Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет с нарушением зрения
материал по коррекционной педагогике

УПРАЖНЕНИЯ НА УЛУЧШЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АККОМДАЦИИ (рекомендуется для детей с расходящимся косоглазием)

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАТИКА НА УКРЕПЛЕНИЕ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ

 ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА УЛУЧШЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЦИРКУЛЯЦИИ ГЛАЗНОЙ ЖИДКОСТИ

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

 

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОСЛЕЖИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ГЛАЗА

 

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФИКСАЦИИ ВЗОРА И ПОВЫШЕНИЮ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika_dlya_2-7_let_po_chevychelovoy.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА УЛУЧШЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АККОМДАЦИИ (рекомендуется для детей с расходящимся косоглазием)

  1. «Косые глаза».

Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе.

  • Для детей младшей группы – 10-15 сек.;
  • средней группы - 15-20 сек.;
  • старшей группы - 30 сек.;
  • подготовительной группы  - 30-40 сек.
  1. «Метка на стекле».

Смотреть то на метку на стекле, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.

  • Для детей младшей группы – 30-40 сек.;
  • средней группы – 1 мин.;
  • старшей группы -  3 мин.;
  • подготовительной группы - 3-5 мин.
  1. «Большой палец».

Большой палец отвести на уровень носа, расстояние – 25-30см. Смотреть спокойно вдаль, потом медленно перевести взор на палец.

  • Для детей младшей группы – 10 сек.;
  • средней группы – 15-20сек.;
  • старшей группы – 25-30сек.;
  • подготовительной группы – 30-35 сек.
  1. «Круговые движения головой».

Очень медленно производить круговые движения головой по часовой стрелке, затем против. Взглядом охватить как можно большее пространство.

  • Для детей младшей группы – 2 раза;
  • средней группы – 2 раза;
  • старшей группы – 2-3 раза;
  • подготовительной группы – 3-4 раза.
  1. «Слежение».

Следить глазами за медленным опусканием, а затем подниманием пальца руки на расстояние вытянутой руки  от глаз. Руки менять.

  1. «Двоение в глазах».

Смотреть на конец указательного пальца вытянутой руки. По средней линии лица приближать палец, не сводя с него глаз, пока палец не начнет двоиться.

  • Для детей младшей группы – 2 раза;
  • средней группы- 2 раза;
  • старшей группы – 3 раза;
  • подготовительной группы – 4 раза.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАТИКА НА УКРЕПЛЕНИЕ ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНЫХ МЫШЦ

  1. «Горизонтали».

Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы -  5 раз;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы;
  • подготовительной группы – 10-12 раз.
  1. «Вертикали».

Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы – не предназначено;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы – 6-8 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз.
  1. «Часы».

Производить движения глаз по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы – 3-4 раза;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы  - 7-8 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз.
  1. «Пострелять глазами».

Производить движения глаз по диагонали.

  • Для детей младшей группы – 3-4 раза;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы – 7-8 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз.
  1. «Движение глаз».

Производить движения глаз по диагонали.

  • Для младшей группы – 5 раз;
  • средней группы – 6-7 раз;
  • старшей группы – 7-8 раз;
  • подготовительной группы – 8-12 раз.

Для этого упражнения на  стене размещают большой квадрат («змейку», ломаную линию), для детей со сходящимся косоглазием изображение размещают в верхней части стены, а для детей с расходящимся косоглазием – в нижней части стены.

  1. «Круги в темноте».

Закрыв глаза, выполнять круговые движения глазными яблоками, каждые 3-5 сек, меняя направление вращения глаз.

  • Для детей младшей группы – не предназначено;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы – 6-7 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз.

  1. «Глаза закрыты».

Голова неподвижна. Выполнять с закрытыми глазами.

  1. Поднять глаза;

2 – опустить;

  1. –повернуть вправо;

4 – повернуть влево.

  1. «Жмурки».

Плотно закрыть, затем широко открыть глаза.

  • Для детей младшей группы – 3-4 раза;
  • средней группы – 4-5 раз;
  • старшей группы -5-6 раз;
  • подготовительной группы – 5- 6 раз с интервалом 0-30 сек.

Полезно для детей  с нарушением зрения ежедневное выполнение  зрительной гимнастики на улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости.

Упражнения № 6,7 выполняются с осторожностью, не напрягая сильно веки, не причиняя сильно веки, не причиняя вреда глазному яблоку. Упражнения должны быть приятными для детей, «ласкающими» глаз.

 Дети при выполнении «приятных» упражнений должны полюбить свои глаза. Самомассажу детей нужно учить постепенно, сначала необходимо освоить на куклах движения пальцев.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА НА УЛУЧШЕНИЕ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЦИРКУЛЯЦИИ ГЛАЗНОЙ ЖИДКОСТИ


1. «Полюби свои глазки».

Производить круговые поглаживания закрытых глаз (век); начало движения – от внутреннего угла глаза по верхнему веку, подушечками двух, затем трех пальцев.

  • Для детей младшей группы -  5-6 сек.;
  • средней группы – 6-7 сек.;
  • старшей группы – 7-10сек.;
  • подготовительной группы – 10-12 сек.

2. «Жмурки».

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, широко открыть глаза на 3-5 сек.

  • Для детей младшей группы – 2-3 раза;
  • средней группы – 3-4 раз;
  • старшей группы – 5-6 раз;
  • подготовительной группы -6 -8 раз.

3. «Моргалки».

Быстро моргать глазами, закрыть глаза, спокойно считать. Затем опять моргать.

  • Для детей младшей группы- моргать и считать до 5 раз;
  • средней группы – до 6-8 раз;
  • старшей группы – до 10 раз;
  • подготовительной группы – до 10 раз.

4. «Трогаем пушинки».

Глаза закрыты. Тремя пальцами (указательным, средним и безымянным) каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1-2 сек. снять пальцы. Не допускать сильных надавливаний.

  • Для детей младшей группы – 1-2 раза;
  • средней группы – 2 раза;
  • старшей группы – 2-3 раза; подготовительной группы – 3-4 раза.

5. «Расслабление».

Сидеть с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица.

Для детей младшей группы – 5-6 сек.;

Средней группы – 6-7сек.;

Старшей группы – 10-12 сек.; подготовительной группы – 12-15 сек.

6. «Массаж»»

Закрыть глаза и выполнить самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа. Затем посидеть с закрытыми глазами.

  • Для детей младшей группы – 5 сек.;
  • средней группы – 10 сек.,
  • старшей группы – 15 сек.,  подготовительной группы -20 сек.

 

Упражнения № 1, 4 выполнять с осторожностью, легко нажимая на верхнее веко.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

Продолжительность данных упражнений не должна превышать трех минут.

  1. «Жмурки».

Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек.

  • Для детей младшей группы – 2-3 раза;
  • средней группы – 3-4 раза;
  • старшей группы – 5-6 раз;
  • подготовительной группы – 6-8 раз.

  1. «Моргание».

Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек. Затем закрыть глаза, отдохнуть 5-10сек.

  • Для детей младшей группы – 5-6 раз;
  • средней группы – 6-8 раз;
  • старшей группы – 10 раз;
  • подготовительной группы – 10-15 раз.

  1. «Слежение».

Поставить указательный палец правой вытянутой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30см от глаз, перевести взгляд на конец пальца (предмет, надетый на палец) и смотреть на него 3-5сек., опустить руку (предмет). Смотреть на конец пальца вытянутой руки; медленно сгибая руку, приблизить палец к глазам (смотреть 3-5 сек).

  • Для детей младшей группы – 2-3 раза;
  • средней группы – 3-4 раза;
  • старшей группы – 4-5 раза;
  • подготовительной группы -5-6 раз.

Это упражнение рекомендуется проводить для детей с расходящимся косоглазием.

  1. «Горизонтали».

Отвести правую руку в сторону, медленно передвигать палец согнутой руки справа налево, затем снова направо (при неподвижной голове), следить за пальцем.

  • Для детей младшей группы – 3-4 раза;
  • средней группы – 4-5 раз;
  • старшей группы – 6-7 раз;
  • подготовительной группы - 7-9 раз.

  1. «Сигналы»

Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать, снова смотреть на кончик носа5-6 сек.

  • Для детей младшей группы – 4-5 раза;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы – 6-7 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз.

Это упражнение рекомендуется детям с расходящимся косоглазием.

  1. «Вертикали – горизонтали»

Смотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыть, отдохнуть 10-15 сек.

  • Для детей младшей группы – 4-5 раза;
  • средней группы – 5-6 раз;
  • старшей группы – 6-7 раз;
  • подготовительной группы – 8-10 раз.

  1. Смотреть вдаль.

3-5 сек для любой возрастной группы. Глаза не напрягать, стараться увидеть как можно больше.

  1. «Часы»

Производить круговые движения глазами по часовой стрелке, следуя взглядом за рукой (на расстоянии вытянутой руки), следить при этом за кончиком пальца; сделать тоже против часовой стрелки.

  • Для детей младшей группы – 3-4 раза;
  • средней группы – 3-4 раза;
  • старшей группы – 5-7 раз;
  • подготовительной группы - 7- 8 раз.

  1. «Горизонтали – вертикали».

Совершать движения глазами вправо, влево, вверх, вниз, голова неподвижна, веки закрыты.

  • Для детей старшей группы – 5-6 раз;
  • Для детей подготовительной группы -  6-8 раз.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПРОСЛЕЖИВАЮЩЕЙ ФУНКЦИИ ГЛАЗА

  1. «Прокати шар в ворота».

Дети прокатывают разноцветные шары поочереди в ворота и называют цвет шара, прослеживают цвет шара.

  • Младшая группа – 2-3 цвета (цвет шаров: красный, синий, желтый, зеленый);
  • Средняя группа – 3-4 раза (цвет шаров красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, голубой);
  • Старшая и подготовительная группы – 3-4раза (шары всех цветов радуги).
  1. «Проследи за движением флажка».

Дети выполняют повороты глазных яблок с использованием тест-объекта «флажок». Цвет флажка дети выбирают сами, по желанию.

А) Флажок на разных уровнях перед ребенком.

Дети переводят взор по диагонали то на красный флажок, то на синий.

  • Средняя группа – 1 мин;
  • Старшая и подготовительная группы – 1-2 мин.

Б) Круговые движения флажком перед лицом ребенка, взор которого направлен на флажок.

  • Младшая группа – 1 мин;
  • Средняя группа – 1 мин;
  • Старшая группа – 1-2 мин;
  • Подготовительная группа -1-2 мин.

В) Перевод взора на флажки. Ребенок переводит взор то на красный флажок, то на синий.

  • Младшая группа – 1 мин;
  • Средняя группа – 1 мин;
  • Старшая и подготовительная группы – 1-2мин.

Г) Приближая и отдаляя флажок от носа, дети следят за ним открытыми глазами, затем отдаляют флажок, отводят его вправо, взор переводят вправо; затем флажок отводят влево, взор преводят влево. Закрывают глаза и пытаются повторить движения глаз.

  • Старшая группа – 1 мин.
  • Подготовительная группа – 1-2 мин.
  1. «Обведи контур фигуры».

А) Дети обводят указкой контур объемной фигуры и прослеживают взором движение указки.

Б) Дети обводят с помощью трафарета контуры фигур.

  • Младшая группа  - по внутренним трафаретам;
  • Средняя, старшая и подготовительная группы – по внутренним и внешним трафаретам.
  1. «Проследи за движением машин» («Регулировщик»).

Педагог на разном расстоянии провозит машину, дети поочередно определяют, какой груз везет машина ( кубики, мячи, куклы и т.д.).

