Развитие пространственного гнозиса воспитанников старших логопедических групп средствами дидактических игр
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Она помогает в реализации образовательной программы разного уровня посредством более эффективного усвоения знаний и приобретении новых навыков в увлекательной и интересной ребенку форме.
Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности ребенка в целом, особенно это важно для детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения. Дидактическая игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Многие игры направлены на то,чтобы дошкольники самостоятельно могли составлять рассказы о предметах, явлениях в природе. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи . При проведении дидактических игр главное место уделяется правилам игры и их выполнению.
Дидактические игры открывают возможности для воздействия в воспитательных целях на психику и поведение дошкольников, благодаря которым им будет проще адаптироваться к школьной жизни.
Предлагаемый комплекс дидактических игр способствует развитию оптико-пространственного гнозиса с целью улучшения у воспитанников понимания чувства времени, последовательности дней недели, месяцев, времен года и формирует четкое понимания себя в окружающем мире.
1.1. Дидактическая игра «Кто в перед?»
Цель: Обобщение и систематизация понятий «Время», «Пространство»
Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.
Ход игры: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
1.2. Дидактическая игра «Назови соседей»
Цель: Закрепление представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
1.3. Дидактическая игра «Дни недели»
Цель: Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
1.4. Дидактическая игра « На что похожи часики»
Цель: Развитие умения анализировать форму предметов и их частей, воссоздавать предметы разной формы.
Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Ход игры: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу
- Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
1.5. «Сколько месяцев в году ?»
Цель: закрепление понятия о временных отрезках( месяцы).
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие пространственного гнозиса воспитанников старших логопедических групп средствами дидактических игр
Дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Она помогает в реализации образовательной программы разного уровня посредством более эффективного усвоения знаний и приобретении новых навыков в увлекательной и интересной ребенку форме.
Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности ребенка в целом, особенно это важно для детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения. Дидактическая игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Многие игры направлены на то ,чтобы дошкольники самостоятельно могли составлять рассказы о предметах, явлениях в природе. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи . При проведении дидактических игр главное место уделяется правилам игры и их выполнению.
Дидактические игры открывают возможности для воздействия в воспитательных целях на психику и поведение дошкольников, благодаря которым им будет проще адаптироваться к школьной жизни.
Предлагаемый комплекс дидактических игр способствует развитию оптико-пространственного гнозиса с целью улучшения у воспитанников понимания чувства времени, последовательности дней недели, месяцев, времен года и формирует четкое понимания себя в окружающем мире.
1.1. Дидактическая игра «Кто в перед?»
Цель: Обобщение и систематизация понятий «Время», «Пространство»
Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.
Ход игры: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
1.2. Дидактическая игра «Назови соседей»
Цель: Закрепление представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
1.3. Дидактическая игра «Дни недели»
Цель: Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
1.4. Дидактическая игра « На что похожи часики»
Цель: Развитие умения анализировать форму предметов и их частей , воссоздавать предметы разной формы.
Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Ход игры: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
Воспитатель читает стихотворение:
На траве роса искрится,
Ночь июльская прошла.
Как будильник настоящий,
Разбудил вас петушок.
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
Ежедневно в семь утра
Я трещу
- Вставать пора! (будильник)
Живет в резной избушке
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час
И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
1.5. «Сколько месяцев в году ?»
Цель: закрепление понятия о временных отрезках( месяцы).
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
1.6. «Назови пропущенное слово»
Цель: Развитие чувства времени, регулирование деятельности в соответствии с временным интервалом.
Материал. Мяч.
Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна . . .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
- Если вчера была пятница, то сегодня . . .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
1.7. «Когда это бывает»
Цель: систематизация знаний о частях суток.
Материал: модель суток, картинки.
Содержание. Ведущий выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
1.8. « Кто следующий»
Цель: формирование знаний о днях недели.
Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед «вторником» ? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «понедельник». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
1.9. «До и После»
Цель: совершенствование знаний пользоваться словами «до» и «после».
Игровое действие: действовать в соответствии с заданной инструкцией.
Содержание. Воспитатель сообщает «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 7 кружков. Какое число идет до 7? На какую полоску надо положить 6 кружков и почему? Какое число идет после 7? На какую полоску надо положить 8 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».
1.10. «Юный конструктор»
Цель: Развитие способности к пространственному моделированию.
Игровое действие: действовать в соответствии с заданной инструкцией.
Содержание. Воспитатель предлагает детям по описанию составить предмет из геометрических фигур и счетных палочек .
Квадрат.
Четыре палочки сложи и вот квадратик получи .
Мельница.
Мельница крыльями машет в дали.
Будет мука ,чтоб пирог испекли.
Очки.
Очки помогают книгу читать, писать, рисовать, готовить, вязать.
Бабочка.
Крыльями бабочка машет, летает с цветка на цветок- нектар собирает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/
Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»
Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...
Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"
Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...
Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...
«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»
Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и...