Проект "Солнечный зайчик"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Проект для работы с детьми ЗПР и их родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnechnyy_zaychik.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида» г.Пикалево

Проект «Семейный клуб для родителей воспитанников с ЗПР

«Солнечный зайчик»

Сроки выполнения проекта:        сентябрь 2023г – май 2024г

Авторы:

Ерошенкова О.Ф.

Пикалево 2023

АННОТАЦИЯ

Данный проект направлен на решение актуальной управленческой задачи

– создание единого пространства ДОУ и семьи в воспитании и развитии детей с задержкой психического развития. Использование традиционных и новых форм сотрудничества в рамках организации родительского клуба, примерное тематическое содержание встреч с родителями обеспечат психолого- педагогическую поддержку семей, окажут практическую помощь родителям в развитии индивидуальных способностей детей и необходимой коррекции нарушений их развития.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Актуальность и проблематика

В последнее время наблюдается стойкое увеличение числа воспитанников с задержкой психического развития (ЗПР) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Не имея глубоких знаний о природе задержки психического развития, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях к детям. Противоречие между восприятием родителями ребенка как имеющего задержку в своем психическом развитии и предъявлением к нему требований, как нормально развивающемуся и является чаще всего причиной неэффективных взаимоотношений между родителями и детьми и замедляет процессы коррекции нарушений развития и воспитания детей. Родители особо нуждаются в помощи со стороны педагогов- специалистов ДОУ.

           Когда в нашем детском саду была открыта группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР, педагоги и администрация сада столкнулись с данной проблемой. Необходимо было организовать работу с родителями, в первую очередь, в просветительском русле, чтобы повысить их педагогические и воспитательские компетенции в данном вопросе, помочь родителям принять ребенка с особенностями развития и «научить» с ним взаимодействовать. На практике показать, что совместные, согласованные усилия родителей и педагогов смогут дать значительный результат в развитии ребенка с ЗПР. Таким образом, возникла идея организации родительского клуба, которую мы уже начали воплощать в жизнь.

          Коллектив ДОУ проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как  их сверстники.  Педагоги подбирают такие формы работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключённость и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Вид, тип проекта: социальный, информационно- просветительский, практико-    

ориентированный, долгосрочный.

Участники проекта: педагоги ДОУ (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели группы «Гномики» компенсирующей направленности для детей с ЗПР), родители детей с ЗПР, воспитанники группы.

Цель проекта: - формирование коррекционно-педагогического партнерства детского сада и семьи, ориентированного на личностное развитие детей с ЗПР, на основе функционирования родительского клуба;

                             - установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

  Задачи проекта:

  • организовать психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам организации развивающего сотрудничества с ребенком с учетом его образовательных особенностей;
  • выработать единую образовательную стратегию к детям в рамках работы команды единомышленников (педагогов и родителей);

- приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

Планируемые результаты:

  • сформирована система коррекционно-педагогического партнерства;

  • родителями приобретен опыт развивающего сотрудничества со своим ребенком;
  • педагоги способны безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников, составлять программу деятельности с родителями.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ПРОЕКТА

Предполагает ежемесячные заседания клуба в виде различных форм взаимодействия педагогов с родителями: семинар-практикум, круглый стол, родительский вечер, творческая гостиная и др. Темы встреч будут оглашаться родителям заранее, чтобы они смогли подготовить интересующие их вопросы по данной теме. В работе педагогов будут использоваться методы и приёмы, создающие положительный настрой, способствующие более легкому усвоению предлагаемой информации: беседы, дискуссии, игры, совместная детско- взрослая деятельность, практические упражнения. Всё общение педагогов с родителями построено на взаимопонимании и взаимоуважении. Для повышения эффективности работы, родителям будут предложены к выполнению домашние задания для отработки знаний и навыков, полученных на заседаниях клуба.

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап предполагает собой заседание специалистов ДОУ с целью разработки целей и задач данного проекта, плана работы по проекту, распределение обязанностей.
  2. Основной этап предполагает непосредственно работу с родителями в рамках плана работ.
  3. Заключительный, рефлексивный этап – заседание специалистов ДОУ с целью определения эффективности работы родительского клуба: сравнения результатов анкетирования, наблюдений, отзывов родителей, достижение планируемых результатов.

Ресурсное обеспечение проекта:

   Нормативно-правовое (Адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР, Сан ПиН, ФЗ 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

   Организационное (официальный сайт ДОУ, аккаунт группы в социальной сети,

информация на бумажных и электронных носителях).

Материально-техническое (оборудование, технические средства).

Кадровое ( специалисты, педагоги, родители).

ПЛАН РАБОТ ПО ПРОЕКТУ

Период

Содержание

Участники

Сентябрь

Первое заседание «Давайте познакомимся»

  • знакомство родителей с педагогами – участниками клуба и друг другом;
  • знакомство родителей с целью и задачами работы клуба;

* рассказ учителя-дефектолога о психологических особенностях       детей с ЗПР;

  • рассказ учителя-дефектолога об особенностях педагогической работы с детьми с ЗПР

Работа с родителями:

-анкетирование «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

-ларец желаний и предложений;

- информационный стенд «Возрастные особенности детей 5-6 лет, 6-7 лет»

Председатель клуба,  учитель-дефектолог,

воспитатель группы

«Гномики», учитель-логопед, родители.

Октябрь

Семинар-практикум «Мозг на кончиках пальцев»

*показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук;

* обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;

* показать практическое применение дидактических игр по развитию мелкой моторики рук;

*укрепить сотрудничество родителей и воспитателей

Работа с родителями:

- информационный стенд «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей»

 - папка – передвижка «Игры, развивающие цветовое восприятие»

 - досуг «Осень разноцветная»

Воспитатели, родители, дети.