  • Младшая группа – 2-3 раза;
  • Средняя группа – 3-4 раза;
  • Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.
  1. «Проследи, как летит бабочка».

Педагог вращает бабочку на разной высоте, дети следят за ее полетом.

  • Младшая группа – 3-4 раза;
  • Средняя группа – 3-4 раза;
  • Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.

Эта игра полезна для детей со сходящимся косоглазием.

  1. «Подбрось мяч и поймай».

Дети подбрасывают и ловят мячи.

  • Младшая группа - 4-5 раз;
  • Средняя группа – 5-6 раз;
  • Старшая группа – 6-7 раз;
  • Подготовительная группа – 7-10 раз.
  1. «Проследи за огоньками».

Дети следят за тем, с какого цвета началось включение гирлянды и каким цветом закончилось (используются  елочные гирлянды).

  • Младшая группа – 2-3 раза;
  • Средняя группа – 3-4 раза;
  • Старшая – 4-5 раз;
  • Подготовительная группа – 5-6 раз.
  1. «Посмотри, как качается фонарик».

Педагог маятникообразно качает фонарик, постепенно изменяя высоту, сначала снизу вверх, затем сверху вниз. Дети следят за перемещением качающегося фонарика.

  • Младшая группа – 2-3 раза;
  • Средняя группа – 2-3 раза;
  • Старшая и подготовительная группы – 4-5 раз.
  1. Лабиринты разнообразные (простые и сложные, с четко ограниченными границами и с условным ограничением проходов).

Для младшей и средней групп в лабиринтах должны быть лишь один вход и выход, обозначенные персонажами: на входе заяц, на выходе – домик и т.п. Границы четко очерчены, лабиринты не должны содержать более трех тупиков. Лабиринты должны иметь либо прямоугольное, либо циклическое строение. Проходить лабиринт ребенок должен фломастером, чтобы видеть пройденный путь.

У детей старшей и подготовительных групп выходов может быть до 5, к части из которых есть реальный проход, а к другой части прохода нет. Границы могут быть очерчены лишь условно. Лабиринты не должны содержать более 10 тупиков. Это могут быть лабиринты, составленные внутри ярких и необычных по форме фигур.

  1.  «Сбей кегли».

На определенном расстоянии устанавливают кегли. Дети мячом стараются их сбить.

  • Для детей младшей группы устанавливают кегли на расстоянии 1-2м (3-5 кеглей);
  • Средней группы – 2-2.5м (2-3 кегли);
  • Старшей и подготовительной групп – 3-4 м (1-2 кегли).

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ФИКСАЦИИ ВЗОРА И ПОВЫШЕНИЮ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ


1. "Кольцеброс".

Дети набрасывают кольца на разном расстоянии. Сначала на разном расстоянии, затем постепенно расстояние увеличивается; кольца должны быть яркими, чтобы ребенок видел их четко.

  • Младшая группа – 3-4 раза;
  • Средняя группа – 5-6 раз;
  • Старшая группа – 5-6 раз;
  • Подготовительная группа – 6-8 раз.

2. «Попади указкой в колечко».

На штативе висят кольца разной величины на разной высоте. Дети стараются попасть в них указкой, не задевая край колец.

  • Для младшей группы – 1-2 раза;
  • Для средней группы – 2-3 раза;
  • Для старшей и подготовительной группы – 3- 4 раза.

Чередовать выполнение заданий с отдыхом.

3. Магнитные игры: «Ловись, рыбка!», «Посади бабочку на цветок такого же цвета».

  • Для детей младшей группы – рыбки четырех цветов (красная, синяя, желтая, зеленая). Игра повторяется 3-4 раза.
  • Средней группы – рыбки красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого, голубого цветов. Игра повторяется 3-4 раза;
  • Старшей и подготовительной групп – рыбки всех цветов радуги. Игра повторяется 3-4 раза.

 (То же самое с цветом бабочек и цветка в игре «Посади бабочку на цветок такого же цвета».)

Для усложнения задания можно предложить детям удочки для ловли рыбок и бабочек с разной длиной нити (удочкой с короткой нитью легче ловить, чем с длинной).

4. «Мяч в корзину».

Дети собирают разбросанные мячи в корзину. Игра носит соревновательный характер. Каждому ребенку педагог предлагает собрать мячи одного цвета: одному  - красного цвета; другому – синего и т.д.

  • Младшая группа – 2-3 раза;
  • Средняя группа – 3-4 раза;
  • Старшая группа - 3-4 раза;
  • Подготовительная группа – 4-5 раз.

5. «Подбрось мяч вверх и поймай его».

Эта игра полезна для детей со сходящимся косоглазием.

  • Младшая группа – 2-3 раза;
  • Средняя группа – 3-4 раза;
  • Старшая группа – 4-5 раз;
  • Подготовительная группа – до 10 раз.
  1. «Сосчитай, сколько раз зажегся фонарик».

Ребенок громко считает  количество миганий фонарика.

  • Младшая группа – до 5 раз;
  • Средняя группа – до 8 раз;
  • Старшая группа – до 10 раз;
  • Подготовительная группа– 10-15 раз.
  1. «Сколько лампочек загорится на панели и какого они цвета?»

Дети следят за лампочками и считают количество зажженных, называют их цвет.

  • Для детей младшей группы зажигаются от 1 до 5 лампочек;
  • Средней группы – 5-6 лампочек;
  • Старшей группы -8 лампочек;
  • Подготовительной группы –  до 10 лампочек.

 Загорается разное количество лампочек: то 3, то 5 и т.д.

  1. «Собери пирамидку».

Дети выполняют сбор пирамидки в возрастающей и нисходящей последовательности.

  • Младшая группа - 2-3 раза;
  • Средняя группа -3-4 раза;
  • Старшая группа – 3-4 раза;
  • Подготовительная группа 4 раза.
  1. «Составить узор».

Дети составляют узор по образцу, затем по памяти.

  • Младшая группа – несложные узоры;
  • Средняя группа – с усложнением – больше деталей в узоре, чем в младшей группе;
  • Старшая группа и подготовительная – более сложные, до 10 деталей в узоре.
  1.  «Сложи картинку».

Дети складывают разрезные картинки.

  • Младшая группа – из 2-3 частей;
  • Средняя группа -  из 4 частей;
  • Старшая группа – из 6 частей;
  • Подготовительная группа – из 6 и более частей.
  1.  «Нарисуй фигуры по трафарету».
  • Для детей младшей группы предлагаются внутренние трафареты;
  • Средней группы – внутренние и простые внешние трафареты;
  • Старшей и подготовительной групп – внешние трафареты, но более сложные, чем в средней группе.
  1.  «Найди предмет».

Педагог предлагает найти спрятанный в группе предмет.

Игра повторяется:

  • Для младшей группы – 3-4 раза;
  • Средней группы – 4 раза;
  • Старшей группы – 4-5 раз;
  • Подготовительной группы – 5-6 раз.
  1.  «Подбери пару».
  • Дети младшей группы подбирают пару среди 5 предметов;
  • Средней группы – 5-6 предметов;
  • Старшей и подготовительной группы – до 10 предметов.
  1.  Выкладывание мозаики.
  2.   Работа с конструктором.
  3.  Нанизывание бус, колец и т.д.
  4.  Закрашивание контура, силуэта.
  5.  Штриховка контура, силуэта.
  6.  Перебирание семян.
  7.  Собирание мелких предметов по группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспекты занятий по развитию зрительного восприятия цвета детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"

Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников....

Рекомендации педагогам ДОУ по развитию зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

С помощью глаз человек воспринимает освещённость (светлоту), цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве....

Коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Юные волшебники».

Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Коррекционные задачи:1.      Активизировать зрительные функции.2....

Использование зрительных гимнастик и тренажеров, как профилактика и коррекция нарушения зрения

Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных ...

НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»

Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...