Проект "Солнечный зайчик"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Проект для работы с детьми ЗПР и их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solnechnyy_zaychik.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 комбинированного вида» г.Пикалево
Проект «Семейный клуб для родителей воспитанников с ЗПР
«Солнечный зайчик»
Сроки выполнения проекта: сентябрь 2023г – май 2024г
Авторы:
Ерошенкова О.Ф.
Пикалево 2023
АННОТАЦИЯ
Данный проект направлен на решение актуальной управленческой задачи
– создание единого пространства ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей с задержкой психического развития. Использование традиционных и новых форм сотрудничества в рамках организации родительского клуба, примерное тематическое содержание встреч с родителями обеспечат психолого- педагогическую поддержку семей, окажут практическую помощь родителям в развитии индивидуальных способностей детей и необходимой коррекции нарушений их развития.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность и проблематика
В последнее время наблюдается стойкое увеличение числа воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях к детям. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований, как нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми и замедляет процессы коррекции нарушений развития и воспитания детей. Родители особо нуждаются в помощи со стороны педагогов- специалистов ДОУ.
Когда в нашем детском саду была открыта группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, педагоги и администрация сада столкнулись с данной проблемой. Необходимо было организовать работу с родителями, в первую очередь, в просветительском русле, чтобы повысить их педагогические и воспитательские компетенции в данном вопросе, помочь родителям принять ребенка с особенностями развития и «научить» с ним взаимодействовать. На практике показать, что совместные, согласованные усилия родителей и педагогов смогут дать значительный результат в развитии ребенка с ЗПР. Таким образом, возникла идея организации родительского клуба, которую мы уже начали воплощать в жизнь.
Коллектив ДОУ проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как их сверстники. Педагоги подбирают такие формы работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключённость и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Вид, тип проекта: социальный, информационно- просветительский, практико-
ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: педагоги ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели группы «Гномики» компенсирующей направленности для детей с ЗПР), родители детей с ЗПР, воспитанники группы.
Цель проекта: - формирование коррекционно-педагогического партнерства детского сада и семьи, ориентированного на личностное развитие детей с ЗПР, на основе функционирования родительского клуба;
- установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Задачи проекта:
- организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации развивающего сотрудничества с ребенком с учетом его образовательных особенностей;
- выработать единую образовательную стратегию к детям в рамках работы команды единомышленников (педагогов и родителей);
- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.
Планируемые результаты:
- сформирована система коррекционно-педагогического партнерства;
- родителями приобретен опыт развивающего сотрудничества со своим ребенком;
- педагоги способны безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников, составлять программу деятельности с родителями.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА
Предполагает ежемесячные заседания клуба в виде различных форм взаимодействия педагогов с родителями: семинар-практикум, круглый стол, родительский вечер, творческая гостиная и др. Темы встреч будут оглашаться родителям заранее, чтобы они смогли подготовить интересующие их вопросы по данной теме. В работе педагогов будут использоваться методы и приёмы, создающие положительный настрой, способствующие более легкому усвоению предлагаемой информации: беседы, дискуссии, игры, совместная детско- взрослая деятельность, практические упражнения. Всё общение педагогов с родителями построено на взаимопонимании и взаимоуважении. Для повышения эффективности работы, родителям будут предложены к выполнению домашние задания для отработки знаний и навыков, полученных на заседаниях клуба.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап предполагает собой заседание специалистов ДОУ с целью разработки целей и задач данного проекта, плана работы по проекту, распределение обязанностей.
- Основной этап предполагает непосредственно работу с родителями в рамках плана работ.
- Заключительный, рефлексивный этап – заседание специалистов ДОУ с целью определения эффективности работы родительского клуба: сравнения результатов анкетирования, наблюдений, отзывов родителей, достижение планируемых результатов.
Ресурсное обеспечение проекта:
Нормативно-правовое (Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР, Сан ПиН, ФЗ 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).
Организационное (официальный сайт ДОУ, аккаунт группы в социальной сети,
информация на бумажных и электронных носителях).
Материально-техническое (оборудование, технические средства).
Кадровое ( специалисты, педагоги, родители).
ПЛАН РАБОТ ПО ПРОЕКТУ
Период | Содержание | Участники |
Сентябрь | Первое заседание «Давайте познакомимся»
* рассказ учителя-дефектолога о психологических особенностях детей с ЗПР;
Работа с родителями: -анкетирование «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» -ларец желаний и предложений; - информационный стенд «Возрастные особенности детей 5-6 лет, 6-7 лет» | Председатель клуба, учитель-дефектолог, воспитатель группы «Гномики», учитель-логопед, родители. |
Октябрь | Семинар-практикум «Мозг на кончиках пальцев» *показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; * обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников; * показать практическое применение дидактических игр по развитию мелкой моторики рук; *укрепить сотрудничество родителей и воспитателей Работа с родителями: - информационный стенд «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей» - папка – передвижка «Игры, развивающие цветовое восприятие» - досуг «Осень разноцветная» | Воспитатели, родители, дети. |
Ноябрь | Игровой практикум «Сенсорное развитие» * воспитатель на практике знакомит родителей, как, используя простые материалы, имеющиеся дома, развивать сенсорное восприятие детей. Работа с родителями: - фотовыставка «От солнышка-тепло, от мамочки-добро» -памятка «Правила работы с рабочими тетрадями дома» | Воспитатели, родители, дети. |
Декабрь | Круглый стол «Развиваем нашу речь» *учитель-логопед рассказывает родителям о необходимости речевого развития, об имеющихся проблемах; показывает, как правильно выполнять домашние задания логопеда; учит правильному проведению артикуляционной гимнастики и выполнению кинезиологических упражнений Работа с родителями: -картотека речевых игр; -конкурс «Новогодняя игрушка» | Учитель-логопед, воспитатели, родители |
Январь | Творческая гостиная «Мы умеем» *воспитатель знакомит детей и родителей с разными формами творчества, способствующими гармонизации и укреплению детско-взрослых отношений Работа с родителями: -информационный стенд «Развитие речи у детей средствами театрализованной деятельности» | Воспитатели группы «Гномики», родители, дети. |
Февраль | Родительский вечер «В гостях у царицы наук» *учитель-дефектолог познакомит родителей с приёмами методами развития математических представлений дошкольников Работа с родителями: -информационный стенд «Отец как воспитатель» - спортивный досуг «Быстрее, выше, сильнее» - стенгазета «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» | Учитель-дефектолог, родители, воспитатели |
Март | Родительский лекторий «Секреты воспитания» *несколько родителей подготовят небольшие жизненные ситуации, вымышленные или те, что произошли в их семье; и родители, совместно с педагогами будут искать «правильный педагогический выход» из данной ситуации Работа с родителями: -информационный стенд «Режим. Сон и его организация» - стенгазета «Мамочке моей» | Воспитатели, родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
Апрель | Совместное детско-взрослое развлечение «Весело играем» * воспитатели на практике показывают родителям: в какие игры с детьми можно играть дома, на детской площадке, на даче Работа с родителями: -буклет «Рекомендации родителям о ПДД» -папка-передвижка «Правила общения» | Воспитатель группы «Гномики», родители, дети |
Май | Итоговое заседание клуба «Подведем итоги» * выступление педагогов по результатам работы клуба за учебный год; получение обратной связи от родителей (высказывание впечатлений, замечаний, пожеланий) Работа с родителями: -информационный стенд «Роль совместного отдыха родителей и детей» - папка-передвижка «Безопасность детей – забота родителей» | Заведующий ДОУ, учитель-дефектолог, воспитатели группы «Гномики», учитель-логопед, родители. |
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка эффективности и результативности проекта будет проведена после его полной реализации посредством анкетирования и опроса родителей и педагогов, анализа востребованности мероприятий и удовлетворенности предоставляемых услуг, педагогического наблюдения динамики развития детей.
Критерии оценки | Показатели |
Управленческие результаты | Новые формы взаимодействия с участниками образовательных отношений. Анализ востребованности тематических встреч с родителями. Создание активного родительского коллектива. Обогащение нормативной базы ДОУ: разработка Положения о родительском клубе, плана мероприятий. |
Степень включенности в мероприятия проекта | Высокая посещаемость родителями всех планируемых мероприятий, положительные отзывы. Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми. |
Достижение образовательных результатов | Максимально возможная нормализация траектории психического и социального развития детей с ЗПР, изменение в лучшую сторону стартовых показателей школьного обучения. |
Обогащение банка педагогических идей | Наличие методических разработок |
Кадровое обеспечение | Рост уровня профессионального развития в части профессиональной компетенции |
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА
Трудности и риски | Условия для устойчивости проекта |
Недостаточность информационного обеспечения | Правильная организация информационного обеспечения родителей. Применение активных способов вовлечения в реализацию проекта |
Низкая мотивация участников проекта к его реализации | Управленческая поддержка, разработка системы мотивации |
Недостаточное использование педагогического потенциала педагогов- специалистов ДОУ | Распространение педагогического опыта специалистов. |
Литература:
- Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160с.
- Попова Л.Н., Гонгоревская М.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Каракозова Н.Ю., Мязина А.И., Кудрина А.А. Семейные клубы в дошкольном учреждении, как форма социализации ребенка: учебно-метод. Пособие. 2012.
- Интернет-страница https://s.econf.rae.ru/pdf/2017/11/6582.pdf
- Интернет-страница http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 01/dissertaciya-pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-v-organizatsii- vzaimodeystviya-s-detmi-imeyuschimi-zaderzhku-psihicheskogo-razvitiya
- Интернет-портал: maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зайчик в гостях у ребят
Укреплять физическое и психическое здоровье....
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Интегрированное занятие в младшей группе...
Конспекты занятий совместной деятельности с родителями «Зайчики», «Мишка», «Мячики», «Солнечные зайчики», «Крокодил»
Установление доверительных отношений между детьми и родителями....
Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей чтение, художественное творчество ( лепка)....
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков».
Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков». ...
СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК». МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА
СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК».МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной ...