Управление системой сопровождения детей с ОВЗ и группы риска в условиях работы ППк МАДОУ
статья по коррекционной педагогике
Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание социально-психологических условий успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление
«Управление системой сопровождения детей с ОВЗ и группы риска
в условиях работы ППк МАДОУ»
Составила
Резаева О.А.
учитель-логопед
Понятие «сопровождение» близко таким понятиям как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать значит проходить с кем–либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.
Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание социально-психологических условий успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.
В нашем дошкольном учреждении такое сопровождение осуществляется через деятельность психолого-педагогического консилиума (далее ППк).
ППк нашего ДОУ создан в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» от 9 сентября 2019 г. N р-93.
Положение о ППк в нашем МАДОУ было принято 31 августа 2020 года.
Целью психолого-педагогического консилиума (ППк) является создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачами ППк МАДОУ являются:
1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2. Определение характера и причин трудностей в общении и обучении воспитанников;
3. Выявление резервных возможностей воспитанника;
4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ДОУ возможностей
5. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников;
6 Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;
7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния;
8. Контроль за выполнением рекомендаций ППк;
9. Представление воспитанников с трудностями в обучении, общении и социальной адаптации для обследования на ТПМПК при отсутствии необходимых условий в ДОУ.
Приказы «Об организации работы ППк» с графиком плановых заседаний издаются ежегодно перед началом учебного года. 31 августа 2022 года нашим заведующим Квашнёвой Т.В. был подписан приказ №140 «Об организации работы ППк в 2022 – 2023 учебном году». В этом приказе утверждён состав ППк МАДОУ. В него входят: председатель ППк – Гаревких В.С., заместитель председателя ППк – Мироманова Г.М., секретарь – Резаева О.А.. На основании данного приказа был утверждён график проведения плановых заседаний ППк.
Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые:
1. Плановые консилиумы проводятся в соответствии с графиком проведения один раз в квартал, для оценки динамики обучения и коррекции, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
На 2022-2023 учебный год запланировано 4 плановых консилиумов, 2 из которых уже прошли.
№ п/п | Месяц | Тема заседания |
1 | Декабрь | Комплексное обследование воспитанников средних групп, имеющих нарушения речевого развития. |
2 | Январь | Обсуждение результатов комплексного обследования воспитанников средних групп, имеющих нарушения речевого развития, с их родителями. |
3 | Апрель | Результаты оценки уровня школьной зрелости выпускников |
4 | Май | Определение эффективности специальной (коррекционной) помощи в группе компенсирующей направленности №8 для детей с тяжелыми нарушениями речи. |
2. Внеплановый консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе); при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника, в соответствии с запросами родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников ДОУ с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Организация деятельности ППк
1. В ППк поступают обращения по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ.
2. Проводится обследования каждым специалистом, составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
3. Проводится заседание ППк, на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом.
4. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника.
5. По результатам проведения заседания составляется коллегиальное заключение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного воспитанника.
6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанника.
7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме.
8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
9. При направлении воспитанника на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) оформляется представление ППк на воспитанника, которое выдается родителям (законным представителям) под личную подпись.
Анализ заседаний в нашем ДОУ за три года
В 2020-2021 учебном году было проведено 13 заседаний ППк. Из них 5 плановых. На первом плановом заседании была проведена экспертиза АООП для детей с ТНР МАДОУ детский сад №10 «Чебурашка». Второе плановое заседание было посвящено комплектованию группы компенсирующей направленности №10 двухгодичного обучения на 2020-2021 учебный год. 3 и 4 заседание было по поводу комплексного обследования детей средних групп, имеющих речевые нарушения и обсуждение результатов данного обследования с родителями воспитанников. 5-е плановое заседание было по поводу оценки эффективности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №8.
И было 8 внеплановых заседаний ППк. Это:
- дополнительное комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ТНР старшей группы №10 и подготовительной к школе группы №8 .
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с отставанием в развитии, в частности нарушении речевого развития. В результате 2 ребёнка были переведены из средней группы во вторую младшую.
- оценка эффективности коррекционно-развивающей работы с воспитанником, ППк с родителями воспитанника. В результате была согласована с родителями стратегия комплексной коррекционной работы.
- выявление запроса родителей на оказание коррекционной помощи ребёнку.
- нарушения поведения и эмоционального состояния ребёнка.
- низкая результативность коррекционно-развивающей работы с ребёнком, обсуждение с родителями.
- дополнительное комплексное обследование воспитанников средних групп, имеющих ТНР.
- направление воспитанников на ТПМПК.
Всего за 2020-2021 учебный год через ППк прошло 48 детей.
В 2021-2022 учебном году было проведено 10 заседаний ППк. Из них 4 плановых, 6 внеплановых.
4 плановых заседания также как и в предыдущем учебном году были посвящены экспертизе АООП для детей с ТНР МАДОУ детский сад №10. Проведение комплексного обследования воспитанников средних групп, имеющих речевые нарушения, обсуждение результатов комплексного обследования воспитанников средних групп с нарушениями речи совместно с их родителями. И 4-е заседание – это оценка эффективности и анализ результатов коррекционно-развивающей работы с воспитанниками в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №10.
