Задержка психического развития - что это такое?
консультация по коррекционной педагогике
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
В семье, уделяющей ребенку должное внимание и создающей все необходимые для ребенка условия, соответствующие его состоянию, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Родители должны оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 106.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития - что это такое?
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
То есть, термин «задержка психического развития» означает временную задержку психического развития. Это значит, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло».
Основные причины ЗПР:
- слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка: или врожденные, или полученные в период беременности и родов, а также на ранних периодах его жизни
- ослабленность ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы
- длительные неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания)
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
• снижение работоспособности
• повышенная истощаемость
• неустойчивость внимания
• более низкий уровень развития восприятия
• недостаточная продуктивность произвольной памяти
• отставание в развитии всех форм мышления
• дефекты звукопроизношения
• своеобразное поведение
• бедный словарный запас
• низкий навык самоконтроля
• незрелость эмоционально-волевой сферы
• ограниченный запас общих сведений и представлений.
Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда им своевременно оказывается помощь квалифицированных специалистов: невролога, психиатра, педиатра, врача ЛФК, психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Педагогическая коррекция и обучение детей в детском саду ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей.
В семье, уделяющей ребенку должное внимание и создающей все необходимые для ребенка условия, соответствующие его состоянию, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Родители должны оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Причины возникновения задержки психического развития
К.С. Лебединской в 1980 г. был предложен свой вариант классифика-ции ЗПР. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая сис-тематика. Выделяют 4 основных типа ЗПР:♦ конституциональног...