Памятка: Играя пальчиками, развиваем ребёнка.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Гриненко Елена Николаевна

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребёнка к последующему обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraya_palchikami_razvivaem_rebenka.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Играя пальчиками, развиваем ребёнка

          Известный педагог Сухомлинский В.А. сказал «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша и играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаём, что занимаемся, таким образом, с ребёнком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?

       Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры – это упражнения пальчиковой гимнастики.

Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышленияребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются и руки и мозг.

Большое значение для развития детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и    мелкими игрушками, играми- вкладышами, мелким конструктором, конструктором типа ЛЕГО,  раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами.

Очень важно,   чтобы родители знали нормы двигательного развития ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут  дать ребенку полноценное развитие.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка.

Дня чего нужно развивать пальчики?

Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук — это один из ведущих показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание и память, связная речь, подготовленность к письму. Такое развитие для большей эффективности должно сопровождаться интересом ребенка, положительными эмоциями и творчеством. Вы не только поможете ребенку справиться с проблемами в общении, но и заложите основу его успешной успеваемости в школе, ведь для того чтобы хорошо учиться, нужно уметь мыслить.

Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. Двигательные и речевые центры в мозгу – самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и понимать её, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, взрослым, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Когда ребёнок говорит и стихами сопровождает упражнения из пальчиковой гимнастики – это делает его речь более чёткой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он может усилить контроль за своими движениями.

В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное весёлое упражнение для развития памяти.

А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребёнок может сочинить свои «пальчиковые истории».

После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это в дальнейшем поможет в освоении навыков письма.

 Предлагаю вам попробовать поиграть с детьми.

Начинаем с разминки:

Покатаем шестигранный карандаш между ладошками:

«Карандаш в руке катаю,
Между пальцами верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу».

Теперь родители помассируют ручки детям:

«Мышка мыла мышке лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку –
Смыв с неё и грязь, и краску.
Средний мылила усердно –
Самый грязный был, наверно.
Безымянный тёрла пастой –
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла –
Очень он боялся мыла…

Теперь можно перейти и к самим упражнениям.

Все пальчиковые упражнения можно разделить на 3 группы:

  1. Упражнения для кистей рук на сжимание и разжимание пальцев:

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.


Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел.
Оттого и потолстел.

  1. Упражнения для пальцев статические, т.е. простое изображение предмета:

           Стул.

Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.

(Ладонь левой руки располагается вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок большим пальцем к себе).

          Флажок.

Я флажок в руке держу
И ребятам им машу.

(4 пальца вместе, а большой палец опущен вниз).

          Цепочка.

Пальчики перебираем
И цепочку получаем
.
(Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д.)

          Зайка.

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы и шевелить ими.)

                 Гусь.

Гусь стоит и всё гогочет,
Ущипнуть тебя он хочет.
(Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу).

  1. Упражнения для пальцев динамические (инсценировка небольших стишков):

             Солим капусту.

Мы капусту рубим, рубим,    (ребром ладони рубим)
Мы морковку трём, трём,    
(кулачки трём друг о друга)
Мы капусту солим, солим
,   (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём.      (пальчики сжимаем и разжимаем).

            Стираем платочки.

Мы платочки постираем,
Крепко, крепко их потрём.   
(трем кулачок об кулачок)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмём.    
(движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнём, так встряхнём.   
(встряхиваем кисти рук)
А теперь платки погладим,
Мы погладим утюгом.   
(кулачком правой руки гладим ладонь левой)
А теперь платочки сложим   
(хлопки ладошками)
И все дружно в шкаф положим.   (руки на коленки)

Для пальчиковых игр вы можете использовать любые стихотворения и песенки, потешки и сказки. Играйте с ребёнком, занимайтесь и получайте удовольствие от занятий. Ведь пальчиковые игры не требуют специального оборудования и педагогического образования, а польза от них весьма впечатляющая.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь ежедневно от 5 до 10 минут.

Желаю успехов

Используемая литература

- М.В.Еромыгина. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей

      рук. Зрительная гимнастика. 2017

- М.В.Еромыгина. Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей

      рук. Зрительная гимнастика. 2017

- Гатанова Н., Тунина Е. «Развиваю мелкую моторику». СПб, «Питер»,2000г

- Борисенко М.Г, Лукина Н.А. «Наши пальчики играют» СПб, «Паритет», 2003г

-  Громова О.Н., Прокопенко Т.А «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей». Москва, «ГНОМ и Д», 2002г.

- Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь». С - П, «Лань», 1996г

- Цвынтарный В.«Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем». С - П, «Лань», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для молодых воспитателей "играем пальчиками- развиваем речь"

Важность развития мелкой моторики, принцыпы подбора игр, правила проведения игр, игры для развития мелкой моторики....

Играем пальчиками - развиваем речь

Познакомить родителей с эфективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка...

Играем пальчиками - развиваем речь

Роль паличиковой гимнастики в речевом развитии детей...

Играем пальчиками – развиваем речь ребенка

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики....

Консультация для родителей «Играя пальчиками- развиваем речь ребёнка»

Консультация для родителей как развивать речь ребёнка через мелкую моторику и пальчиковые игры....

Консультация для родителей: "Пальчики помогают говорить, играя пальчиками развиваем речь".

Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики....