Артикуляционная гимнастика в детском саду.
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Значение артикуляционной гимнастики Почти все дети дошкольного возраста имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология. И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции. И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь. На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: • речевой слух, • речевое внимание, • речевое дыхание, • голосовой и речевой аппарат. Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата. В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения. Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями. Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей: • Улучшения подвижности органов артикуляции; • Увеличения объема и силы движений; • Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука. Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют: • Усилению кровообращения; • Развитию гибкости органов речевого аппарата; • Укреплению мышц лица. Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей: Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников: • Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда; • На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи; • При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту». Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости. Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность: 1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, 2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных). 3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нѐба, для растягивания подъязычной связки. Так, в младших группах берутся упражнения на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков. 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике. 2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим. 3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своѐ название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий. Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…) 5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными. Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чемто еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, чупа-чупс,вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук. Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение - следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Таким образом, уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики в детском саду
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой были эффективными, необходимо соблюдать определенные правила. Грамотный подход к выполнению артикуляционных упражнений – залог скорейшего преодоления речевых ...
Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...
Артикуляционная гимнастика в детском саду.
Материал предназначен для воспитателей детского сада....
Семинар-практикум: "Артикуляционная гимнастика в детском саду"
Семинар-практикум для педагогов: "Артикуляционная гимнастика в детском саду".1. Введение. Актуальность вопроса.2. Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.3. Практическая часть:упражнения ...
Семинар - практикум для воспитателей " Артикуляционная гимнастика для детского сада"
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений э...
""Артикуляционная гимнастика в детском саду"
Материал для ДОУ...