своему снежному королевству.  Она, сказала мне, что расколдовать его теперь можно, только собрав все осколки разбившегося зеркала.

Учитель-логопед : -Вот это беда, как Вы думаете мы можем как-то помочь Герде? (ответы детей)

Учитель-логопед: -Что нам для этого нужно  сделать  (отправиться на поиски  осколочков зеркала). Не боитесь трудностей , готовы помочь?

Учитель-логопед: Для того чтобы найти осколки в снежном королевстве Герда предлагает нам подсказки – снежинки, и снежинки – эмблемы,  которые будут помогать нам в пути  (раздаем наклейки). -Ребята, поможем Герде? (ответы детей).

Создаёт приветливую, доброжелательную ситуацию для дальнейшей деятельности детей.Организует игровое упражнение  

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.  

Предлагает детям выполнить задания, помочь Герде.

Создаёт ситуацию выбора.

Дети встают в полукруг

Дети проявляют интерес к заданию.

  • Дети выражают различные эмоции, выстраивают полный ответ, предложение.

Вступают в диалог

Проявляет доброжелательность.

Проявляет любопытство и сопереживание.

Ребенок ориентирован на сотрудничество.

Проявляет любопытство, заинтересованность, сопереживание, желание помочь

2   Поиск  решения задачи, проблемы

Цель: Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности

Учитель-логопед: вот и первая подсказка-снежинка и первое задание, которое мы должны выполнить - это гимнастика для язычка.

 Снежная Королева желает  увидеть как мы научились делать артикуляционную гимнастику:

Под музыку «Тики- тики-тики-тики     так-так-так»

Упражнения артикуляционной гимнастики сопряжённо с движениями рук выполняют по показу:«Улыбочка» - «Трубочка», «Бегемот», «Иголочка», «Качели», «Лошадка»

Учитель-логопед: Молодцы, вы замечательно выполняете все упражнения.

Учитель-логопед: -В Королевстве дует сильный ветер, Снежная Королева предлагает вам взять эти снежинки, положить их на ладошку и сдуть   с ладошки. Сильный выдох, слабый выдох. (Выполняют дыхательное упражнение)

Учитель-логопед: Молодцы, вы замечательно сдували снежинки с ладони.

Учитель-логопед: Посмотрите, на снежинках-подсказках изображён снеговик, значит нам нужно собрать снеговика, для этого  у нас есть снежные круги, но их слишком много. Чтобы собрать снеговика, нам нужно назвать картинки, которые на них изображены и выбрать только те, в названии которых есть звук [с]. (Ксюша, назови, что изображено на картинке? – Санки. - В слове санки есть звук [с]?  - Да, в слове санки есть звук [с]. - Значит этот снежный круг нужен нам для фигуры снеговика. И т.д.) (Дети выполняют задание)

Слышен звук металлофона.

Учитель-логопед: -Ребята, вы  все правильно выполнили, и вот он  -  первый осколок.  (Находят под снежками). Давайте складывать все осколки, которые мы нашли в этот конверт, чтобы потом собрать из осколков зеркало.

Создаёт  игровую ситуацию для выполнения артикуляционной гимнастики.

Показывает упражнения артикуляционной гимнастики, сопровождая их движениями рук, контролирует правильность выполнения упражнений.

Показывает как сдувать снежинку  с ладони, выполняет вместе с детьми, контролирует правильность выполнения упражнения.

 Создаёт игровую ситуацию.

Способствует тому, чтобы дети определили, звук, который слышится в названии каждой фигуры и выбрали необходимую фигуру для создания снеговика.

Выполняют артикуляционную гимнастику по  показу, ориентируются на движения рук.

Выполняют дыхательные упражнения, сдувая снежинку с ладони

Проявляют  интерес к заданию.

Выполняют задания в общем ритме.

Высказывают свои мысли.

Предлагают варианты решения проблемы.

Произносят слова и определяют, наличие  звука [с] в словах каждой картинки. Собирают фигуру снеговика.

Выполняют задания под руководством взрослого.

Развита артикуляционная моторика.

Умеет контролировать  силу выдоха.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении поставленных задач.

Самостоятельно работает под руководством взрослого.

Использует речь для выражения своих мыслей.

Сформирован  фонематический слух.

3. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение и решение задачи, проблемы

Цель:  Создание условий для самостоятельного планирования и решения детьми поставленных задач

Учитель-логопед: -Посмотрите на подсказку-снежинку.  Как вы думаете что нам теперь надо сделать? (Смотрят на схему, где снежинки-подсказки). Нам нужно разделиться на 2  команды. У кого голубые снежинки, тот идёт по голубой  тропинке. У кого белые - по белой тропинке. Снежная Королева намела высокие сугробы, но мы ловкие, спортивные, высоко поднимаем ноги и шагаем каждый по свей дорожке (включается музыка «По снежным дорожкам» музыкальный руководитель проводит физминутку).

Учитель-дефектолог: здравствуйте ребята, вы готовы выполнять следующее задание Снежной Королевы? Постараюсь вам помочь. Снежная Королева,  рассыпала и спутала все бусы. Вам нужно собрать бусы,  но перед тем, как начать, разомнем наши пальчики

Дети выполняют пальчиковую гимнастика «Зимние забавы»

«Что зимой мы любим делать? (Дети катают су-джок между ладонями)

В снежки играть, на лыжах бегать, на коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться (на каждый пальчик надевают пружинку, перечисляя).  Молодцы.

 Учитель-дефектолог: Обратите внимание, все бусинки имеют свой порядковый номер, а значит будем собирать их строго по порядку.

Учитель-дефектолог: Сосчитаем все бусинки, сколько всего бусинок Ваня?

- Таня, теперь назови соседей числа 5.

- Сережа, назовет соседей числа 3.

- Семен. назови, какая бусинка справа от красной бусины?

- Дима, какая между голубой и оранжевой?

- Ваня, какая бусинка самая первая.?

Слышен звук  металлофона.

Учитель-дефектолог: -Ребята,  вы отлично справились, молодцы. За это вы получаете     осколок зеркала, и идете выполнять следующее задание по своей тропинке, следуя подсказкам – снежинкам, но намело снежные валы, поэтому  передвигаться вы должны  прыжками на двух ногах.

Педагог-психолог:  Добрый день, ребята, я вижу вы готовы помогать Герде, спасать Кая. Посмотрите, вот снежинка с заданием от Снежной Королевы. Она, хочет чтобы вы оформили ее любимую снежную картину. Но перед тем, как начать, разомнем наши пальчики.

Упражнения по кинезиологии «Снежинки пушинки»

С неба падают зимою       кулак- ребро по 2 раза

И кружатся над землёю    кулак- ребро  по 2 раза

Легкие пушинки              кулак- ладонь по 2 раза

Белые снежинки             кулак- ладонь по 2 раза

(Дети стоят у стола)

 Педагог-психолог:  -Посмотрите, какая  зимняя картина у Снежной Королевы.

- Ваня, покажи, пожалуйста,  где правая сторона у этой картины, а где,  левая, где низ, а где верх.

Педагог-психолог: Итак, слушаем внимательно.

- Ксюша,   прикрепи все облака в верхней части картины

- Вероника,  все снежинки прикрепи под облаками.

-  Витя, ворону прикрепи на ёлку.

-  Илья, сороку прикрепи под берёзой.

-  Матвей, лису прикрепи возле дуба.

- Артём, белку посади на ветку.

Педагог-психолог: Ребята,  вы все правильно сделали, молодцы. Вы получаете очередной  осколок зеркала,  и идете выполнять следующее задание по своей тропинке, по белой тропинке, но там сильный ветер идите боковым приставным шагом).

Слышен звук  металофона.

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

Задаёт вопросы.

Выслушивает ответы детей.

Стимулирует детей к речевой активности.

Показывает упражнения для развития общей моторики, контролирует правильность выполнения упражнений.

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

 

Показывает на собственном примере и контролирует правильное выполнение гимнастики, сопровождая стихом.

Способствует пониманию инструкции.  

Способствует формированию устного счета до 10, развивает навык умения называть «следующее и предыдущее  число». Закрепляет знания о цвете и форме.

Создает ситуацию успеха, вручает осколок зеркала, направляет на дальнейшее выполнение заданий.

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

 

Показывает на собственном примере и контролирует правильное выполнение упражнений, сопровождая стихом.

Способствует формированию знаний о пространственном восприятии, закрепляет знания о пространственных предлогах.

