Рабочая программа педагога - психолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Рабочая программа педагога - психолога в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gr._kompensiruyushchey_napravlennosti_rucheek.docx | 101.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Приложение № 42
Рабочая программа
для детей средней группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ручеек»
(возраст детей 4-5 лет)
на 2022 – 2023 учебный год
Киселева Валентина Леонидовна
педагог-психолог
г. Советский, 2022 год
Содержание рабочей программы педагога-психолога
МАДОУ «Детский сад «Ромашка» на 2022-2023 учебный год
№п/п | Содержание | Стр |
I | Целевой раздел | |
1. | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Цель программы | 4 |
1.2 | Задачи программы | 4 |
1.3 | Принципы программы | 4 |
1.4 | Особенности развития детей 4-5 лет | 5 |
1.5 | Ожидаемые результаты | 5 |
II | Содержательный раздел | |
2.1 | Возрастные особенности детей4-5 лет | 6 |
Календарно – тематический планирование на 2022– 2022 учебный год для детей средней группы «Ручеек» (4-5 лет) | 7 | |
2.2 | Формы и способы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников | 8 |
2.3 | Методы и приемы работы с детьми | 8 |
2.4 | Взаимодействие взрослых с детьми | 10 |
2.5 | Взаимодействие коллектива с семьями воспитанников | 12 |
2.6 | Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ | 12 |
2.7 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 13 |
III | Организационный раздел | |
3 | Особенности организации коррекционно-развивающей работы | 13 |
3.1 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 14 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение | 16 |
3.3 | Традиционные события, праздничные мероприятия | 16 |
3.4 | Оздоровительная работа | 16 |
3.5 | Взаимодействие с социокультурными объектами | 16 |
3.6 | Перечень программ и технологий, используемых в работе | 17 |
3.7 | Учебные издания | 18 |
Приложение 1 | 20 |
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана педагогом-психологом МАДОУ «Детский сад «Ромашка» Киселевой Валентиной Леонидовной, стаж работы 18 лет, высшая квалификационная категория, на основе основной общеобразовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка». Срок реализации программы 1 год.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы является:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка».
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности р/№ 2909 от 28.05.2017года, серия 86Л01 № 0002157, служба по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры, бессрочное.
- ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13 г, действует с 01.01.2014 г).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», действующие до 2027 г.
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", действующие с 01.03.20 до 01.03.2027 г.
- Санитарные правила и нормы СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции («COVID-19»), утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16.
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1014.
- Основная общеобразовательная программа муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка».
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л. С. Выготскому, должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин).
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
Принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования знаний (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).
1.1 Цель программы
Цель: своевременное оказание психологической поддержки детям, направленной на обеспечение их психоэмоционального благополучия посредством использования перспективных коррекционно-развивающих средств.
1.2 Задачи программы
- Устанавливать уровень актуального состояния и индивидуальных особенностей детей, выявлять возможные отклонения психического развития.
- Развивать познавательные и психические процессы – восприятия, памяти, внимания, воображения.
- Формировать позитивную мотивации к обучению.
- Развивать коммуникативные умения, необходимые для успешного развития процесса общения.
- Развивать эмоциональную сферу. Вводить ребенка в мир человеческих эмоций.
- Развивать личностную сферу – формировать адекватную самооценку, повышать уверенность в себе.
- Развивать волевую сферу – произвольность психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
1.3 Принципы программы
- Принцип всестороннего развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- принцип возрастного соответствия - предлагает содержания и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;
- принцип научной обоснованности и практической применимости - соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
- принцип полноты, необходимости и достаточности - решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;
- принцип объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
- принцип позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- принцип преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
- принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;
- принцип учета региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- принцип открытости дошкольного образования;
- принцип эффективное взаимодействия с семьями воспитанников;
- принцип преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом;
- принцип создания современной информационно - образовательной среды организации.
1.4 Особенности развития детей 4-5 лет
Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
2. Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
3. Повышенная познавательная активность.
4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
6. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
7. Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной активности
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству
Новообразования:
1. Контролирующая функция речи.
2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
3. Появление элементов произвольности.
4. Появление вне ситуативно-личностной формы общения с взрослым.
1.5 Ожидаемые результаты
Мотивационные образовательные результаты - это сформированные в образовательном процессе первичные ценностные представления, мотивы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим, инициативность, критическое мышление.
Универсальные образовательные результаты - это развитие общих способностей (когнитивных - способности мыслить, коммуникативных - способности взаимодействовать, регуляторных - способности к саморегуляции своих действий).
Предметные образовательные результаты - это усвоение конкретных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков.
Мониторинг с детьми ОВЗ проводится 2 раза в год: на начало и на конец учебного года согласно теста Д.Векслера (WPPSI) для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) под редакцией М.Н.Ильиной.
Планируемые результаты для детей 4-5 лет
Восприятие оттенков изученных эмоциональных состояний.
