проект "Маленькие чистюли"
методическая разработка (младшая группа)

Культурно- гигенический долгосрочный проект "Маленькие чистюли".

Разработан для привития у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигенических навыков.

Тип проекта позновательно-игровой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Маленькие чистюли».

Привитие у детей младшего дошкольного возраста культурно -  гигиенических навыков.


Продолжительность: долгосрочный 2020-2021г.

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети от года до 3лет, педагоги.

Вид проекта: индивидуально-подгрупповой

Проект разработала воспитатель: Маевская С.В.

Райчихинск 2020г.

Актуальность

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения, является одним из важных факторов развития и формирование здоровой личности.

Приобщение детей к основам здорового образа жизни проходит через приобретение детьми   культурно – гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам, поддержания порядка в окружающей обстановке. 

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.

Наши отечественные педагоги (Ф.С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.) и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания. Период раннего дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Для освоения культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни, учитывая индивидуальные и возрастные особенности, разработали и реализовали познавательно-игровой проект «Маленькие чистюли».


Цель проекта:

 Привитие детям раннего возраста культурно - гигиенических навыков  и навыков самообслуживания.

Задачи проекта:

Образовательные:

-обучать детей простейшим навыкам самообслуживания;

Развивающие:

- формировать представления о правилах личной гигиены;

- развивать у детей  игровые умения  (отражать в игре процессы  умывания,   подбирать предметы необходимые в игре для сюжета);

-формировать простейшие навыки поведения за столом;

Воспитательные:
- воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными;

Продолжительность: долгосрочный, в течение года. 

Тип проекта: познавательно-игровой

Участники проекта: дети от года до трех лет, педагоги.

Вид проекта: индивидуально-подгрупповой

Принципы:

-системный подход;

-планомерность и не прерывность;

-развивающий характер обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип целенаправленности педагогического процесса,

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие;

- Познавательное развитие;

- Речевое развитие;

- Художественно-эстетическое развитие;

- Физическое развитие.

Формы и методы работы:

словесные: беседы, чтение художественной литературы;

- наглядные: рассматривание иллюстраций, картин по теме проекта, просмотр мультфильмов «Мойдодыр», «Маша растеряша»;

- практические методы: игровые ситуации, занятия, сюжетные, подвижные, дидактические игры, игры с водой.

Материалы и оборудование: сюжетные, предметные картинки, игровые атрибуты, предметы используемые при умывании (мыло, мыльница, полотенце, расческа, тазик для мытья), с иллюстрации из книг, фото и видео материалы.

Ожидаемый результат по проекту проекта: 

для педагогов: 

- повысится компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
для детей: 
появится способность самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры;

-овладеют культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

-научатся мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем;

-научаться самостоятельно есть ложкой, пользоваться салфеткой после еды;

-сформируется потребность в соблюдении опрятности в повседневной жизни.

Продукт проекта:

для детей:  уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.

для педагогов:

Составление картотеки игр и литературного материала по теме проекта;

Консультация: «Развитие культурно-гигиенических навыков».

План работы по проекту:

1 этап – организационный:

- определение уровня знаний(диагностика) в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы;

- составление плана работы;

- разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр;

- разработка конспектов занятий, бесед;

- изготовление пособий, игровых ситуаций, пальчиковых и подвижных игр;

- подготовка и изготовление оборудования, атрибутов, дидактического материала.

2 этап – основной.

- выполнение плана работы с детьми;

- совместная образовательная работа с детьми.

3 этап — заключительный

- развлечение «Малыши в гостях у Мойдодыра»;

- диагностика;

- подведение итогов работы над проектом.


Содержание работы по проекту: «Маленькие чистюли»

Сентябрь.

Тема: «Здравствуй мыло душистое…»

Дид.игра «Подбери картинки»

Игра «Кто умеет чисто мыться?»

 Игровая ситуация «Мы купаем куклу Маши»

Познакомить детей с предметами гигиены и их использованием

Октябрь.

Тема: «Водичка, водичка, умой мое личико!»

Пальчиковая игра «Умывалочка»
Игра «Мыльные перчатки»

Дид. игра «Разложи картинки по порядку»

Познакомить детей с действиями для купания. Активизировать в речи слова: ванночка, мыло, полотенце, мыльница, намыливать, вытирать и др.

Ноябрь.

Тема:«Носики-курносики»
Игровая ситуация: «Кукла Маша простудилась»

Дид.игра «Азбука здоровья»

Подвижная игра «Повторяй за мной»

Приучать детей пользоваться предметами личной гигиены. Формировать навык пользования носовым платком, салфеткой.

Декабрь.

Тема: «Маша–растряша»

Чтение обыгрывание художественного произведения   А.Барто «Маша-растеряша»

дид.игра «Собери куклу на прогулку»

Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. Закрепить представления детей об одежде, назначении вещей. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде.

Январь.

Тема: «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»

Игра «Уложили Машу спать»

Потешка «Разденьте меня, разуйте меня»

Дид. Игра «Найди и принеси»

Помочь детям запомнить последовательность раздевания, одевания . Закреплять умение аккуратно вешать и складывать одежду. Воспитывать желание помочь персонажу.

Февраль.

Тема: «Знакомые вещички»

Чтение и обыгрывание потешки «На мою малышку наденем мы штанишки»

Дид. игры «Подбери пару»,«Чья одежда?», «Наведем порядок»

Помочь детям вспомнить последовательность процесса одевания. Закрепить названия предметов одежды. Воспитывать заботливое отношение к персонажу во время игры.

Март.

Тема: «Хрюша-Ксюша в гостях у малышей»

Игра «Замарашка», Дид.игра «Найди и принеси»

Чтение потешки «Кран откройся!»

игровые ситуации: «Угостим хрюшу Ксюшу обедом», «Хрюша умывается, хрюша одевается»

Формировать навык ориентировки в групповой, умывальной, раздевальной комнатах. Закреплять у каждого ребенка представления о том, где его постоянное место за столом, постель, шкаф для одежды. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к вещам.

Апрель.

Тема: «День рождение у Маши»

Чтение потешки «Это ложка, это чашка»

Дид. Игра «Подарок для Маши» «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду»,

Побуждать детей отображать часто производимые взрослыми действия (причесывание). закреплять у детей называть столовые предметы, предметы личной гигиены. Развивать навыки самообслуживания. Воспитывать опрятность у детей.

Май

Тема: Развлечение «Малыши в гостях Мойдодыра»

Закрепить имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки

 

Заключение.

Для эффективной реализации проекта «Маленькие чистюли» и достижения поставленных задач, разработали перспективный план игровых ситуаций, занятий. Используя дидактические игры на развитие мелкой моторики для упражнения в застегивании, шнуровании, завязывании. В совместной деятельности проводили игровые упражнения «Купание куклы Маши», «Оденем куклу на прогулку», «Накроем стол к обеду», «Наведем порядок» и многие другие. В играх с куклами у маленьких дошкольников формировались не только культурно-гигиенические навыки, но и нравственные качества – это заботливое отношение к персонажам.

При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку мы целенаправленно направляли детскую самостоятельно. Побуждали детей обращаться за помощью, так как в этом возрасте важно доверительное отношение малыша со взрослыми.

Особое внимание уделяли индивидуальной работе по формированию культурно-гигиенических навыков, приучали малышей быть опрятными, следить за своим внешним видом. Поэтому использовали обыгрывание игровых ситуаций: «Угостим Хрюшу обедом», «Хрюша моется» и др. Наблюдая за действиями героев-игрушек, дети быстрее овладели самостоятельными действиями, при этом испытывали радость.

Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения. В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных ситуациях: в режимных моментах, в неорганизованной свободной деятельности.

Проводя занятия, упражнения, дидактические игры, беседы по формированию у детей культурно- гигиенических навыков посредством художественного слова, учитывала принципы педагогической деятельности: У детей ограничен еще объем внимания, поэтому, чтобы привлечь их внимание к занятиям, разнообразным упражнениям в первую очередь предлагались задания, связанные с движениями; обязательно использовался красочный наглядный материал. В общении с малышами старалась сочетать твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью. Деятельность детей строила таким образом, чтобы они чувствовали радость и удовольствие от занятий, создавала атмосферу непосредственно эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у детей чувство тревоги перед взрослыми и детьми, и позволит ребенку свободно проявлять свое собственно «Я».

В рамках реализации проекта «Маленькие чистюли» удалось вызвать у детей положительные эмоции от совместного общения с взрослым и сверстниками, радость от чтения художественных произведений, желание проговаривать слова вместе с педагогом, выполнять действия в соответствии с текстом. Дети учились самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем, выполнять поручения из 2-3 действий.  С радостью рассматривали в зеркале свое чистое лицо. Активно передавали словом, действием содержание произведения, проявляя интерес и к рассматриванию иллюстраций

Таким образом, в результате проведенной работы к концу года дети раннего возраста постепенно овладели культурно-гигиеническими навыками, как частью неотъемлемой культуры поведения. Они научились умываться, вытирать лицо и руки самостоятельно. Способны правильно держать ложку, стараются кушать аккуратно. Благодарить взрослых, выходя из-за стола, пользоваться салфеткой. С помощью взрослого пользуются носовым платком, обращают внимание на опрятность в одежде. Малыши стали бережно относиться к вещам. А также способны применять полученные умения в игровой деятельности.

Поэтому, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки в раннем возрасте обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Дальнейшее развитие проекта

В младшей  группе продолжать работу по формированию культурно-гигиенических навыков. Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

Для реализации данного проекта в Учреждении есть все необходимые условия:

- кадровые ресурсы: воспитатели, младшие воспитатели, медсестры, специалисты.

- материальные условия: игровые комнаты групп, спальни, умывальные комнаты и т.д.

- учебно- методические ресурсы: пособия, дидактический материал, картотека игр, алгоритмы действий.

- технические условия: магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, видеопроектор.

- информационные ресурсы: выход в интернет.

Диагностика.

Цель: определить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 

1.       Мыть лицо, уши, руки 

2.       Закатать рукава; 

3.       Смочить руки; 

4.       Взять мыло, намыливать до появления пены; 

5.       Смыть мыло;

6.       Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 

7.       Пользоваться расческой. 

 Навыки опрятной еды включают умение:

1.       Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой; 

2.       Не крошить хлеб; 

3.       Пережевывать пищу с закрытым ртом; 

4.       Не разговаривать с полным ртом;

5.       Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 

6.       Благодарить

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение: 

1.       Расстегнуть пуговицы; 

2.       Снять платье (брюки); 

3.       Аккуратно повесить; 

4.       Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 

5.       Снять обувь; 

6.       Снять колготки, повесить на рубашку (платье); 

7.       Надеть в обратной последовательности.

Критерии оценки:

3 балла – правильно выполненное действие; 

2 балла – действие, выполненное с небольшими неточностями; 

1 балл – неумение выполнять действие.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков

Высокий уровень (63-53 балла) – все навыки сформированы прочно; 

Средний уровень (52-37 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления;

Ниже среднего (36-21 баллов) – один и более навыков не сформированы

Уровни знаний детей.

Высокий: ребенок знает правила личной гигиены, знает, как они совершаются. Не допускает ошибок, уверен в своих знаниях.

Средний: ребенок знает правила личной гигиены, объясняет, последовательность действий, допуская незначительные ошибки. Не всегда уверен в собственных ответах, испытывает трудности при ответах на вопросы, связанные с личным опытом.

Низкийребенок испытывает затруднения в назывании правил личной гигиены, часто ошибается, не может объяснить, зачем они нужны человеку, лично ребенку. Отказывается отвечать или не отвечает на вопросы.

Показатели уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста







Приложение 1

Развлечение « В гостях у Мойдодыра»

Цель: формирование у детей основ здорового образа жизни; закрепление привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению.

Задачи:

- усвоить элементарные знания о навыках здорового образа жизни;

- активизировать в речи детей слов, обозначающих предметы гигиены, их качества и действия с ними;

- закрепить понимания необходимости выполнения культурно – гигиенических правил, постоянное их соблюдение;

- закрепить практические умения по уходу за своим телом;

- воспитывать чувство потребности в чистоте и опрятности;

- развивать чувство ритма движения в соответствии с текстом.

- воспитывать желание к сотрудничеству.

Методы и приемы:

загадки, художественное слово, сюрпризный момент, показ, имитация, беседа, рассматривание, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра, дидактические игры, наглядность иллюстрации алгоритма мытья рук.

Дидактический материал: картинка Мойдодыр, голубые ленточки для игры «Собери ручейки в речку», схема алгоритма процесса мытья рук, сундучок, предметы гигиены, дидактическая кукла.

Ход:

Организационный момент. Воспитатель привлекает внимание детей:

Воспитатель:

Утром солнце просыпалось,

Улыбалось из-за туч,

Значит, нам с тобой осталось

Улыбнуться, встретив луч…

Улыбнемся солнцу, лугу

И травиночке любой,

Улыбнемся мы друг другу

Просто так сейчас с тобой.

Воспитатель: что же, давайте, ребята, улыбнемся, друг другу и пойдем в гости к Мойдодыру.

(Воспитатель загадывает детям загадку и просит ее отгадать.)

- Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама.

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без (воды)

Воспитатель: ребята, а вы, дружите с водой?

- Для чего нужна вода?

Дети: вода нужна, чтобы умываться, пить, мыть, поливать, готовить и стирать.

Воспитатель: вот мы и на месте. Ребята, куда мы пришли?

Правильно к Мойдодыру.

Мойдодыр: добрый день, ребята. Я люблю опрятных, чистых деток! Вижу, что нерях среди вас нет. Все ухоженные, красивые, причесанные, чистые - приятно смотреть. Приглашаю вас к себе в гости.

Воспитатель: Мойдодыр приглашает нас в гости. Проходите, присаживайтесь.

(Воспитатель достает сундучок.)

Мойдодыр принес нам Волшебный сундучок. Что там может быть? Воспитатель заглядывает в сундучок.

Здесь красивые ленточки, а что еще здесь лежит, попробуйте догадаться сами.

Воспитатель: у Мойдодыра есть хороший друг – это вода. Мы с вами учили потешку о воде, давайте расскажем ее Мойдодыру и покажем, как мы умываемся.

Потешка «Водичка, водичка!»

Водичка, водичка! (подставить ладони «под струю воды»)

Умой мое личико, («помыть водой» лицо)

Чтобы глазки блестели, (потереть глаза кулачком)

Чтобы щечки горели, (слегка потереть щечки ладонями)

Чтоб смеялся роток, (улыбнуться)

Чтоб кусался зубок. (сомкнуть губы«ам»)

Игра «Умывание» со словами потешки «Знаем, знаем мы, да-да-да».

Знаем, знаем мы, да-да-да.

Где ты прячешься, вода.

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошки по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку, посмелей,

Будем умываться веселей!

Воспитатель: ребята, где еще живет вода?

Дети: вода живет в реке, в океане, в озере, ручье и ванне.

Воспитатель: давайте соберем маленькие ручейки в большую речку.

Игра «Собери ручейки в речку».

Воспитатель раздает детям ленточки. Дети с ленточками бегают врассыпную под музыку, а затем собираются в речку все вместе, размахивая ленточкой.

Воспитатель: какая большая получилась речка!

Ой, а что это по речке принесла? Да это волшебный сундучок Мойдодыра. Что в же нем лежит. Достает из сундучка мыло.

Воспитатель: Что это ребята правильно, это мыло! Какое оно?

Дети: душистое, белое, круглое.

Воспитатель: для чего нужно мыло?

Дети: мыло нужно, чтобы мыть руки, лицо, чтобы быть чистым, здоровым, не болеть, смывать грязь.

Воспитатель: ребята, назовите, пожалуйста, что еще нужно, чтобы быть чистыми и красивыми?

(Дети называют предметы их назначение.)

Воспитатель: все эти предметы называются предметами личной гигиены. Повторите все вместе: «предметы личной гигиены»

Посмотрите еще раз на эти предметы и запомните их.

Дети смотрят на предметы гигиены.

Воспитатель: а теперь, давайте поиграем в игру «Чего не стало?»

На столе лежат предметы личной гигиены: расческа, зубная паста, щетка, мыло, шампунь, мочалка, полотенце. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один предмет. На слова: «Раз, два, три – посмотри», дети открывают глаза, называют какого предмета не стало.

Раздается стук в дверь. Появляется мальчик Грязнуля.

Воспитатель: ребята, давайте поможем мальчику Грязнуле умыться, привести себя в порядок.

Надо, надо нам помыться. (Дети имитируют умывание.)

Где тут чистая водица?

Кран откроем: «ш-ш-ш»,

Руки моем: «ш-ш-ш».

Щечки, шейку мы потрем

И водичкой обольем.

Воспитатель: ой, руки мокрые! Что нам нужно, чтобы вытереть руки насухо? (ответы детей)

Дети берут в руки воображаемое полотенце и вытирают руки.

Воспитатель: посмотрите, каким Грязнуля стал красивым, чистым, как вы, ребята. Теперь мы будем называть его по-другому. Как? (Чистюля)

Мойдодыр: ребята, запомните мои советы. Воспитатель выставляет перед детьми карточки – запоминайки.

- Умывайтесь по утрам и вечерам. Чистите зубы.

- Мойте руки с мылом перед едой, после игры, прогулки и туалета.

- Мойте ноги перед сном каждый день.

Воспитатель: ребята, постарайтесь запомнить и выполнять все советы Мойдодыра. Теперь давайте попрощаемся с Мойдодыром, нам пора возвращаться в группу.

Приложение 2

Дидактические игры и игровые ситуации

«Разложи картинки по порядку»

Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, развитие речи, внимания, памяти.

Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня.

Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей.

Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.

Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.

Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.

«Азбука здоровья

Цель: систематизирование представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни, развитие речи, внимания, памяти.

Материал: иллюстрации

Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

«Маша простудилась»

Цель: формирование навыков пользования носовым платком, закрепление знаний о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться.

Материал: носовой платок

Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?

И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:

- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.

«Вымоем куклу»

Цель: закрепление знаний о предметах личной гигиены.

Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.

Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.

«Повторяй за мной»

Цель: закрепление культурно-гигиенических навыков (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формирование умения показывать эти движения при помощи мимики, жеста; отгадывание по показу.

Ход игры: воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.

«Подбери картинки»

Цель: представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни

Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены

Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)

Игра «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: игрушка резиновый заяц.

Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки. Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

Игра «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.

Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра «Умывалочка»

Цель: обучение ребенка навыкам умывания.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку.

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!

Игра «Фонтанчики»

Цель: обучение ребенка умению полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра «Замарашка»

Воспитатель: мальчик Петя поздно встал -просыпаться тяжко. Умываться он не стал -он ведь замарашка. (воспитатель просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.

Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки?» Дети высказываются; затем с помощью движений и мимики изображают Петю.

(Выразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты, голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)

Игровая ситуация «Катя проснулась»
Цель: в совместной с воспитателем игре закрепление умение детей действовать с предметами и игрушками.
Задачи: 
-продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась.
- развивать интерес к игре с куклой;
Воспитывать любовь к игрушке;

Материал и оборудование: умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке.
Предварительная работа: 
На занятии по развитию речи разучивание потешки «Водичка-водичка».
Ход игры: 
Воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Я буду ее мамой. Андрюша, а ты хочешь быть папой? Давай вместе посмотрим, что делает наша дочка Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла.) Наша дочка спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша поможем ей встать с постели. Я буду одевать ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена.
Надо помочь нашей дочке умыться. Андрюша, открой кран.
Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:
Водичка-водичка, 
Умой мое личико, 
Чтоб глазоньки блестели, 
Чтоб щечки краснели, 
Чтоб смеялся роток, 
Чтоб кусался зубок.

Игровая ситуация «Напоим Машу чаем»
Цель: В совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками.
Задачи: 
Учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.
Развивать у детей желание ежедневно заботиться о кукле.
 Воспитывать любовь к игрушке.

Материал и оборудование: мыло (кирпичик); набор чайной посуды.
В кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке; умывальник, полотенце, «оладышки» (из соленого теста).
Предварительная работа. 
Знакомство с игровым действием «Катя проснулась» 

Дидактическая игра «Напоим Катю чаем».
Ход игры: 
Воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. Я буду мамой. А где же моя дочка, кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю. Посмотрите, какой красивый чайник (в последующих занятиях на эту тему можно использовать игрушку заместитель). Надо налить в него воды. Открою кран. И ты Настя, приготовь чай своей дочке. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плитку. И ты, Настя, поставь свой чайник на плитку. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть моя дочка Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же наши оладышки? Принеси Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить наших дочек. Вставай доченька. С добрым утром!» (Далее занятие проводится по конспекту 1 «Катя проснулась»).
После того как кукол умыли, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, сахарница, хлебница; приучаем, вставая из-за стола, говорить «спасибо»; мыть посуду и ставить ее на место.

Куклы-дочки в это время «играют: катают мяч, катаются на качелях, на машине и т. д.

Подвижная игра «Зайка серый умывается»
Дети стоят, повернувшись к взрослому, и вместе с ним говорят:
Зайка серый умывается,
Видно, в гости собирается,
Вымыл носик,
Вымыл хвостик

Вымыл ухо,
Вытер сухо! 

Ребенок выполняет соответствующие движения. Затем прыгает на двух ногах, продвигаясь вперед за взрослым, зайки идут в гости. После этого малыш возвращается на свое место.

Пальчиковая игра «Умывалочка» 
Мы помыли наши ручки (трут ладонью об ладонь).
Раз, два, три. Раз, два, три (по три хлопка).
А над ручками, как тучки (руки вверх).
Пузыри... пузыри... (прыжки, руки на поясе).

Литература:
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста детского сада.
О.О.Крупечук  «Тренируем пальчики – развиваем речь!»
И.А.Лыкова  «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа.
Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром.   
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. 
Борисова Е.Н. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. М.: Панорама, 2006
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. 
Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2007.
Демина Е.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М.Ю. Забавы для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.  
Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Павленко И.Н. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987.
Севостьянова Е.О. Дружная семейка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Хрестоматия  для дошкольников 2 – 4 лет. – М., АСТ, 1999.

Ребёнок познаёт мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников). Смирнова Т. В: Издательство «Учитель», Волгоград-2012г.

Я и моё здоровье. Тарасова Т. А, Власова Л. С: Издательство «Школьная Пресса», Москва 2008г.

Здоровье сберегающая система в ДОУ. Павлова М. А, Лысогорская М. В: Издательство «Учитель», Волгоград -2009г.

Артикуляционная гимнастика. Пожиленко Е. А. Издательство: КАРО Серия: Популярная логопедия, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Чистюля".

Поиск новых форм и методов работы по воспитанию у детей младшего возраста культурно-гигиенических навыков при умывании, через игру и использование авторских игрушек и сказок....

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурных гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект для детей 2-3 лет "Чистюли". Результатом проекта будет: формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков культурно гигиенических навыков, желание выглядеть чистыми и опря...

"День чистюль"

(о приобщение к труду дошкольников)...

Веселые скороговорки "Пчелка - чистюля" [Ч] [Щ]

Презентации выполнена по материалам книги М.В.  Смирновой «Пчелка -  чистюля»  [Ч] [Щ]...

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"

Долгосрочный проект для детей первой младшей группы по формированию культурно-гигиенических навыков "Чистюли"...

НОД "Мы чистюли"

Материал помогает сформировать у детей КГН...

Игра - путешествие "День игры с Чистюлей"

Закрепление у детей среднего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков, стимулирование познавательно-исследовательской, игровой, коммуникативной и продуктивной деятельности. Данный материал...