«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике (старшая группа)

В статье рассматривается влияние метода сказкотерапия на развитие связной речи детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_mariya_alkviadovna_statya_skazkotreapiya.docx547.95 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Мария Алквиадовна

учитель-дефектолог

МБДОУ д/с №4 «Айылгы»

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми

с задержкой психического развития»

Аннотация: в статье рассматривается влияние метода сказкотерапия на развитие связной речи детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, сказкотерапия, сказка, старший дошкольный возраст, связная речь, коррекционная педагогика

К числу важнейших задач коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, согласно ФГОС ДО, относится формирование у них связной речи. Владение связной речью – важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников.

Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с ЗПР является сказкотерапия. Включение сказкотерапии в коррекционную работу оказывает воздействие на психоречевое развитие. У детей формируется лексико-грамматический строй речи, обогащается словарь, развивается память, внимание, мышление, позитивная социализация и индивидуализация.

Метод сказкотерапии я применяю в коррекционно-развивающей работе с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста. Для работы по данному направлению создала дидактическое пособие на развитие связной речи «По следам русской народной сказки». Где вошли такие сказки как, «Репка», «Теремок», «Три поросенка», «Курочка ряба», «Колобок».

Во время создания дидактического пособия за основу взяты три ключевых аспекта это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, теория развития Льва Семеновича Выготского «зона ближайшего развития» и развитие высших психических функций.

К каждой сказке даны определенные задачи, например, к первой сказке дано задание на развитие мелкой моторики. Ко второй сказке дано задание на развитие пространственного мышления. К третей сказке дано задание на зрительное восприятие. К четвертой сказке дано задание ориентировка в пространстве (восприятие). К пятой сказке дано задание на развитие наглядно-образного мышления.

И в конце дан лабиринт на развитие логическое мышления. Данное пособие через игру развивает связную речь, познавательные процессы используя знакомую всем детям русскую народную сказку.

Таким образом, сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Список использованной литературы

1. Приказ Минобрнауки России от № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] URL: (дата

обращения )

2. Брун, Б.И.Использование сказок в психотерапии: учебник / Б.И. Брун. – М.: 2019. – 102 с. – ISBN 978-5-892-26585-3.

3. Быстрова, Г.А. Логосказки: учебное пособие /Г.А. Быстрова. – СПб.: КАРО, 2020. – 128 с.: ил. – ISBN 928-5-9867-2156-7.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии: учебник /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2018. – 176 с.: ил. – ISBN 978-5-9973-4489.

5. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству: теория и практика по

сказкотерапии: учебник / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 2018. – 352 с.: ил. – ISBN 878-8-936594-07-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

Консультация для родителей средней коррекционной группы. Что такое задержка психического развития.

Успех психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития зависит от степени заинтересованности родителей. Для этого необходимо первоначально познакомить родителей ...

Зачем нужна коррекционная ритмика ребенку с задержкой психического развитии

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков. Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны ...

Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».

В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...

Презентация на тему "Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития"

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС  ДОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольше...

Консультация для родителей и педагогов: "Основные направления коррекционной работы детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода к коррекционной работе. Поэтому рекомендуется обращаться за помощью к специалистам – психологам, логопедам, дефектоло...

Значение театрализованных игр в коррекционном обучении детей с задержкой психического развития

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с задержкой психического развития, посещающих специализированный детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение ...