Проект маленькие чистюли
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
В идее проекта лежат культурно-гигиенические навыки, в значительной степени они формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском доме у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_chistyuli.docx | 55.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение здравоохранения
«Сахалинский областной специализированный дом ребенка»
693013 Сахалинская область, г. Южно – Сахлинск, ул. Украинская, 42Б, тел / факс (8 4242 728529 |
Паспорт проекта
Тема: «Маленькие чистюли»
ранний возраст с 2 до 3 лет (4 группа)
Учитель – дефектолог:
Кочетова Анна Александровна
Южно – Сахалинск 2022
Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4 группы раннего возраста
Паспорт проекта
Автор проекта | Кочетова Анна Александровна, Учитель - дефектолог ГКУЗ «Сахалинский областной специализированный дом ребенка» |
Название проекта | «Маленькие чистюли» |
Тип проекта | Познавательно – игровой. |
Продолжительность проекта | Среднесрочный 1 месяц 06 июня-6 июля 2022 |
Участники проекта | дети 4 группы раннего возраста, педагоги группы. |
Возраст детей | 1 младшая группа (от 2 до 3 лет) |
Образовательные области реализации проекта | «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» |
Аннотация проекта | В идее проекта лежат культурно-гигиенические навыки, в значительной степени они формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском доме у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. |
Актуальность проекта | В дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка гигиенических умения привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, элементарные навыки самообслуживания, научиться понимать их важность, легко, быстро их правильно выполнять. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания. |
Проблема | Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях (до того, как дети попали в детский дом). |
Цель проекта | Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества. |
Методы | Методы: игровые, словесные, наглядные, практические. |
Формы: ООД | Образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, беседы, рассказывание, решение проблемных ситуаций, дидактические игры и упражнения, чтение художественной литературы, объяснение, рассматривание иллюстраций, игровые ситуации. |
Задачи проекта | • учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем; • формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок; • формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком); • учить правильно вести себя во время еды (держать ложку, не крошить хлеб, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом); • обучать детей порядку одевания и раздевания. При помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь; |
Для педагога |
|
Ожидаемый результат по проекту: | Для детей
взрослого выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания;
|
Структура проекта | 1 этап - Организационно – подготовительный: изучение методической литературы по теме, формирование проблемы, цели, задачи проекта. 2 этап - внедренческий (основой) этап: практическая реализация проекта. 3 этап - Заключительный: подведение итогов, оформление материалов по проекту, создание презентации. |
План реализации проекта | 1этап Подготовительный этап. сбор литературы по данной теме, оформление проблемы, цели, задачи, проекта. 2 этап Основной этап. Внедрение (основного) этапа практическая реализация проекта. 3 этап Завершающий этап. Заключительное подведение итогов. Оформление материалов по проекту. Подведение итогов проекта. |
I этап Организационно- подготовительный 6 июня -12 июня |
постановка цели,
|
II этап- внедренческий (основной) этап: Практическая реализация проекта 13 июня-26 июня | Реализация проекта в различных формах, методах и приёмах совместной взросло-детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей. Оформление развивающей среды группы. Перспективный план по реализации основного этапа проекта: Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме; - Беседы с детьми на тему культурно - гигиенические навыки; - Чтение художественной литературы детям; - игровые ситуации… - использование сказочного персонажа «Фея чистоты» «Капелька» «Мойдодыр» - подвижные игры - использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи) - игры и эксперименты с водой |
Непосредственная образовательная деятельность Познавательное развитие Речевое развитие | «Доктор Айболит». (Кто нас лечит) «Помогите Танечке!». «Научим куклу Катю снимать одежду». (Приложение 4). «Оденем Катю на прогулку» «Игровая ситуация куклы обедают» (Приложение 6). «Купание куклы Даши», Гербова ст.96 Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» Рассматривание сюжетных картин на тему «Маша купает ребенка». «Кукла Маша обедает» повторения стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» (Приложение 2) |
