Задержка психического развития - что это такое?
консультация по коррекционной педагогике
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
В семье, уделяющей ребенку должное внимание и создающей все необходимые для ребенка условия, соответствующие его состоянию, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Родители должны оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_-_chto_eto_takoe.docx | 106.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка психического развития - что это такое?
Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
То есть, термин «задержка психического развития» означает временную задержку психического развития. Это значит, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло».
Основные причины ЗПР:
- слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка: или врожденные, или полученные в период беременности и родов, а также на ранних периодах его жизни
- ослабленность ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы
- длительные неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания)
Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:
• снижение работоспособности
• повышенная истощаемость
• неустойчивость внимания
• более низкий уровень развития восприятия
• недостаточная продуктивность произвольной памяти
• отставание в развитии всех форм мышления
• дефекты звукопроизношения
• своеобразное поведение
• бедный словарный запас
• низкий навык самоконтроля
• незрелость эмоционально-волевой сферы
• ограниченный запас общих сведений и представлений.
Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда им своевременно оказывается помощь квалифицированных специалистов: невролога, психиатра, педиатра, врача ЛФК, психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.
Педагогическая коррекция и обучение детей в детском саду ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей.
В семье, уделяющей ребенку должное внимание и создающей все необходимые для ребенка условия, соответствующие его состоянию, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Родители должны оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.
Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)
Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...
Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»
Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...
особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Консультация для родителей"ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"
Показатели психического развития детей...