Память
Зрительная образная: объем — 5 предметов.
Слуховая образная: объем — 4–5 звуков.
Слуховая вербальная: объем — 5 слов.
Тактильная: объем — 4–5 предметов.
Внимание
Объем — 5 предметов.
Устойчивость — 15–20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из 3 предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по расположению в пространстве на основе зрительного восприятия, сравнение двух картинок.
Ребенок должен уметь самостоятельно называть по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
на основе изученных свойств;
по материалу;
по эмоциональному состоянию;
времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
по цвету — 4 оттенка;
по величине — 5 предметов;
по эмоциональному состоянию — 4 карточки;
по свойствам — 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Знать:
- как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей;
- различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении;
- о существовании индивидуальных особенностей своих сверстников;
- важность различных профессий (на примере родителей).
Уметь:
- понимать и описывать свои желания и чувства;
- осознавать свои физические и эмоциональные ощущения;
- различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений;
- воспроизводить выразительные позы и движения;
- сравнивать эмоции;
- подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении;
- оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых в быту;
- уступать друг другу в конфликтных ситуациях;
- останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое;
- вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли.
Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
II. Содержательный раздел
2.1 Возрастные особенности детей 4-5 лет
Показатели | Нормативы |
Ведущая потребность | Потребность в общении, познавательная активность |
Ведущая функция | Наглядно-образное мышление |
Игровая деятельность | Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация |
Отношения со взрослыми | Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации |
Отношения со сверстниками | Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре |
Эмоции | Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. |
Способ познания | Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. |
Объект познания | Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые |
Восприятие | Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. |
Внимание | Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов |
Память | Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. |
Мышление | Наглядно-образное |
Воображение | Репродуктивное, появление творческого воображения |
Условия успешности | Кругозор взрослого и хорошо развитая речь |
Новообразование возраста |
|
Календарно – тематический планирование на 2022– 2023 учебный год
для детей средней группы «Ручеек» (4-5 лет)
Месяц | Неделя | Дата | Кол-во занятий | Ознакомление с окружающим миром и развитие речи |
Сентябрь | 1-2 | 1-9 | - | Мониторинг |
3 | 12-16 | - | ||
4 | 19-23 | 2 | Осень. Признаки осени. Деревья осенью. | |
5 | 26-30 | 2 | Огород. Овощи. | |
Октябрь | 6 | 3-7 | 2 | Сад. Фрукты. |
7 | 10-14 | 2 | Лес. Грибы и лесные ягоды. | |
8 | 17-21 | 2 | Одежда. | |
9 | 24-28 | 2 | Обувь. | |
Ноябрь | 10 | 31-3 | 2 | Игрушки. |
11 | 7-11 | 2 | Посуда. | |
12 | 14-18 | 2 | Мебель. | |
13 | 21-25 | 2 | Зима. | |
Декабрь | 14 | 28-2 | 2 | Зимующие птицы. |
15 | 5-9 | 2 | Домашние животные зимой. | |
16 | 12-16 | 2 | Дикие животные зимой. | |
17 | 19-23 | 2 | Зимние забавы. | |
18 | 26-30 | 2 | Новогодний праздник | |
Январь | 19 | 9-13 | Грузовой и пассажирский транспорт. | |
20 | 16-20 | 2 | Обследование. | |
21 | 23-27 | 2 | Профессии на транспорте. | |
Февраль | 22 | 30-3 | 2 | Правила дорожного движения. |
23 | 6-10 | 2 | Ателье. Закройщица. | |
24 | 13-17 | 2 | Стройка. Профессии строителей. | |
25 | 20-22 | Наша армия. | ||
26 | 27-3 | 2 | Весна. Приметы весны. | |
Март | 27 | 6-10 | 2 | Мамин праздник. |
28 | 13-17 | 2 | Весенние забавы. | |
29 | 20-24 | 2 | Пресноводные и аквариумные рыбы. | |
30 | 27-31 | 2 | Наш город. | |
Апрель | 31 | 3-7 | 2 | Почта. |
32 | 10-14 | 2 | Насекомые. | |
33 | 17-21 | 2 | Профессии. | |
34 | 24-28 | 2 | Мониторинг | |
Май | 35 | 2-5 | - | Организация воспитательно-образовательного процесса по результатам мониторинга на конец учебного года (темы выбираются в соответствии с возрастом и особенностей детей на усмотрение педагога). |
36 | 10-12 | - | ||
37 | 15-19 | - | ||
38 | 22-26 | - | ||
39 | 29-31 | - |
2.2 Формы и способы и средства реализации программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 4 до 5 лет в рамках ДО.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил, проводятся в кабинете психолога или в помещении группы детского сада, в котором участники могут свободно располагаться и передвигаться, в доступной и интересной для детей форме.
Занятия проводятся с подгруппой детей, их продолжительность составляет от 20 минут.
