Развитие пространственного гнозиса воспитанников старших логопедических групп средствами дидактических игр
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

 

Дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Она помогает в реализации образовательной программы разного уровня посредством более эффективного усвоения знаний и приобретении новых навыков в увлекательной и интересной ребенку форме.

Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи и личности ребенка в целом, особенно это важно для детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения. Дидактическая игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Многие игры направлены на то,чтобы дошкольники самостоятельно могли составлять рассказы о предметах, явлениях в природе. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи . При проведении дидактических игр главное место уделяется правилам игры и их выполнению.

Дидактические игры открывают возможности для воздействия в воспитательных целях на психику и поведение дошкольников, благодаря которым им будет проще адаптироваться к школьной жизни.

Предлагаемый комплекс дидактических игр способствует развитию оптико-пространственного гнозиса с целью улучшения у воспитанников понимания чувства времени, последовательности дней недели, месяцев, времен года и формирует четкое понимания себя в окружающем мире.

1.1. Дидактическая игра «Кто в перед?»

Цель: Обобщение и систематизация понятий «Время», «Пространство»

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход игры: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

1.2. Дидактическая игра «Назови соседей»

Цель: Закрепление представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

1.3. Дидактическая игра «Дни недели»

Цель: Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

1.4. Дидактическая игра « На что похожи часики»

Цель: Развитие умения анализировать форму предметов и их частей, воссоздавать предметы разной формы.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход игры: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)

1.5. «Сколько месяцев в году ?»

Цель: закрепление понятия о временных отрезках( месяцы).

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственного гнозиса воспитанников старших логопедических групп средствами  дидактических игр

Дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий органическим единством функций: образовательной, развивающей, воспитывающей. Она помогает в реализации образовательной программы разного уровня посредством более эффективного усвоения знаний  и приобретении  новых навыков в увлекательной  и интересной ребенку форме.

Целенаправленная работа по развитию пространственного гнозиса положительно влияет на развитие речи  и личности ребенка в целом, особенно это важно для детей с ОВЗ, имеющих речевые нарушения. Дидактическая игра способствует созданию эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки. Многие игры направлены на то ,чтобы дошкольники самостоятельно могли составлять рассказы о предметах, явлениях в природе. В процессе многих игр развитие мышления и речи  осуществляется  в  неразрывной связи . При проведении дидактических игр главное место уделяется правилам игры и их выполнению.

Дидактические игры  открывают возможности для воздействия в воспитательных целях на психику и поведение дошкольников, благодаря которым им будет проще  адаптироваться к школьной жизни.

Предлагаемый комплекс дидактических игр способствует развитию оптико-пространственного гнозиса с целью улучшения у воспитанников понимания чувства времени, последовательности дней недели, месяцев, времен года  и формирует четкое понимания себя в окружающем мире.

1.1. Дидактическая игра «Кто в перед?»

Цель: Обобщение и систематизация понятий «Время», «Пространство»

  Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход игры: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

 

1.2. Дидактическая игра «Назови соседей»

Цель: Закрепление представлений о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

 

1.3. Дидактическая игра «Дни недели»

Цель: Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели), определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.

Ход игры: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

 

1.4. Дидактическая игра « На что похожи часики»

Цель: Развитие умения анализировать форму предметов  и их частей , воссоздавать предметы разной формы.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход игры: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

 

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

 

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора! (будильник)

 

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.  (настенные часы с кукушкой)

 

1.5. «Сколько месяцев в году ?»

Цель: закрепление понятия о временных отрезках( месяцы).

Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

 

1.6. «Назови пропущенное слово»

Цель: Развитие  чувства времени, регулирование деятельности в  соответствии с временным  интервалом.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

 - Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

 

 

 

1.7. «Когда это бывает»

Цель: систематизация знаний о частях суток.

Материал: модель суток, картинки.

Содержание. Ведущий выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

 

1.8. « Кто следующий»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед  «вторником» ? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «понедельник». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

 

1.9. «До и После»

Цель: совершенствование знаний пользоваться словами «до» и «после».

Игровое действие: действовать в соответствии с заданной инструкцией.

Содержание. Воспитатель сообщает  «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 7 кружков. Какое число идет до 7? На какую полоску надо положить 6 кружков и почему? Какое число идет после 7? На какую полоску надо положить 8 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».

 

1.10. «Юный конструктор»

Цель: Развитие способности к пространственному моделированию.

 Игровое действие: действовать в соответствии с заданной инструкцией.

Содержание. Воспитатель предлагает детям по описанию составить предмет из геометрических фигур и счетных палочек .

Квадрат.

Четыре палочки сложи и вот квадратик получи .

Мельница.

 Мельница крыльями машет в дали.

Будет мука ,чтоб пирог испекли.

 Очки.

Очки помогают книгу читать, писать, рисовать, готовить, вязать.

Бабочка.

Крыльями  бабочка машет, летает с цветка на цветок- нектар собирает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и игровых упражнений для развития пространственного гнозиса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и дизартрией /авторская разработка/

Коррекционно-педагогический процесс строится с учетом закономерностей психического и речевого развития здоровых детей и направлен на формирование психических процессов (пространственного гнозиса) и на...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Коррекционно - образовательные цели:Совершенствовать навыки языкового анализа: умение дифференцировать гласные исогласные звуки речи; совершенствовать количественный слоговой анализ слов.Продолжать ра...

Занятие по формированию лексико -грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"

Занятие по формированию лексико - грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей  логопедической группе по теме: "Домашние птицы и их детёныши"...

Презентация. Логопедический проект: "Развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответ...

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ»

Пространственный гнозис – это способность распознавать и манипулировать объектами и пространством вокруг себя. Он играет важную роль в развитии умственных процессов, таких как мышление, память и...