Технологии управления системой сопровождения интеллектуально одарённых детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
Пояснительная записка
…Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.
Как же разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологии управления системой сопровождения интеллектуально одарённых детей дошкольного возраста.
Т.С. Курилова, методист ИМЦ Петроградского района СПб, заведующий ГБДОУ детский сад № 90 Петроградского района СПб
Пояснительная записка
…Маленький художник, картинами которого восхищается весь мир. Маленький математик, складывающий и умножающий в уме огромные числа. Маленький спортсмен с большими достижениями, который еще совсем недавно делал первые неуверенные шаги в своей жизни. Маленький музыкант, одухотворенно исполняющий сложные произведения, порой недоступные даже взрослым.
Как же разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок в детском сообществе, такой яркий и непохожий на остальных… Это подарок педагогу или проблема для него?
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
Но сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники, которые первыми встречают маленького человечка на его большом жизненном пути и понимают свою ответственность за то, каким он станет, когда подрастет.
В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность?
Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одаренности. Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Таким образом, в последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.
Реализация проекта
Руководствуясь национальным проектом «Образование», мы видим, что полноценное обучение и воспитание одарённых детей является задачей государственной важности.
В связи с этим, в рамках реализации Проекта ИМЦ Петроградского района «Творческая среда и интеллектуально одарённые дети», который реализуется с 2016 гола в Петроградском районе, возникла необходимость охвата детей на всех ступенях образования, начина с самой первой – дошкольной.
Проект базируется на партнерстве, совместной деятельности, направленной, в частности, на решение задач: разработка и осуществление совместных образовательных, культурных проектов, направленных на выявление и поддержку одарённости у детей и подростков; обмен ресурсами и кооперация ресурсов, диссеминация опыта.
Подпроект «Мудрый совеночек. Развитие и сопровождение одарённых детей в условиях дошкольного воспитания» стартовал с 01.09.2019 года и за три сезона приобрел много единомышленников среди воспитанников и педагогов дошкольных образовательных учреждений Петроградского района.
Для эффективной и результативной работы по данным направлениям встал вопрос о необходимости разработки оптимальных подходов, приемов и методов по раннему выявлению и поддержке одаренных детей. Реализация данных задач включает в себя проведение ряда мероприятий.
Сформированы цель и задачи внедрения данной практики.
Цель:
- создание системы раннего выявления и сопровождения интеллектуально одарённых воспитанников ДОУ в Петроградском районе
Задачи:
- создание образовательной среды для раннего выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей детей, подготовка к обучению в современной школе;
- формирование системы взаимодействия научно-педагогической общественности, педагогов, воспитанников ДОУ и их родителей, по созданию образовательной среды, способствующей выявлению, развитию и поддержки одаренных (талантливых) детей в рамках сетевого сообщества;
- повышение компетенции педагогов и специалистов ДОУ в работе с одаренными (талантливыми) детьми, обеспечить методическую поддержку и сопровождение по организации, содержанию и методике выявления наиболее способных и талантливых детей ДОУ.
- Использование в образовательной деятельности направлений на развитие интеллектуальной сферы (интеллектуальные игры, олимпиады);
- создание системы взаимодействия между педагогами и родителями, воспитывающими интеллектуально одарённых детей, определить направления взаимодействия с при организации сопровождения интеллектуально одарённых воспитанников в условиях ФГОС ДО;
- психолого-педагогическая поддержка родителей при воспитании интеллектуально-одарённых детей.
Реализация данных задач включает в себя проведение ряда организационных, методических, аналитических и педагогических мероприятий.
Проведены необходимые организационные мероприятия:
- формирование участников проекта (сбор заявок):
- создание творческой группы педагогов и разработка плана работы,
- разработка программы повышения квалификации для педагогов и специалистов,
- проведены разъяснительные семинары с педагогами и родителями, методические совещания.
Разработан пакет документов, включающий в себя:
- Проект «Творческая среда и интеллектуально одаренные дети, подпрограмма проекта «Мудрый совеночек. Развитие одаренных детей в условиях дошкольного образования»
- Положение о работе творческой группы
- Схемы взаимодействия (пошаговые инструкции для педагогов) при организации, проведении и обработке результатов (игр, олимпиад), как в очном, так и в дистанционном формате.
- Функциональные обязанности участников проекта.
- Анкеты
- Формы заявок.
- Система оценки участия в мероприятиях проекта (ведомости для занесения результатов, сводные ведомости)
- График проведения мероприятий (утверждается ежегодно).
Проект для дошкольников реализуется по трем направлениям: интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», введение в олимпиадное движение, «Головоломка ДО», а с 2021 года стартовало новое направление, Фестиваль проектов - «STEMлики». (Приложение 1)
Интеллектуальные тематические игры «Что? Где? Когда?» проводятся ежегодно в течении учебного года, возрастная категория участников - 6-7 лет. В течении года проводится четыре тематические игры: Осенние игры, Зимние игры, Весенние игры и Финал. Ежегодно в Академии талантов, проводится торжественное открытие проекта и Финал с награждением победителей сезона.
В течение трех лет проект не стоит на месте, находится в постоянном развитии.
Проведено 11 тематических игр «Что? Где? Когда?» для дошкольников. Это командная игра – шесть игроков, в том числе капитан команды. Нужно отметить, что игры очень полюбились как детям, так и педагогам. На сегодняшний день к участию привлечены и болельщики команд, для которых предусмотрены отдельные раунды с вопросами в формате викторины или в форме эрудит-лото. У болельщиков появилась своя миссия, они следят за ходом игры, выбирают лучшего игрока команды и др. Таким образом, охват участников проекта непрерывно расширяется и приобретает новых единомышленников. Появились раунды с включением «Черного ящика», видео вопросов, появился блицтурнир, а также конкурс капитанов. Это делает игры более красочными, захватывающими и интересными для детей, что не маловажно в этом возрасте.
Олимпиадное движение – это личный зачет каждого участника. Организованы межпредметные олимпиады, которые получили название «Головоломка ДО» и проводятся в сотрудничестве с ГБОУ НОШ № 99 «Старт». Основано на принципе преемственности: (приложение 2)
Нужно отметить, что дети - школьники сами иллюстрируют свои задания, и обращаются с приветственными словами к дошкольникам.
На данный момент разработана пошаговая технологии внедрения методических инструментов как в очном, так и в дистанционном форматах (Приложение 3,4).
В 2021-2022 году стартовало новое направление Фестиваль проектов «STEMлики». Если переводить дословно, то получаем:
STEM
Science - Наука
Technology - Технология
Engineering - Инженерное дело
Math - Математика
STEM - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление.
Данное направление позволило расширить возрастной ценз участников проекта. В фестивале проектов могут принимать участие воспитанники, начиная с 4-х летнего возраста.
Положением определены направления, сроки, виды конечного продукта, критерии оценивания в рамках которых выполняются работы участниками Фестиваля проектов:
Направления:
- «Юные инженеры»;
- «Юный архитектор»;
- «Мой ЛЕГО-мир»;
- «РОБОТотехника»;
- «Юный биолог (физик, химик)»;
- «Мой любимый город»;
- «Путевые заметки»;
- «Моя родословная»;
- «Игрушки своими руками»;
- «Космическая одиссея»;
- «ЭКОмир» и др.
Виды конечного продукта, выполненного в рамках Проекта воспитанниками ДОО:
- макет;
- модель;
- выставка;
- газета, журнал;
- карта;
- игра;
- коллекция;
- костюм;
- путеводитель;
- экскурсия;
- чертеж;
- гербарий;
- книжка-раскладушка;
- поделка;
- альбом и др.
Критерии оценивания выполнения конкурсных заданий Фестиваля
- Полнота раскрытия тем Фестиваля;
- Оригинальность художественных и технических идей и решений;
- Техническая сложность исполнения макета/модели (использование разных видов конструкторов и материалов, движущихся механизмов, различных способов соединения и др.);
- уровень вклада воспитанников в создание проекта, макета/модели;
- возможность использования макета/модели в разных видах образовательной деятельности;
- грамотность и логичность изложения;
- ораторское мастерство.
На сегодняшний день сформирована сеть дошкольных учреждений Петроградского района, участвующих в реализации проекта «Мудрый совеночек. Развитие и сопровождение одарённых детей в условиях дошкольного воспитания»: 29 команд из ДОО Петроградского района участвуют в играх «Что? Где? Когда?», 15 дошкольных учреждений и более 70 воспитанников пробуют себя в олимпиадном движении для дошкольников, 21 учреждение подали заявки на участие в фестивале проектов.
Данная сеть не ограничена перечнем и предполагает расширение.
Проект «Творческая среда и интеллектуально одарённые дети» помогает детям и взрослым почувствовать себя активными участниками общественной и образовательной жизни Петроградского района.
Ожидаемые результаты проекта для разных целевых групп:
для учащихся:
- развитие мотивационно-познавательной сферы детей
- развитие и коррекция коммуникативных умений взаимодействия в социуме
- развитие "чувства успеха"
- Повышение уровня индивидуальных достижений воспитанников в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Подготовка детей к успешному обучению в школе.
для педагогов:
- овладение новыми технологиями, приёмами работы с интеллектуально-одарёнными учащимися
- увеличение числа педагогов, прошедших повышение квалификации, профессиональное развитие педагогов;
- коммуникативное взаимодействие, обмен опытом с педагогами района
- самореализация в условиях творческой интеллектуальной образовательной среды
для родителей:
- психолого-педагогическая поддержка при воспитании интеллектуально-одарённых детей;
- коммуникативное взаимодействие между родителями, воспитывающими интеллектуально одарённых детей.
Библиография:
1.Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")
2.Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
4.Конституция РФ
5.Конвенция о правах ребенка
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1155)
7. Статья 28 Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение Программы развития образовательной организации.
Приложения:
Приложение 1
Приложение 2
Основано на принципе преемственности: Дети-детям:
- Единое образовательное пространство ОУ и ДОУ.
- Преемственность уровней образования.
- Ранняя подготовка к успешности в олимпиадном движении: возрастосообразный подход
- Поддержка талантливых воспитанников.
- Реализация модели наставничества.
Приложение 3
Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?»
Схема взаимодействия при проведении игр.
Приложение 4
Приложение 5
Результативность инновационной работы для обучающихся:
мониторингу среди ДОУ, получены следующие отзывы об участии в проекте (педагоги, воспитанники, родители):
родители отмечают повышение мотивации детей к познанию
расширяют профессиональную компетенцию педагогов
Выводы:
Педагоги находят новые формы работы с детьми
Дети отдают предпочтение игре «Что? Где? Когда?»
Педагоги считают, что участие в проекте расширяет кругозор воспитанников
Библиография:
1.Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации")
2.Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
4.Конституция РФ
5.Конвенция о правах ребенка
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1155)
7. Статья 28 Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение Программы развития образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста
Раскрываются условия для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...
Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей.
В рабочей программе описаны особенности одарённых детей, календарно-тематическое планирование занятий, планируемые результаты работы, анкета"Определение склонностей ребёнка"...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...
«Использование игровой технологии «Головоломки» в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
опыт работы по теме: использование игровой технологии «Головоломки» в развитии интеллектуальный способностей детей дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...