Ноябрь

Игровой практикум «Сенсорное развитие»

* воспитатель на практике знакомит родителей, как, используя простые материалы, имеющиеся дома, развивать сенсорное восприятие детей.

Работа с родителями:

- фотовыставка «От солнышка-тепло, от мамочки-добро»

-памятка «Правила работы с рабочими тетрадями дома»

Воспитатели, родители, дети.

Декабрь

Круглый стол «Развиваем нашу речь»

*учитель-логопед рассказывает родителям о необходимости речевого развития, об имеющихся проблемах; показывает, как правильно выполнять домашние задания логопеда; учит

правильному проведению артикуляционной гимнастики и выполнению кинезиологических упражнений

Работа с родителями:

-картотека речевых игр;

-конкурс «Новогодняя игрушка»

Учитель-логопед, воспитатели, родители

Январь

Творческая гостиная «Мы умеем»

*воспитатель знакомит детей и родителей с разными формами творчества, способствующими гармонизации и укреплению

детско-взрослых отношений

Работа с родителями:

-информационный стенд «Развитие речи у детей средствами театрализованной деятельности»

Воспитатели группы

«Гномики», родители, дети.

Февраль

Родительский вечер «В гостях у царицы наук»

*учитель-дефектолог познакомит родителей с приёмами методами развития математических представлений

дошкольников

Работа с родителями:

-информационный стенд «Отец как воспитатель»

- спортивный досуг «Быстрее, выше, сильнее»

- стенгазета «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»

Учитель-дефектолог, родители, воспитатели

Март

Родительский лекторий «Секреты воспитания»

*несколько родителей подготовят небольшие жизненные

ситуации, вымышленные или те, что произошли в их семье; и родители, совместно с педагогами будут искать «правильный

педагогический выход» из данной ситуации

Работа с родителями:

-информационный стенд «Режим. Сон и его организация»

- стенгазета «Мамочке моей»

 Воспитатели, родители, учитель-дефектолог, учитель-логопед

Апрель

Совместное детско-взрослое развлечение «Весело играем»

* воспитатели на практике показывают родителям: в какие игры с детьми можно играть дома, на детской площадке, на даче

Работа с родителями:

-буклет «Рекомендации родителям о ПДД»

-папка-передвижка «Правила общения»

Воспитатель группы

«Гномики», родители, дети

Май

Итоговое заседание клуба «Подведем итоги»

* выступление педагогов по результатам работы клуба за учебный год; получение обратной связи от родителей (высказывание впечатлений, замечаний, пожеланий)

Работа с родителями:

-информационный стенд «Роль совместного отдыха родителей и детей»

- папка-передвижка «Безопасность детей – забота родителей»

Заведующий ДОУ,

учитель-дефектолог,

воспитатели группы

«Гномики», учитель-логопед, родители.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка эффективности и результативности проекта будет проведена после его полной реализации посредством анкетирования и опроса родителей и педагогов, анализа востребованности мероприятий и удовлетворенности предоставляемых услуг, педагогического наблюдения динамики развития детей.

Критерии оценки

Показатели

Управленческие результаты

Новые формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Анализ востребованности тематических встреч с родителями.

Создание активного родительского коллектива.

Обогащение нормативной базы ДОУ: разработка Положения о родительском клубе, плана мероприятий.

Степень включенности в мероприятия проекта

Высокая посещаемость родителями всех планируемых мероприятий, положительные отзывы.

Использование родителями предложенных материалов в работе с детьми.

Достижение образовательных результатов

Максимально возможная нормализация траектории психического и социального развития детей с ЗПР,

изменение в лучшую сторону стартовых показателей школьного обучения.

Обогащение банка педагогических идей

Наличие методических разработок

Кадровое обеспечение

Рост уровня профессионального развития в части профессиональной компетенции

УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОЕКТА

Трудности и риски

Условия для устойчивости проекта

Недостаточность информационного обеспечения

Правильная организация информационного обеспечения родителей.

Применение активных способов вовлечения в реализацию проекта

Низкая мотивация участников проекта к его реализации

Управленческая поддержка, разработка системы мотивации

Недостаточное использование

педагогического потенциала педагогов- специалистов ДОУ

Распространение педагогического опыта специалистов.

Литература:

  1. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 160с.
  2. Попова Л.Н., Гонгоревская М.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Библиотека журнала «Управление ДОУ» М.: ТЦ Сфера, 2012.
  3. Каракозова Н.Ю., Мязина А.И., Кудрина А.А. Семейные клубы в дошкольном учреждении, как форма социализации ребенка: учебно-метод. Пособие. 2012.
  4. Интернет-страница https://s.econf.rae.ru/pdf/2017/11/6582.pdf

  1. Интернет-страница        http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00- 01/dissertaciya-pedagogicheskaya-pomosch-roditelyam-v-organizatsii- vzaimodeystviya-s-detmi-imeyuschimi-zaderzhku-psihicheskogo-razvitiya
  2. Интернет-портал: maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зайчик в гостях у ребят

Укреплять физическое и психическое здоровье....

Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение, Художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.

Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей чтение, художественное творчество ( лепка)....

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков».

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи «Игрушки. Зайчик. Рассматривание большого и маленького зайчиков». ...

СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК». МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА

СТИХОТВОРЕНИЕ В. ХОРОЛА «ЗАЙЧИК».МОРКОВКА ДЛЯ ЗАЙЧИКА Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной ...