Основы дефектологии, методы и приемы работы с обучающимися с ОВЗ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В специальном образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_defektologii.pptx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧЕНИЯ В специальном образовании существует система пропедевтической работы, благодаря которой подготовка к освоению каких-либо новых знаний на том или ином уроке готовится педагогом заранее, через систему подготовительных упражнений, включенных в структуру других уроков, индивидуальных занятий, дополнительных форм организации обучения
ТИПЫ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И КОРРЕКЦИОНН-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ С ОВЗ Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для I вид НЕСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ II вид слабослышащих и позднооглохших детей III вид незрячих детей IV вид Слабовидящих детей V вид детей с тяжелой речевой патологией VI вид детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата VII вид детей с задержкой психического развития
Организация и содержание психолого- педагогического сопровождения ребенка с нарушениями развития Психологическое сопровождение детей с нарушением в развитии - это деятельность психолога, направленная на созидание комплексной системы клинико-психологических, психолого-педагогических и психотерапевтических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме (школа, семья, медицинское учреждение и т. п.). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ включает: проведение диагностики познавательной и эмоционально-личностной сфер личности, педагогические наблюдения создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности коррекционно-развивающая работа осуществление конкретной психолого-педагогической помощи ребенку
Современные психологические знания свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития личности ребенка. Развитие личности дошкольника, его отношение к миру, к людям, к себе, во многом определяются теми формами общения со взрослыми, которые складываются в дошкольном детстве. Анализ генезиса форм общения в детском возрасте дает основание утверждать, что знание их содержания, структуры и способов, необходимо воспитателю не только для организации работы с детьми, но и с целью коррекции отклонений в личностном развитии дошкольников. Условия реализации принципа личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка с ОВЗ Особого внимания заслуживает коррекция негативных эмоциональных состояний ребенка. Те функции, которые выполняет эмоциональная сфера в ходе психического развития, дают основания утверждать, что ее содержание во многом зависит от характера межличностных отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми и сверстниками. Неблагоприятный тип отношений приводит к ряду негативных проявлений в эмоциональной сфере.
Цели специального воспитания
Структура современных форм воспитания и обучения детей с нарушениями развития
Структура современных форм воспитания и обучения детей с нарушениями развития Профилактика нарушений развития у детей Главную роль в предотвращении нарушений развития у детей разного возраста играет комплексная система мер профилактики. Регулярные консультации и осмотры у педиатра стоят на первом месте. На втором – внимательность самих родителей, которые обязаны научиться проверять основные психомоторные реакции у ребенка, чтобы первые возможные отклонения в его психике не остались без пристального внимания. Педиатры, детские психологи, логопеды и дефектологи могут определить состояние психического развития ребенка. Точный диагноз и категорию нарушения устанавливают благодаря диагностическим обследованиям. Профилактика нарушений развития заключается в использовании специальных медицинских, социальных, психологических и педагогических методик проверки ребенка. Чтобы психическое развитие малыша протекало правильно и без отклонений, родители должны использовать положительное коррекционное пространство, в котором ребенок сможет развивать логику, мышление, обучаться и приобретать новые навыки. Немаловажным фактором профилактики нарушений развития является проведение медицинских и педагогических консультаций будущей мамы во время беременности и соблюдение безопасности. Итак, эффективная профилактика включает: Отсутствие физических и психических травм у мамы во время беременности; Благоприятную среду для развития малыша; Отсутствие конфликтов в семье.
Структура современных форм воспитания и обучения детей с нарушениями развития Коррекция нарушений психического развития В коррекции нарушений развития у детей принимают участие специалисты разного профиля: неврологи, педиатры, психологи, логопеды, психиатры и дефектологи. От взаимодействия этих специалистов, а также от методов, выбранных ими, зависит эффективность лечения детей с нарушениями в психическом развитии. Перед выбором конкретной методики доктор диагностирует причину нарушения развития и его тип. Медикаментозное лечение основывается на иммуностимулирующих, противовоспалительных, противосудорожных, ноотропных и сосудистых средствах. Дополнительно могут применяться витамины. Детям с комплексными нарушениями развития назначают следующие виды реабилитации: сенсорные упражнения, коррекция психологического характера, коррекция логопедического типа, упражнения на релаксацию, лечебная гимнастика и физкультура, физиотерапия. Одним из важных этапов коррекции нарушений развития является индивидуальная учебная программа для ребенка. Она разрабатывается педагогами и психологами и основывается на художественных, хореографических и музыкальных занятиях. Также в ней присутствуют особые интеллектуальные упражнения. Для полноценной и эффективной коррекции нарушений психического развития необходимо сочетать все аспекты лечения - лекарственные препараты, реабилитацию и индивидуальные учебные программы.
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Они имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Для личностно-ориентированного подхода важно: опора на положительные качества ребенка, подход к дошкольнику с ОВЗ с оптимизмом и доверием; просьбы, стимулирующие добрые дела; создание «ситуации успеха» показ положительных примеров; проявление доброты, внимания, заботы; внушение уверенности; реализация потребностей в игре; похвала, присуждение награды.
Использование личностно ориентированных технологий на занятиях с детьми с ОВЗ: I. Индивидуальные занятия Во время обследования ребенку предлагаются различные наборы наглядного материала, и он может выбрать понравившейся. Во время обследования – основная форма диалог. Карта развития отражает изменения в психо -речевом развитии ребенка, динамику развития его ВПФ, ребенок «сравнивается с самим собой» Задания для вечерних коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка. Индивидуальная тетрадь ребенка является полем его творчества. Ребенок заинтересован, в том, чтобы его тетрадь была самой лучшей, самой аккуратной и красивой Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома II. На групповых занятиях Знание уровня развития, темпа развития каждого ребенка Учет индивидуальных особенностей ребенка. Использование педагогом разнообразных форм и методов организации работы детей, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка. Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, отмечать и поддерживать оригинальные. Применение заданий, когда ребенок сам выбирает тип, вид и форму материала. Создание педагогических ситуаций общения, когда ребенок проявляет инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы. Использование парной или групповой работы для развития коммуникативных умений детей. Проведение с детьми рефлексии занятия (обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что “мы узнали”, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по – другому).
Повышение родительской компетенции в условиях организации сопровождения семейного воспитания должно вестись в нескольких направлениях: 1. Информационное направление . В ходе этой работы родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей. 2. Педагогическое направление . Родители узнают от учителя-дефектолога о правилах организации речевого режима дома, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п. 3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Воспитатель и психолог знакомят родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и с перспективами развития ребенка. 4. Медицинское направление. Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических заболеваний, о недопустимости применения лекарственных препаратов без назначения врача. 5. Социально-правовое направление. В результате работы в этом направлении происходит ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Формы организации образовательной деятельности, средства, методы и приемы работы по формированию пространственных и временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
В презентации раскрыты формы организации и приемы работы по формированиювременых и пространственных представлений...
Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)
В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...
Методы и приемы работы с ребенком. Методы наказания как средство воспитательного воздействия.
Краткая информация для родителей....
Сообщение из опыта работы на тему : «Методы и приемы работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при ознакомлении дошкольников с родным краем»
Опыт работы по патреотическому воспитанию,методы и приемы по ознакомлению дошкольников с родным краем...
Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...
Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...