Опыт работы «Педагогические технологии, методы и приемы профилактики девиаций социального здоровья дошкольников с ОВЗ»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
методы и приемы профилактики девиаций и социального здоровья детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска
«Педагогические технологии, методы и приемы профилактики девиаций социального здоровья дошкольников с ОВЗ»
Составил: воспитатель высшей
квалификационной категории
Блинова Ольга Александровна
г. Волгодонск, 2023
Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. Проблемы в поведении у таких детей становятся серьезным препятствием на пути в обучении. Поэтому с мая 2022 года в нашем учреждении реализуется инновационный образовательный проект «Создание системы психолого-педагогической деятельности ДОО, направленной на профилактику девиаций социального здоровья детей с ОВЗ».
В ходе работы, мы осуществляем поиск методов, технологий, форм профилактики признаков девиаций поведения дошкольников.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, отсутствие возможности самореализоваться.
Основные проблемы детей с девиантным поведением заключаются в их неумении контролировать себя, эффективно взаимодействовать с окружающими. Чтобы устранить искажения эмоционального реагирования и сложившиеся стереотипы поведения, мы определили пути решения:
1. Сформировать интерес ребенка к окружающим людям и желанию их понять.
2. Закрепить навыки общения, элементарных знаний о правилах поведения.
3. Выработать навыки адекватного поведения.
4. Обучить ребенка правильно оценивать себя, балансировать свои эмоциональные состояния.
Для коррекции отклоняющегося поведения ребенка наиболее эффективной является игротерапия, так как игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста.
При помощи игротерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.
Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Стимулировать детей к игре не приходится, они делают это с удовольствием.
Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в дочки - матери, можно узнать об эмоциональном мире ребенка. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки, или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.
Одной из самых полезных игр считается игра с песком. Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. В своей работе мы применяем игры и упражнения.
Упражнение «Нарисуй эмоцию»
Детям показываем пиктограмму с эмоциями и спрашиваем, какое настроение изображено, затем предлагаем подойти к песочнице и изобразить мимикой предложенную эмоцию, и нарисовать её на песке.
Не менее интересные и полезные игры «Песочные прятки», Игрушки-потеряшки, «Поварёнок». В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Детям предлагается опустить руки в песок, и найти сказочный предмет, который от них спрятался в песке. Дети должны угадать из какой сказки спрятался предмет или герой. С интересом ребята играют в игру « Игрушки-потеряшки»
(Ищем игрушки в песке)
Где ж у нас игрушки:
Куклы да зверюшки?
Зайка с мишкой на полу,
Кукла новая в углу,
Яркий мячик под столом,
А матрешки под окном!
Мы еще не наигрались,
А игрушки разбежались!
Для начала просим просто найти все игрушки в песке. Затем усложняем задачу. Просим определить по форме и найти мишку, куколку, лошадку, мячик и т.д. Если ребенок ошибается, прячем игрушку обратно в песок, и он попробует ещё раз. Еще одна полюбившаяся игра «Поварёнок»
(Учимся пользоваться формочками )
Ну-ка, повар, наш дружок,
Испеки нам пирожок!
Для мишки-топтыжки —
Медовые коврижки,
Для белочки-вертушки —
Сладкие ватрушки.
А для ребятишек —
Пончиков да пышек!
Предлагаем ребёнку вылепить из мокрого песка разную «выпечку»: овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку»). Дети угощают своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек. Для этой игры можно использовать формочки.
С удовольствием наши воспитанники рисуют на песке геометрические фигуры и целые картины.
В результате игр с песком наблюдаются положительные изменения: эмоции приобретают глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств; эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации; снижается уровень агрессии.
Существует множество классификаций игр для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.
И вы их знаете и используете в своей работе, потому что без игры просто невозможна наша работа.
Рассмотрим, какие игры наиболее эффективны для профилактики и коррекции девиантного поведения.
В своей работе мы используем различные комплексы игр для разных категорий детей. Например:
Игры для агрессивных детей:
«Колотим воздух», «Сигналы гнева», «Танцуем – отдыхаем», «Клубочек», «Схвати предмет», «Тихий колокольчик», «Маленькие птички», «Комкаем - кидаем», «Повтори за мной», «Капсула крика», «Подушка для пинания» и многие другие. Они эффективно работают, помогая снять напряжение, выплеснуть гнев, снять у детей усталость и работают как эмоциональная разрядка.
Для детей застенчивых применяем раскрепощающие игры:
Игра «Угадай эмоцию». Ребёнку показываем мимикой эмоцию, а он называет её и старается воспроизвести.
Умение общаться, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития. Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого человека и отреагирует на него.
Дидактическая игра «Лото настроений» - Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции (пиктограмму).Предлагает отыскать в своем наборе животное или человека с такой же эмоцией.
Игра «Живая иллюстрация» Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции.
Игра «Ласковые лапки». Предлагаем ребёнку оголить руку по локоть; объясняем, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет.
После физкультурных, музыкальных занятий, подвижных игр применяем комплексы психогимнастик, которые помогают снятию психического напряжения и сохранению эмоционального благополучия ребенка.
Наряду с играми в работе по профилактике девиантного поведения особое место уделяем сказке, так как они воздействуют на детей на уровне эмоций, переживаний и чувств.
Элементы сказкотерапии считаем эффективным методом работы с особыми детьми. Например, самые распространенные сказки:
1) Колобок - ушел из дома один, и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).
2) Волк и семеро козлят – учит, что нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).
3) Репка – учит, что всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
4) Маша и медведь – учит, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Благодаря сказкотерапии у детей развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, ребенок учится различать такие понятия, как «добро» и «зло», учится правильно оценивать поступки и свои, и окружающих.
Помимо игр и корректирующих занятий ребенку с отклоняющимся поведением необходим твердый режим дня и правильное питание, контроль за просматриваемыми по телевизору передачами и фильмами.
Основным показателем успешности применяемых нами методов и приёмов являются отношения, которые складываются между детьми группы, в их общении и взаимодействии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме «Метод проектов как инновационная педагогическая технология»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации раб...
Опыт работы " Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Опыт работы «Использование технологии театрализованной деятельности, как фактора успешного речевого развития дошкольников в условиях ФГОС ДО»Актуальность опыта. Проблема р...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ" НА МО ДОУ (ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА)...
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»
Опыт работы «Формы и методы работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма и создание отряда ЮИД «Светофорик»...
"Образовательные технологии, методы и приемы в работе с дошкольниками. Технология исследовательской деятельности"
Опыт для воспитателей...
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...