Презентация "Сенсорная алалия"
презентация по коррекционной педагогике

Климова Наталья Александровна

Причины, механизмы, симптоматика сенсорной алалии

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon n._a._klimova_sensornaya_alaliya.ppt2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н. А. Климова

Слайд 2

Определение сенсорной алалии и основная симптоматика нарушения. Причины и механизм сенсорной алалии. Дифференциальная диагностика ребенка с сенсорной алалией и слабослышащего.

Слайд 3

Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981. – Разд.4. Горюнова Т.П. Из опыта логопедической работы по преодолению нарушений импрессивной стороны речи (1969) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.- С. 101-107. (конспект) Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – Разд. II . Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой , С.Н. Шаховской. – М., 2002. – С.331-389. Орфинская В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. – Л., 1959. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят (Моторная и сенсорная алалия). – Спб., 1994. – С. 35 – 56.

Слайд 4

является нарушением понимания речи вследствие недостаточности работы речеслухового анализатора при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария (Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2004. – С.379).

Слайд 5

недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной С.А. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.(Понятийно-терминологический словарь логопеда/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997. - 38)

Слайд 6

Поражение височной доли доминантного полушария Недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражений Отсутствие связи между звуковым образом и обозначаемым предметом Не развиваются фонематические дифференциации Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь Речь не формируется

Слайд 7

Возникающие под влиянием звучащего слова возбуждения не передаются в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток, и вся сложная динамическая структура, связанная со словом, не возбуждается

Слайд 8

Имеется тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца речеслухового анализатора (в клетках верхней височной извилины — петля Гешля), в которой происходит первичный анализ речевых звуков.

Слайд 9

У детей не формируется фонематическое восприятие не дифференцируются фонемы не воспринимается слово целиком отмечаются несформированность акустико-гностических процессов понижение способности к восприятию речевых звуков.

Слайд 10

Если и есть при сенсорной алалии снижение слуха, оно не является ведущим в картине речевого недоразвития Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга

Слайд 11

При сенсорной алалии ( сенсорно-акустическом синдроме) имеется особое состояние акустической невозбудимости и истощаемости слуховой функции. Это приводит к неустойчивости слуховых реакций, трудностям образования слуховых дифференцировок, неполноценности слухового анализа и синтеза

Слайд 12

Проверка слуха у детей с сенсорной алалией очень трудна, при исследовании на специальной электроакустической аппаратуре обнаруживается слуховая неустойчивость: сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются.

Слайд 13

Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности Отмечается нарушение произвольного слухового внимания: дети не слушают, не вслушиваются в звуки, быстро утомляются, отвлекаются, теряют интерес к звучаниям, слуховая функция истощается

Слайд 14

Более убедительны, если проводятся неоднократно и только после того, как ребенок свыкнется с ситуацией и правильно будет понимать задания. Окончательный вывод о состоянии слуха ребенка делают только после сопоставления нескольких аудиограмм, взяв за предполагаемые показатели наиболее близкие совпадения данных 8—10 исследований

Слайд 15

неспособность локализовать звук в пространстве нарушение слуховой памяти индифферентность к звуковым раздражителям невключение внимания быстрая истощаемость внимания Обращённый (речь взрослого) оказывается слишком слабым, чтобы вызвать понимание, интерес, ответ

Слайд 16

понижение слуха на тоны высокой частоты и своеобразие нарушения тонального (неречевого) и речевого слуха: у них избирательно затруднено образование условных связей на звуковые раздражители достаточной для ребенка громкости

Слайд 17

отсутствие связи между словом и предметом (действием), который он обозначает

Слайд 18

повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание спичек в коробке, звук капающей воды, тихий скрип и т. д.

Слайд 19

Показатель Слабослышащие дети Дети с сенсорной алалией Порог слухового всприятия достаточно стабильный, устойчивый, ниже которого дифференциация звуковых сигналов стано­вится невозможной. отсутствием четкого порога восприятия , м ерцающее непостоянство слуховой фун­кции : сигналы одинаковой громкости то воспринимаются, то не воспринимаются Увеличение громкости обращенной речи улучшает понимание обратный эффект, вызывает запредельное охранительное торможение в коре головного мозга, и недоразвитые клетки впадают при этом в состояние функциональной блокады, повышается тормозной процесс, клетки выключаются из деятельности Использование слуховых аппаратов улучшает восприятие не приводит к улучшению восприятия Гиперакузия отсутствует имеется Связь между словом и предметом в ре­зультате специального обучения быстро устанавливается связь между словом и предметом и эта связь устойчивая дети не могут образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется предметная соотнесенность слышимых и произносимых ими слов Более контактны Менее контактны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией

Методика проведения музыкально-ритмических занятий с детьми,страдающими алалией....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....

Определение алалии. Причины, локализация. Механизм нарушения.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка....

Как помочь детям, страдающим алалией в условиях логопункта.

      Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Основным из которых является развитие мелкой мото...

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией.

Дифференциальная диагностика детей с сенсорной и моторной алалией и направления коррекционной работы при сенсорной и моторной алалии....

Реферат на тему "АЛАЛИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ЭТИОЛОГИЯ, СИМПТОМАТИКА. КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ"

Специальные исследования показали разнообразие проявлений речевых патологий. В одних случаях отмечаются только отклонения в развитии звуковой стороны речи, в других - у детей нарушается формирование в...