Внеплановые заседания были проведены по поводу нарушения поведения ребёнка, нарушения социализации, направление воспитанников на ТПМПК.
Всего за 2021-2022 учебный год через ППк были проведены 31 ребёнок.
В 2022-2023 учебном году с сентября по март 2023 года уже было проведено 8 заседаний, 2 из которых плановых. Это проведение комплексного обследования детей средних групп; второе – обсуждение результатов комплексного обследования воспитанников средних групп с их родителями.
Внеплановые заседания проходили по поводу нарушения поведения у ребенка, комплексное обследование нервно-психического развития детей, также внеплановое заседание проводилось с целью написания характеристики развития воспитанницы с нарушением ОДА для продления инвалидности. И ещё одно заседание прошло совсем недавно по поводу внезапно возникших проблем у ребёнка со здоровьем и его психоэмоциональном состоянии.
Всего уже прошло 26 детей за новый учебный год.
Вывод: в целом, деятельность ППк МАДОУ детский сад №10 соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании» (№ 273 от 29.12.2012 Ст. 2 п. 16 говорится: «Ребёнок с ОВЗ – это обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение образовательного процесса)», требованиям Министерства Просвещения Российской Федерации «Об утверждении положения о ППк в образовательном учреждении», и соответствует требованиям Положения о ППК в МАДОУ №10.
По результатам тематической оценки «Служба психолого-педагогического и социального сопровождения системы образования на институциональном уровне: документы, инструменты, технологии» в 2022 году от 03 марта 2023 года – замечаний нет .
Психолого-педагогическое сопровождение в нашем ДОУ осуществляется в необходимом объеме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« С опровождение » - «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождение - система деятельности всех специалистов, направленную на создание социально-психологических условий успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде. С опровождение осуществляется через деятельность психолого-педагогического консилиума ( ППк )
Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» от 9 сентября 2019 г. N р-93. Цель психолого-педагогического консилиума ( ППк ): создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Задачи ППк : 1. Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; 2. Определение характера и причин трудностей в общении и обучении воспитанников; 3. Выявление резервных возможностей воспитанника; 4. Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ДОУ возможностей 5. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников; 6. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; 7. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния; 8. Контроль за выполнением рекомендаций ППк ; 9. Представление воспитанников с трудностями в обучении, общении и социальной адаптации для обследования на ТПМПК при отсутствии необходимых условий в ДОУ.
Состав ППк МАДОУ на 2022 – 2023 учебный год: П редседатель ППк – Гаревких В.С., З аместитель председателя ППк – Мироманова Г.М., С екретарь – Резаева О.А.
Виды консилиумов 1 . Плановый консилиум проводятся в соответствии с графиком проведения, 1раз в квартал. Для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 2 . Внеплановый консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе); при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника, в соответствии с запросами родителей (законных представителей) , педагогических и руководящих работников ДОУ с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
График плановых заседаний ППк МАДОУ на 2022 – 2023 учебный год: № п/п Месяц Тема заседания 1 Декабрь Комплексное обследование воспитанников средних групп, имеющих нарушения речевого развития. 2 Январь Обсуждение результатов комплексного обследования воспитанников средних групп, имеющих нарушения речевого развития, с их родителями. 3 Апрель Результаты оценки уровня школьной зрелости выпускников 4 Май Определение эффективности специальной (коррекционной) помощи в группе компенсирующей направленности №8 для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Виды консилиумов 1 . Плановый консилиум проводятся в соответствии с графиком проведения, 1раз в квартал. Для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 2 . Внеплановый консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе); при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника, в соответствии с запросами родителей (законных представителей) , педагогических и руководящих работников ДОУ с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Организация деятельности ППк 1. В ППк поступают обращения по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников ДОУ. 2. Проводится обследования каждым специалистом, составляется заключение и разрабатываются рекомендации. 3. Проводится заседание ППк , на котором обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом. 4. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. 5. По результатам проведения заседания составляется коллегиальное заключение ППк , содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного воспитанника.
6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк , степени социализации и адаптации воспитанника. 7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме. 8. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 9. При направлении воспитанника на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ТПМПК) оформляется представление ППк на воспитанника, которое выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. Организация деятельности ППк
В 2020-2021 учебном году было проведено 13 заседаний ППк . Из них 5 плановых. 8 внеплановых. Всего за 2020-2021 учебный год через ППк прошло 48 детей. В 2021-2022 учебном году было проведено 10 заседаний ППк . Из них 4 плановых, 6 внеплановых. Всего за 2021-2022 учебный год через ППк были проведены 31 ребёнок. В 2022-2023 учебном году с сентября по март 2023 года уже было проведено 8 заседаний, 2 из которых плановых. Всего уже прошло 26 детей за новый учебный год. Анализ заседаний ППк в нашем ДОУ за 3 года
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение ФГОС в ДОУ. Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
Система сопровождения детей с ОВЗ через включение в инклюзивную практику групп "Сложные дефекты"
Образовательный проект. Авторская разработка....
презентация к выступлению на пед. совете или методическом объединение по теме: "Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ и « группы риска»".
материалы презентации содержат рекомендации в работе педагога-психолога с родителями "особых" детей....
Технологии управления системой сопровождения интеллектуально одарённых детей дошкольного возраста
Пояснительная записка…Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижения...