Задержка психического развития - что это такое?
консультация по коррекционной педагогике

Ефимова Анна Витальевна

Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

В семье, уделяющей ребенку должное внимание и создающей все необходимые для ребенка условия, соответствующие его состоянию, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Родители должны оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_-_chto_eto_takoe.docx106.77 КБ

Предварительный просмотр:

Задержка психического развития - что это такое?

Задержка психического развития (ЗПР) - это замедление темпа психического развития, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

То есть, термин «задержка психического развития» означает временную задержку психического развития. Это значит, что через какой-то определенный срок эта задержка компенсируется, ребенок догонит своих сверстников и его развитие войдет в нормативное «русло».

Основные причины ЗПР:

  • слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга ребенка: или врожденные, или полученные в период беременности и родов, а также на ранних периодах его жизни
  • ослабленность ЦНС инфекциями, хроническими соматическими состояниями, интоксикацией, травмами головного мозга, нарушениями эндокринной системы
  • длительные неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания)

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

• снижение работоспособности

• повышенная истощаемость

• неустойчивость внимания

• более низкий уровень развития восприятия

• недостаточная продуктивность произвольной памяти

• отставание в развитии всех форм мышления

• дефекты звукопроизношения

• своеобразное поведение

• бедный словарный запас

• низкий навык самоконтроля

• незрелость эмоционально-волевой сферы

• ограниченный запас общих сведений и представлений.

Эффективная динамика развития детей намечается тогда, когда им своевременно оказывается помощь квалифицированных специалистов: невролога, психиатра, педиатра, врача ЛФК, психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Педагогическая коррекция и обучение детей в детском саду ведутся с учётом всей сложности, неравномерности и дисгармоничного развития интеллекта и личности детей. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и родителей.

В семье, уделяющей ребенку должное внимание и создающей все необходимые для ребенка условия, соответствующие его состоянию, задержка психического развития может быть полностью или в значительной степени компенсирована путём целенаправленной активизации различных сторон интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Родители должны оценить возможности своего ребенка и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития ) (коррекционно-развивающие игры на развитие психических процессов у детей)

Цель практикума: Раскрыть родителям педагогическое значение развивающих игр и руководства ими. Обратить внимание родителей на то, что ребенок воспитывается в деятельности, и поскольку игра являет...

Коррекционно-развивающая программа для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития «Развитие высших психических функций»

Пояснительная запискаПо данным Министерства образования Российской Федерации  среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизическ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких животных»

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательных психических процессов у детей подготовительной группы с задержкой психического развития «В гостях у Диких жив...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...