Обсуждает с детьми поставленные вопросы, обеспечивает соучастие детей в определении  в решение поставленных вопросов.

Использует наглядные средства для активизации детей.

Способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали вопросы

Создает ситуацию успеха, вручает осколок зеркала, направляет на дальнейшее выполнение заданий.

Активно вступают в игровое действие, выполняют игровые правила.

Дети делятся на группы, в соответствии со цветом снежинок и выбирают соответствующую тропинку.

Дети выполняют упражнения для развития общей моторики по показу.

Дети проявляют интерес к заданию.

Дети правильно выполняют пальчиковую гимнастику по показу.

Вступают в игровое действие.

Проявляют интерес  и выполняют задания в общем ритме.

Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Анализируют и выражают собственные суждения.

Считают до 10, определяют «соседей числа», называют цвета.

Радуются победе, своим достижениям.

Дети правильно выполняют упражнения по кинезиологии

Показывают все стороны картины. Устанавливают предметы, в соответствии с инструкцией.

Анализируют и выражают собственные суждения.

Принимают активное участие в играх-заданиях .

Учатся через познание окружающего мира, делают открытия, проявляют инициативу, творчество.

Выражают собственные суждения.

.

Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении поставленных задач.

Развита общая моторика.

Проявляют любопытсво и появляется познавательный интерес

Проявляет речевую активность.

Способен делать простые обобщения.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы.

Развитая мелкая моторика.

Проявляет любопытство, заинтересованность.

Ребенок достаточно хорошо владеет счетом до 10, знает цвета, проявляет познавательную активность.

Развитая внимание, память и мелкая моторика.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (ситуации, проблемы.

Проявляет любознательность, наблюдательность.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в  деятельности.

Развито пространственное восприятие, понимает пространственные предлоги.

4. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности.

Цель : Развитие умений выполнять адекватные  возрасту задачи, опираясь на собственный опыт и новые знания.

Учитель-дефектолог: Ребята,  для того, чтобы расколдовать  Кая,  вам нужно построить замок. Для этого воспользуйтесь схемой, Давайте рассмотрим схему: 1-ряд…., 2 ряд… (постранично в файлы разложены схемы. Когда замок готов, учитель-дефектолог, незаметно включает гирлянду и замок светится). Молодцы, ребята. И с этим заданием вы отлично справились. Получайте ещё осколок зеркала.  

Педагог-психолог: Ребята,  слушайте а следующее  задание Снежная королева придумала для каждого.: каждому из разноцветных палочек  нужно  выложить  рисунок из палочек, соответствующий схеме.  

Слышен звук мелаллофона.

Педагог-психолог: Ребята,  вы все правильно сделали, молодцы. Вы получаете очередной  осколок зеркала,  и идете выполнять следующее задание по своей тропинке по белой тропинке, но там сильный ветер идите боковым приставным шагом..

Включается музыка

Музыкальный руководитель: Ребята, а вот и следующая подсказка-снежинка  от Снежной Королевы. Она просит нас станцевать снежный танец, но при этом, как музыка остановится, вы должны изобразить ту фигуру, которую увидите на экране.  Получите скорей снежинки  и сейчас мы станцуем танец снежинок (схемы: шеренга, круг, полукруг, в пары). (танец снежинок).

Слышен звук металлофона

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы прекрасно танцуете, хорошо перестраиваетесь. И вот последний осколок разбившегося зеркала. Скорее берите его,  кладите в конверт.

Учитель-логопед: - Какие вы молодцы, ребята. Вы собрали все осколки. Посмотрите, вот рамка от разбившегося зеркала, соберём все осколки? (собирают зеркало). Как вы думаете, если Кай посмотрится в это зеркало, то он станет прежним?

 На экране: (картинка Кая доброго, улыбающегося). Кай посмотрел в зеркало и увидел свое отражение - и лед растаял, посмотрите он снова стал добрый, веселый, внимательный.

 Помогать друзьям это хороший поступок?

 Ребята какие задания были самые трудные для вас?

Вы готовы и дальше совершать добрые поступки?

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

Способствует пониманию инструкции.  

Способствует формированию навыков конструирования и умению действовать по заданной схеме.

Закрепляет знания о цвете и форме.

Создает ситуацию успеха, вручает осколок зеркала, направляет на дальнейшее выполнение заданий.

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

Способствует пониманию инструкции.  

Способствует формированию навыков конструирования и умению действовать по заданной схеме

Закрепляет знания о цвете.

Создаёт проблемную ситуацию, мотивирует детей к деятельности.

Способствует пониманию инструкции.  

Способствует формированию навыков перестроения. Показывает танцевальные движения под музыкальное сопровождение.

Вступают в игровое действие.

Проявляют интерес  и выполняют задания в общем ритме.

Конструируют по схеме,собирают заданную фигуру,  называют цвета.

Радуются победе, своим достижениям.

Проявляют интерес  и выполняют задания в общем ритме.

Конструируют по схеме, собирают заданную фигуру.

Проявляют интерес  и выполняют танцевальные движения по показу музыкального руководителя. 

Оказывают помощь сказочному персонажу.

Учатся логически мыслить, высказывать свои суждения.

Собирают осколки зеркала.

Радуются победе, своим достижениям.

Отвечают на вопросы.

Проявляет любопытство, заинтересованность.

Ребенок достаточно хорошо умеют конструировать,  работают в команде, знают цвета, проявляют отзывчивость и взаимопомощь.

 

Проявляет любопытство, заинтересованность.

Ребенок достаточно хорошо умеют конструировать.

Проявляет интерес  к танцевальным движениям.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в  деятельности.

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Развита диалогическая речь, сформировано умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос.

5.Рефлексия. Самоконтроль.

Открытость

Цель. Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Педагог-психолог: Я подготовила для вас небольшую коробочку (коробочка, украшенная бантиками, на дне которой зеркало, дети его не видят). В коробочку положили фотографию самого талантливого, умного, красивого, внимательного – самого прекрасного ребёнка. И сейчас каждый сможет его увидеть. Улыбнитесь, когда увидите этого ребёнка. Только другим ребятам ничего не говорите, ведь это сюрприз!

Звучит музыка. «Добрым быть совсем не прост.»  Каждый ребенок подходит и смотрится в зеркало.

Педагог-психолог: -Ну, что, ребята  вы увидели, узнали, кто самый умный и самый  прекрасный, ребёнок. Это вы, это каждый из вас.  На этом мы прощаемся с вами. До новых всреч!

Комментирует высказывания; выражает признательность.

Поддерживает, советует; поощряет детей за то, что они убирают место после НОД.

Обсуждение с детьми продолжения работы  в совместной деятельности со взрослыми (родителями).

Рассказывают о своих чувствах.

 Выражают эмоции посредствам слов и мимики.

Самостоятельно решают дальнейшую деятельность.

е.

Испытывает положительные эмоции от правильно решённых познавательных задач.

Умеет делиться своими впечатлениями.  

Ребенок проявляет самостоятельность,  креативность в выборе дальнейшей деятельности..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной группе "Зеркало Снежной королевы"

Интегрированное занятие для детей подготовительной к школе группы на развитие зрительного восприятия....

СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ЗЕРКАЛО СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»

Действующие лица:Взрослые: СнегурочкаДед МорозТетушка СтужаДети: Девочки-минутки-часикиМальчики- одеты по желанию, игрушки на елкуОформление: часы, волшебное зеркало Снежной КоролевыМузыкальный реперт...

Конспект занятия по ФМП в подготовительной группе «ЗЕРКАЛО СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ»

Цель: развивать у детей зрительное восприятие.Задачи: Закреплять навыки ориентировки в пространстве, на плоскости листа в клетку;Закреплять умение детей понимать и «читать» знаки-символы, ...

Новогодний утренник «Снежная Королева» Новогодний утренник «Снежная Королева»

Педагог дополнительного образования Плотникова О.Л.НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИКПО СКАЗКЕ «СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»(старшая и средняя группы)В зале приглушенный свет. На сцене ёлка, камин, кресло, сто...

Зеркало Снежной королевы

Игра - Квест для детей старшей группы, закрепление зимних примет....

Квест-игра "Осколки зеркала Снежной Королевы"

Квест-игра "Осколки зеркала Снежной Королевы"...

«Волшебное зеркало Снежной Королевы» Для средней группы.

Сценарий новогоднего утренника «Волшебное зеркало Снежной Королевы» Для средней группы....