Опытно-исследовательская деятельность: | «В чем поможет нам вода», «Разноцветная вода», «Тонет не тонет». |
Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов | К. Чуковский «Мойдодыр». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Просмотр иллюстраций к сказке «Мойдодыр». А. Барто «Девочка чумазая» С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». И. Горюнова «Этикет для карапузов». О. Чусовитина «Сам чищу зубы по утрам» Берестов В. Д. «Больная кукла» Л. Есенина «Расчёска» |
Потешки | Чтение потешек о культуре гигиенических навыков. (Приложение 3). «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса» «Ай лады, лады, лады» «Водичка, водичка» «Зайка серенький умывается» «Водичка» Карпухина |
Беседы | Беседа о правилах поведения за столом: озвучивания алгоритма поведения за столом Воспитатели, дети. «Кукла идет на прогулку», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом» «Чистота и здоровье» «Кто опрятен, тот приятен" |
Дидактические игры | «Оденем куклу Веру на прогулку» "Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол, «Вымоем куклу в ванне» Губанова ст.14 «Кукла Наташа пришла с прогулки» Губанова ст.13 «Кукла Таня обедает» Губанова ст.13 «Сделаем куклам модные прически» «Водичка, водичка умой моё личико», «Собери картинку», «Найди такой же предмет» «Правила гигиены» «Кому что нужно» «Помоем руки феи Чистоты», «Подбери предметы личной гигиены» |
Пальчиковые игры | «Чистим зубки» «Моем руки» «Чистим зубки» «Хома-хомячок» «Чистюля» «Умываться мы умеем» «Водичка – водичка» «Умывалочка» |
Творческие игры | «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Мы в гостях». |
Художественно-эстетическое развитие: | Рисование. «Полосатые полотенца для мойдодыра». Рисование. «Сшили Тане сарафан». Рисование «Чистые ладошки». Лепка «Правила гигиены. Лепим мыло для Мурки». Лепка «Мыльный пузырь. |
Физическая культура, нейрогимнастика | Подвижная игра «Зайка серый умывается». Комплекс утренней гимнастики. «Жук», «Мишка».
Физическая минутка «Хома хомячок» Игры -забавы для малышей «Где же наши ручки». Дыхательное гимнастика «Греем руки» |
III этап- заключительный: подведение итогов, оформление материалов по проекту, создание презентации. 27 июня-30 июня | Подведение итогов проекта. Развлечение «Да здравствует мыло душистое». Изготовление стенгазеты «Будем чистыми и опрятными» Презентация проекта. |
Результат проекта | Сформирована привычка следить за своим внешним видом, дети научились правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком. Пополнены знания о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия. У детей возникла потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни. Соблюдение культурно-гигиенических навыков дома и развитие навыков личной гигиены в домашних условиях. Диагностика навыков личной гигиены. |
Практическая значимость проекта Для детей | Активизация желания узнать, познать новое неизведанное, творить с педагогами; |
Для педагога | В младшей группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. |
Приложение 1
Игровая ситуация «Куклы обедают»
Воспитатель, учитель – дефектолог, сажает свою куклу за стол и учит ее кушать.
Воспитатель (учитель – дефектолог): «Вера, на столе твой любимый картофельный суп. Возьми ложку в правую руку, зачерпни суп не до самых краев ложки, подноси ложку ко рту не спеша, Кушай, не пролей. Оля, а твоя Катя умеет есть ложкой? Покажи ей, как надо зачерпывать ложку, чтобы суп не расплескался. (Обращается к кукле) Катя, вкусный суп тебе приготовила мама? Вера, смотри, в тарелочке видны картошечка, морковка, лучок. Тебе понравился картофельный суп? После обеда вытри рот салфеткой. (Обращается к детям) Девочки, а у вас есть салфетки? Возьмите мои. Обед закончен. Надо приучать своих детей после обеда говорить «спасибо». Вот так, молодцы. На здоровье.
Приложение 2
ООД чтение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».
Цель: познакомить со стихотворением С. Капутикян; вызвать у детей положительные эмоции.
Оборудование: кукла, собака, кошка, курочка.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение С. Капутикян "Маша обедает". Воспитатель усаживает Машеньку за стол, а вместе с ней животных, перечисленных в стихотворении. Педагог повторяет отрывок и ставит перед каждым персонажем посуду.
Приложение 3
Потешки
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
* * *
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки,
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки.
* * *
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти коса до пят,
Все волосоньки в ряд
Расти коса не путайся,
Дочка маму слушайся!
* * *
Знаем, знаем- да -да -да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
Приложение 4
ООД «Научим куклу Катю снимать одежду».
Цель: активизировать речь детей, развивать мышление, учить относиться к кукле как к живому существу, расширять словарь.
Оборудование: кукла
Ход занятия:
Воспитатель приносит в группу куклу: «Она еще маленькая и поэтому не умеет одеваться и раздеваться. Детки давайте научим куклу одеваться». Просит детей помочь кукле. На стульчике лежит одежда, дети подходят и берут что-то одно и приносят воспитателю. Педагог проговаривает название одежды, дети повторяют. Постепенно кукла одевается, ребята видят последовательность одевания. Затем, под руководством воспитателя, при помощи детей, кукла раздевается. Воспитатель благодарит детей за помощь.
Приложение 5
ООД «Научим куклу Катю мыть руки и умываться».
Цель: воспитывать навыки самообслуживания и гигиены, развивать речь, ознакомление с окружающим миром.
Оборудование: кукла, принадлежности для умывания.
Ход занятия:
Воспитатель приносит в группу куклу, у которой грязное лицо,и говорит: «Кукла играла во дворе она измазалась песком, грязью и не хочет умываться и мыть ручки. А вы всегда моете ручки и умываетесь?
Воспитатель
Вот что Мила натворила:
Целый день она не мылась.
Не умыты щечки, не умыты ушки,
Черные, как в саже, пухлые ладошки.
Мы возьмем водицу,
Будет кукла мыться,
Трем мочалкой щечки, трем мочалкой ушки,
Начисто отмоем пухлые ладошки.
Вот какая Мила, стала всем на диво:
Полюбила Мила душистое мыло.
Воспитатель выполняет действия с куклой в соответствии с текстом стихотворения. После умывания педагог говорит детям: «Вода не только чисто моет, но и доставляет радость. Затем ребята подходят к крану и по очереди умываются. Воспитатель сопровождает эту процедуру знакомыми им потешками.
Приложение 6
Игровая ситуация «Купание кукол».
Дети играют. Воспитатель подходит к девочке и спрашивает, не видела она ванночку. Рассказывает:" В гости к кукле Варе приехала маленькая Дашенька. Она еще не ходит, ее возят в коляске. Она сама не ест, ее кормят из ложечки. Вечером Дашеньку надо купать. Много с ней забот. Чтобы управиться с Дашенькой, нужны помощники. Вы, ребятки, мне поможете? Наша Дашенька маленькая, хорошенькая. После купания надо сразу положить Дашу в кровать, поэтому сначала приготовим ей постельку. Дима и Егор, вы сможете постелить постель Дашеньке? Вот ее кроватка. Несите постельные принадлежности: подушку, одеяло. А мы с Ариной и Таней принесем одежду, полотенце. Сначала приготовим теплую водичку. Сажаем Дашеньку в ванночку. Она улыбается - ей нравится водичка. Плюх- плюх по водичке, плюх-плюх по тепленькой. Умоем Дашеньке личико, ручки, обольем тельце. Теперь помоем голову, ножки. Рита, принеси еще водички. Поливай. Ульяна, вытирай полотенцем, насухо: голову, спинку, животик, ножки. Чистая девочка наша, маленькая Даша! А теперь укроем ее одеяльцем, дадим теплого молочка - и в кровать. Лежи, Даша, засыпай.
Список использованной литературы.
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991.
4. Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой, 1989.
5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем, 2007.
6. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.
7. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека, 2006. – (Программа развития).
8. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. И доп.-М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект «Маленькие чистюли» (первая младшая группа)
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста по средствам познавательно-исследовательской деятельности....
ПРОЕКТ "МАЛЕНЬКИЕ ЧИСТЮЛИ"
Проект для первой младшей группы (ясли)...
проект "Маленькие чистюли"
Работая с маленькими детьми, впервые пришедшими в детский сад, первоочередной задачей (после адаптации) является – воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Пр...
Проект "Маленькие чистюли"
Проект...
Проект "Маленькие чистюли".
Проект "Маленькие чистюли"....
Проект "Маленькие чистюли"
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я заметила, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоя...
проект "Маленькие чистюли"
Культурно- гигенический долгосрочный проект "Маленькие чистюли".Разработан для привития у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигенических навыков.Тип проекта позновательно-игровой...