Зачем нужна коррекционная ритмика ребенку с задержкой психического развитии
консультация (старшая группа)

Малиновская Лина Владимировна

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков. 

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование  межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем нужна коррекционная ритмика

ребенку с задержкой психического развитии

У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков.  

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование  межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка.         Если мы приглядимся к детям с задержкой психического развития внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время ходьбы перекрестные движения  - «левая рука - правая нога» и наоборот -  нечеткие и вялые. Дети боятся прыгать со скамейки на землю. При ходьбе по бордюру они плохо удерживают равновесие, падают. Прыгая, как зайцы, им трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, часто они просто приседают, имитируя подскоки. Изображая аиста, они с трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге.  Во время подвижных игр малыши плохо владеют мячом, испытывают трудности при ловле и бросании мяча. Долго не могут научиться ездить на велосипеде,  прыгать через скакалку.                       Преодолеть недостатки физического развития помогает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются  качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

        Постепенно формируются пространственные представления, способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов, Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, собранности, самостоятельности и т.д.     Включенные в занятие игры имеют особое значение. Коррекционные игры не только  способствуют развитию произвольности движений и поведения, мышления, личностных качеств детей, они вызывают стремление осознать правила игры, дают возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре, тем самым подготавливают ребенка к социализации в обществе.

      Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии), направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Список литературы

1. Бутко Г.А.        Физическое воспитание детей с задержкой психического развития.        М. Книголюб. 2006.

2. Воронина В.В., Михайлова МЛ.        Танцы, игры, упражнения для красивого движения.        Ярославль, Академия развития. 2000.

3. Игнатова Л.В.        Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах.        М. Сфера. 2008.

4. Мастюкова Е.М.        Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР.        М. Аркти. 2004.

5. Чибрикова-Луговская А Л.        Ритмика.        М., Дрофа. 1998.

Коррекционная ритмика

http://gendocs.ru/v4774/%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_-_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0?page=2

   


У детей с задержкой психического развития наблюдаются не только особенности мыслительной деятельности, но и двигательных умений и навыков.  Если мы приглядимся к детям с задержкой психического развития внимательно, то увидим, что движения ребят резкие, как бы угловатые, плохо координированные. Во время ходьбы перекрестные движения  - «левая рука - правая нога» и наоборот -  нечеткие и вялые.

    C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2017-2018\ЗПР 1\Ритмика\Сентябрь\Поднимаем колени.jpg

 Прыгая, ребенку трудно оттолкнуться от пола двумя ногами одновременно, приземление происходит жестко, на всю стопу. При подскоках дети не отрывают ног от пола, просто приседают,

имитируя подскоки. Они с

трудом удерживают равновесие, стоя на одной ноге.                       C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2017-2018\ЗПР 1\Ритмика\Октябрь\аисты.jpg

Во время подвижных игр малыши часто сталкиваются друг с другом, падают, не могут «вписаться» в поворот. Вместе с взрослыми играя с мячом, они не могут его поймать, каждый раз роняют мяч. Дети с большим трудом учатся прыгать через скакалку, ездить на велосипеде.  

Проблемы двигательной сферы у детей с ЗПР часто связаны не с нарушением опорно-двигательного аппарата, а с недоразвитием высших психических функций. Медленное формирование межанализаторных связей в коре головного мозга приводит к недостаткам развития общей моторики ребенка. 

Преодолеть недостатки физического развития помогает коррекционная ритмика. Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), улучшаются  качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

  C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2017-2018\ЗПР 1\Ритмика\Октябрь\спим ночью.jpg

     С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Восприятие специально подобранной музыки не требует предварительной подготовки и доступно всем детям.

   C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2017-2018\ЗПР 1\Ритмика\Сентябрь\дуб.jpg

Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, то есть социализируют ребенка.

Занятия коррекционной ритмикой призваны укреплять костно-мышечный аппарат, развивать дыхание, моторные функции, формировать правильную осанку, походку, грацию движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

Постепенно формируются пространственные представления, способность произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,

развиваются двигательные качества - ловкость, сила, выносливость, координация движений и др. Происходит  воспитание и развитие чувства ритма. Развивается способности к восприятию музыкальных образов и умения ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом.  Это приводит к развитию творческих способностей детей.

      C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2017-2018\ЗПР 1\Ритмика\Октябрь\танец2.jpg

Занятия коррекционной ритмикой способствуют воспитанию нравственных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости, дисциплинированности, взаимопомощи, собранности, самостоятельности и т.д.     Включенные в занятие игры имеют особое значение. Коррекционные игры не только  способствуют развитию произвольности движений и

     C:\Disk C\Ноутбук\Фото детский сад\2017-2018\ЗПР 1\Ритмика\Сентябрь\флажки1.jpg

поведения, мышления, личностных качеств детей, они вызывают стремление осознать правила игры, дают возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре, тем самым подготавливают ребенка к социализации в обществе.

      Многие исследователи (Е.М. Мастюкова, С.М. Миловский, И.В. Евтушенко, Е.А. Медведева, Г.А. Бутко) в своих работах показали, что коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии (с элементами кинезитерапии), направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.



Предварительный просмотр:

Значение художественного слова для привития культурно-гигиенических навыков у детей 5-7 лет с особыми образовательными потребностями

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=833146f2d76e92d7c168a832639b790c419ad9e8-10391931-images-thumbs&n=13Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. 

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к различным гигиеническим навыкам. Объём и содержание культурно-гигиенических работы зависит от возраста ребенка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, причёски. Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании закрыть рот и нос носовым платком, отворачиваться в сторону. Научить быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу (раскладывать одежду в определённые места), опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полоскать рот утром и после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком, следить за своим внешним видом, пользоваться расчёской, быстро раздевать и одеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить кожу, а ее размер должен соответствовать его руке.

Важное значение в формировании культурно – гигиенических отводится детской литературе. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимыми средствами воспитания:

1) она близка к житейскому опыту детей, т.к. рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок.

2) в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер.

3) художественное слово вызывает у ребенка эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает произведение.

Художественное слово делает повседневные дела более красочными, яркими, выразительными. Такие произведения детских писателей, как «Мойдодыр» К. Чуковского, «Чумазая девочка» А. Барто, «Одевали малыша» Г. Лагздынь, «Мальчик стричься не желает» Э. Успенского, «Митя и рубашка» Э. Мошковской.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=c2033ad56dee31e108101c3dec9bc83440289250-9094675-images-thumbs&n=13В журнале «Здоровье» 1987 год опубликованы небольшие рассказы- истории Д. С. Орловой «Волшебная щеточка», «Как Маша и Миша учились мыть руки», «О мыльной пене и расческе», «Твой носовой платок», «Как Витю учили есть ложкой», «Как вести себя за столом», «Черничные усы», «Пять дел перед сном».

Яркие, доступные для восприятия, красочные образы способствуют развитию определенных навыков в сознании ребенка. На примере своих героев, они наглядно показывают, что нужно умываться, быть чистым, опрятным, следить за игрушками, правильно вести себя за столом, выбирать нужные приборы, соблюдать правила гигиены, поведения в детском саду, быть внимательным к окружающим. Малыш искренне переживает за героев, оценивая их поступки и действия. Он как бы присваивает их опыт, делает его своим. И этот опыт начинает влиять на поступки и действия его самого. 

Чтобы усвоить содержание литературного произведения, его нужно использовать неоднократно: как материал для чтения, этической беседы, игры, инсценировки, рисования, лепки т.е. включать в различные ситуации и виды деятельности ребенка.

Используя художественное слово, Вы научите ребенка убирать игрушки, владеть навыками гигиены, самостоятельно принимать пищу, правильно вести себя за столом, быть опрятным, доброжелательным к товарищам по играм. Тем самым привьете такие навыки поведения, которые помогут Вашему малышу расти здоровым и самостоятельным.

Подготовила учитель-дефектолог Малиновская Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...

Консультация для родителей средней коррекционной группы. Что такое задержка психического развития.

Успех психокоррекционной работы педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития зависит от степени заинтересованности родителей. Для этого необходимо первоначально познакомить родителей ...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с ребенком с задержкой психического развития (ЗПР)

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия для ребенка с задержкой психического развития в старшей группе

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия   для ребенка с задержкой психического развитияв старшей группе (второй год обучения) компенсирующей направленности (с методическим...

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа для ребенка с задержкой психического развития 6 - 7 лет.

Предполагаемый результат: Сформированность компонентов психологической готовности к школе, расширение уточнение, увеличение объема внимания и памяти, устойчивости внимания, развитие интегративных каче...

Презентация на тему "Основные направления коррекционной помощи детям с задержкой психического развития"

Одной из основополагающих задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС  ДОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех воспитанников, в особенности тех, кто в наибольше...