Опыт работы по теме «Метод проектов как инновационная педагогическая технология»
методическая разработка на тему

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме

«Метод проектов как инновационная педагогическая технология»

Воспитатель:

Шнайдер Наталья Владимировна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Актуальность: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?). Все эти «почему» нельзя оставлять без ответа, но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

В своей работе я использую один из перспективных методов - метод проектной деятельности, который направлен на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление. 

Технология проектной деятельности является одним из оптимальных, инновационных и перспективных. Её использование помогает ребенку расширять собственные знания о планете, природе, людях, различных процессов, развивают в нем коммуникативные и познавательные способности, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, предоставляет детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.   В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, способствуют развитию логики, абстрактному мышлению и способности быстро и интуитивно принимать решения или делать выбор.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является
развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей                                                                                                              

Задачи развития: 
1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2) развитие познавательных способностей;
3) развитие творческого воображения;
4) развитие творческого мышления;
5) развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста
.

 В младшем дошкольном возрасте – это:

-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Существует несколько видов проектов в ДОУ по ФГОС:

-Творческий вид. Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.

-Исследовательский вид. Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.

-Игровой вид. Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.

-Информационный вид. Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

В ходе применения проектных практик, были выделены три основные этапа, которые представляют собой одну педагогическую технологию:

Этап №1

Подрожательско-исполнительные действия. На этом этапе участвуют дети от 3-3,5 лет. Он выполняют второстепенную роль и действуют по указаниям или инструкции. Такие проекты помогают установить более прочные доверительные отношения между ребенком и взрослым.

Этап № 2

Развивающие действия, в которых принимают участие малыши 5-6 лет. Это отличный опыт совместной деятельности, взаимопомощи между сверстниками и согласование уже самостоятельных решений.

Этап № 3

Творческое развитие. Характерен для детей 6 лет и старше. Задача родителей и воспитателей поддержать и развить творческие стремления детей. Малыши способны самостоятельно выбирать тему, цель и содержание предстоящего мероприятия.

На первом  этапе работы над проектом я выбираю тему.

Моя задача, как педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Для этого использую модель “трёх вопросов”:

-Что знаю?

-Чего хочу узнать?

-Как узнать?

Я ставлю перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка,

вовлекаю дошкольников в решение проблемы, вместе с детьми составляю план — схему проведения проекта, собираем информацию, материал.

Второй этап – реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Я  создаю в группе условия для осуществления детских замыслов.

На данном этапе провожу занятия, игры, наблюдения, даю домашнее задание родителям и детям.

 

Третий этап – презентация проекта.

На данном этапе работы над проектом я готовлю презентацию проекта (праздник,  занятие, досуг), подвожу итоги.

Мной разработаны проекты:

Игровые проекты для детей:

 - «Петушок и его семья», для детей 1 младшей группы.

Ранний возраст - один из важнейших этапов развития ребенка. Это время, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире. Основное развитие ребенка происходит в семье. Необходимо решить важную проблему, как показать ребенку, что такое семья и познакомить его с этим понятием.

Цель: Знакомить детей с понятием «Семья» на примере семьи петушка. Показать, что члены семьи любят друг друга. Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами  и строками народно - поэтических творений. Знакомить детей с фольклорными произведениями.

- «Я сам»,  для детей второй младшей группы.

Целью которого был поиск новых форм и методов работы по воспитанию у детей младшего возраста самостоятельности.

Творческие, информационно-исследовательские проекты для детей второй младшей группы:

 -«Домашние и дикие животные».

Цель: Расширять у детей представление о диких и домашних животных (повадки, среда обитания и т. д.), их детёнышах.

В группе был создан уголок «Домашние и дикие животные».

-«К нам весна шагает».

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках весны.

-«Кто в гнёздышке живёт?»

Цель: дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, образе жизни.

Проект по исследовательской деятельности «Я – играю, я – познаю» для детей второй младшей группы.

Цель проекта: Развить познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Данный проект способствует созданию благоприятных условий для активной практико-познавательной деятельности детей, дети, через действие с предметами, различные эксперименты  самостоятельно, под руководством взрослого, лучше познают мир, расширяют представления об окружающем мире, о свойствах предметов.

Познавательно – творческий проект для детей средней группы «Мир дымковской игрушки». Цель проекта -  познакомить  детей с дымковской игрушкой, историей возникновения этого промысла, с элементами росписи. В группе создан мини-музей «Дымковская игрушка».

Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Почему образуются лужи?». Задачи проекта: развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей, развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.

Творческий проект по народно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Защитники Отечества».

Цели: формировать у старших дошкольников чувство патриотизма, обобщать и конкретизировать знания детей о Российской Армии..

Итогом стало проведение праздника посвящённого «Дню Защитника Отечества», совместно с музыкальным руководителем и родителями и физкультурный досуг «Будь здоров!» совместно с детьми подготовительной и старшей групп.

Информационный проект «День народного единства» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Дети получили представления детей о национальных праздниках, познакомились с русским национальными героями.

Информационно-исследовательские проекты «Зимнее царство», «Лёд и соль», «Юные исследователи» для детей подготовительной группы.

Цель: Дать знания о живой и неживой природе зимой.

Через познавательно-исследовательскую деятельность дети расширяли представления о зимних природных явлениях, знакомились со свойствами снега и льда, учились анализировать и делать выводы.

Исследовательский проект «Кока-кола», в ходе которого дети проводили исследование вредного влияния «Кока-колы» на организм человека.

Когда начинается проектная деятельность, очень важно правильно соблюсти все ее элементы. Для начала необходимо определиться с темой проекта, затем, с путями и методами реализации программы и решения задачи. Следующим важным элементом является презентация собственных действий, решений и поступков. Заключительной частью любого проекта считаются сделанные детьми выводы и подведенные итоги проекта, игры, задания или исследования.

Заключение: В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Дети в процессе проектных заданий учатся оперативно мыслить и принимать серьезные руководящие решения, не боятся предложить собственный путь развития событий, даже если он будет не правильным. Поиск и возможности – это основные элементы любого проекта.

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей:

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Вывод:

Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества. Проектная деятельность формирует у дошкольников навыки исследовательской деятельности, развивает их познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе

  Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования

Литература:

-А.С. Микерина, «Проектная деятельность как форма организации интегрированного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

-Я. В. Царёва, «Проектная деятельность как средство детско-взрослых отношений» //Человек и образование,  № 3 (20) 2009.

-А.И.Савенков, «Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания»//Москва-2017.

- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса, «Проектная деятельность дошкольников»//

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

-Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова «Образовательные проекты в детском саду»//

Пособие для воспитателей//Москва-2008.

-https://www.syl.ru/article/170884/new_proektnaya-deyatelnost-v-dou-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-dou

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/opyt_raboty_po_tiemie_proiektnaia_dieiatiel_nost_v_dietskom_sadu

-https://www.resobr.ru/article/63156-qqq-17-m5-vidy-proektov-v-dou?ustp=W


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:"Нетрадиционные инструменты как инновационный элемент при ознакомлении с детским фольклором Карелии"

Согласно ФГОС ДО система образования должна быть направлена на воспитание личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к соз...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье раскрывается сущность метода проектов как инновационной педагогической технологии, а также возможности его использования в работе с детьми дошкольного возраста....

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Статья из опыта работы. Метод проектов как инновационная педагогическая технология в познавательной деятельности  детей дошкольного возраста В настоящее время предъявляются значительные треб...

Метод проектов, как инновационная педагогическая технология

Проектная деятельность- это разнообразная интегрированная деятельность по достижению определенной цели....

Консультация "Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании"

На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидатель...

"Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании".

Проектная деятельность в дошкольном образовании  позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогуь сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных за...

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»

Консультация для педагогов: «Метод проектов как инновационная педагогическая технология в дошкольном образовании»...