Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя (консультация для воспитателей ДОУ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_formirovaniyu_pravilnogo_zvukoproiznosheniya_v_rabote_vospitatelya.docx | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающие игры по формированию правильного звукопроизношения в работе воспитателя
Правильная, грамотная речь способствует успешному обучению ребенка в школе, а в будущем является залогом широких возможностей выбора жизненного пути. Трудно представить себе преуспевающего в современном сложном мире человека, не умеющего убедительно, связно, логически последовательно изложить свою точку зрения.
В последние годы наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, в том числе, и в речевом развитии. По данным исследований дети пяти лет, ежегодно направляемые в логопедические группы, в среднем 90% имеют ярко выраженную эмоциональную неустойчивость. Из них у 80% узкий диапазон эмоциональной выносливости, они не могут воспроизвести свои действия (слово, песню, танец) перед зрителями; 73% испытывают неуверенность во всем, что делают; 47% - неустойчивость и быстрые переходы в негативных эмоциях: страха в гнев, ревность в зависть. Почти для всех них характерна чрезмерная чувствительность, повышенная реактивность на замечания взрослых.
Стойкие нарушения речи могут повлечь за собой вторичные психические наслоения, исправлять которые намного сложнее и длительнее.
Чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга не столько семейного воспитания, сколько педагогов дошкольных учреждений.
Воспитатели могут успешно заинтересовать ребенка и включить его в целенаправленную работу по развитию речи. В сотворчестве с ребенком можно добиться много: научить его отличать правильное произношение от дефектного, контролировать собственное произношение и оценивать качество звуков, различать звуки на слух и воспроизводить их правильно (хлопнуть в ладоши, если в слоговом ряду слышится звук «ш», повторять слоги с опорой на движение руки: Са-ша), развить внимание, память и интеллект, подготовиться к освоению письма.
Если ребенок освоил новый звук, нельзя требовать, чтобы он сразу пытался пользоваться им в речи. Ребенок должен многократно, иногда в течение многих дней повторять изолированный звук, чтобы правильная артикуляция стала для него привычной. А чтобы для ребенка это не стало утомительным и скучным занятием, надо выбирать разнообразные творческие игровые упражнения, чередуя и меняя их.
Наиболее сложный по разнообразию упражнений является работа над слогами. Отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию («з-з-з» - комарик звенит, « р-р-р» - тигр рычит ), то слог для дошкольника – весьма абстрактное понятие. Часты случаи, когда ребенок при просьбе повторять слог «ра», говорит «рак»; вместо слога «ша» - «шар», «шарф».
Существуют универсальные игровые приемы, которые могут всегда находиться в арсенале педагога, и не требуют особой подготовки и оборудования. Они предназначены для автоматизации звуков: изолированных, в слогах и в словах.
- «Кто дальше протянет ниточку» Ребенок и педагог поочередно произносит как можно дольше, вытягивая нитку из катушки. У кого ниточка длиннее, тот побеждает и получает приз.
- «Кто больше собрал?» За каждое правильное произнесение звука или слога ребенок и педагог берут себе по одной ягодке (грибочку, яблоку, фишке). Могут участвовать 2-3 ребенка с однотипными нарушениями, а педагог уже выступает в роли судьи, подводит итоги.
- «Повтори для Маши». На столе кукла Маша. Ребенок произносит звук или слог, а кукла его поощряет: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! А сможешь еще раз так же сказать?» (можно сразу выставить несколько игрушек, и для каждой ребенок будет произносить).
- «Научи игрушку». Педагог берет любую игрушку или пальчиковую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог.
- «Пальчики здороваются». Ребенок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.
- «Маленькие ножки бежали по дорожке». Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шаг» слог или звук.
- «Лесенка». Сначала ребенок выкладывает на столе лесенку, ступеньки которой могут быть из кубиков, палочек, спичек. Затем ему нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно произнося звук и слог.
- « Прокати мяч». Педагог предлагает ребенку прокатить по полу мяч. Пока мяч катится, ребенок должен тянуть звук. Могут играть 2 ребенка, перекатывая мяч друг другу и произнося длительно звук или слог.
- «Ромашка». На листочке, в альбоме или тетрадке ребенка нарисовать ромашку. В ее центре написать нужную согласную букву, а на лепестках – гласные буквы. Ребенок ставит большой палец на середину цветка, не закрывая букву, а указательным пальцем переходит от одного к другому, прочитывая прямые ( по ходу часовой стрелки) и обратные (против часовой стрелки ) слоги: са, со, су, сы; ыс, ус, ос, ас.
- «Змея ползет». В тетради, на листке, на доске нарисовать извилистую дорожку к кустику, к лесу. Ребенок ставит палец или игрушечную змейку на начало и «ползет», произнося длительно звук «ш» (шипит). Для звука «ж»-жук летит; «з» - комар звенит; «р» - машина едет; «л»- пароход гудит.
- «Собери цветок» - эта игра многофункциональная, так как с ее помощью можно закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематический слух, зрительную память, грамматический строй.
Можно собирать цветок, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. Другой вариант этой игры: предложить ребенку закрыть глаза и убрать 1-2 лепестка. Ребенок должен ответить, каких картинок не стало. С помощью этой игры можно делить слова на слоги, определять место звука в слове, придумывать предложения по картинкам. Педагог может и не делать специально такой цветок, а подобрать картинки на определенный звук и обыграть так же.
Игры по формированию правильного звукопроизношения способствуют повышению мотивации и развитию стойкого интереса к речи у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей: "Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"
«Руки учат голову, затем поумневшая головаучит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П. Павлов....
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
Методическая разработка...
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ
ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯФОРМИРОВАНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш, Ж, Ч, Щ...
Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков
Игры для формирования правильного звукопроизношения формирование шипящих звуков...
Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда.
Настольно-печатные игры для формирования правильного звукопроизношения в работе логопеда. Современные требования подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе, быстрый темп и ритм жизни,...