Для этого в основном используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, коммуникативные игры);
- упражнения (подражательно-исполнительского, творческого, релаксационного характера);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование;
- мини-конкурсы, игры-соревнования.
Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на ковре. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце используется ритуальная игра, упражнения для настроя детей.
Приветствие, ритуал начала занятия:
Игра «Здравствуй»
Хлопая по ладошкам ребенку, педагог приветствует его: - Здравствуй, Алеша! Ребенок, хлопая в ответ педагогу по ладошкам: - Здравствуй, Лена! И так с каждым ребенком, по очереди.
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания:
Игра «Встретимся опять»
Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.
Оснащение занятий:
- аудио – видеотека;
- настольно – печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1. Организационный этап - создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап - подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап - обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Диагностическая работа
Мониторинг с детьми ОВЗ проводится 2 раза в год: на начало и на конец учебного года согласно теста Д.Векслера (WPPSI) для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) под редакцией М.Н.Ильиной. (Приложение 1)
2.3 Методы и приемы работы с детьми
МЕТОДЫ | ||
Наглядный | Словесный | Практический |
ПРИЁМЫ | ||
Наблюдения | Мотивация | Обследование предметов, материалов |
Рассматривание предметов, иллюстраций, фотографий | Художественное слово | Самостоятельная деятельность детей |
Показ образца | Беседы | Работа в паре |
Показ способов действий | Словесные игры, упражнения | Пальчиковые игры |
Использование ИКТ | Поощрения, указания, подсказки, вопросы | Дидактические игры |
Консультации и беседы с родителями | ||
Рассказывание |
2.4 Взаимодействие взрослого с детьми
Взаимодействие взрослого с детьми строится на основе:
- развивающих занятий. При проведении занятий используются современные образовательные технологии, работа ведется в зоне ближайшего развития (ЗБР), реализовываются деятельностный подход и принципы развивающего обучения, используемый на занятиях материал, соответствует духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов России;
-эмоциональное благополучие. Постоянная забота об эмоциональном благополучии детей, что означает теплое, уважительное, доброжелательное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям, проявление уважения к его индивидуальности, чуткость к его эмоциональным состояниям, поддержку его чувства собственного достоинства и т. п., чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности, был уверен, что его здесь любят, о нем позаботятся;
- справедливость и равноправие. Одинаковое отношение ко всем детям независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- детско-взрослое сообщество. Проводится специальная работа над созданием детско-взрослого сообщества, основанного на взаимном уважении, равноправии, доброжелательности, сотрудничестве всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей);
-формирование ценностных представлений. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, воспитание у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм, любовь к Родине, гордость за ее достижения;
- уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям и пр.;
- традиционные гендерные представления;
- нравственные основы личности — стремление в своих поступках следовать положительному примеру (быть «хорошим»);
- ПДР (пространство детской реализации). Ведется постоянная работа над созданием ПДР, что означает:
- поддержка и развитие детской инициативы, помощь в осознании и формулировке идеи, реализации замысла;
- предоставление свободы выбора способов самореализации, поддержка самостоятельного творческого поиска;
- личностно-ориентированное взаимодействие, поддержка индивидуальности, признание уникальности, неповторимости каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского труда и творчества;
- создание условий для представления (предъявления, презентации)своих достижений социальному окружению;
- помощь в осознании пользы, признании значимости полученного результата для окружающих;
- нацеленность на дальнейшее образование. Развивается познавательный интерес, стремление к получению знаний, формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, вузе. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей;
-предметно-пространственная среда. Используются все возможности для создания современной предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы»;
- взаимодействие с семьями воспитанников. Осуществляется эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, в том числе:
- обеспечивается открытость дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада;
- обеспечивается максимальное участие родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.);
- обеспечивается педагогическая поддержка семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечивается единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
2.5 Взаимодействие коллектива с семьями воспитанников
В работе использую инновационные технологии: индивидуальные, коллективные, наглядно информационные. Систематически проводятся индивидуальные консультации по запросу родителей.
Сентябрь | Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы. |
Октябрь | Индивидуальные консультации по результатам проведения диагностического обследования. Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей). |
Ноябрь | Мероприятия в рамках "Недели психологии" |
Декабрь | Индивидуальные консультации с семьями группы риска (профилактическая работа). |
Январь | Индивидуальные консультации в форме вопрос-ответ по результатам промежуточного мониторинга. |
Февраль | Выступления на родительских собраниях (по плану воспитателей). |
Март | Индивидуальное консультирование по запросу родителей. Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПК Советского района (разъяснительная работа, консультации). |
Апрель | Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования готовности детей к началу школьного обучения. |
Май | Индивидуальное консультирование по запросу родителей |
2.6 Содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Организация коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР: проводится групповое занятие 1 раз в неделю. Коррекционная работа строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей, а так же с учетом рекомендаций ПМПК Советского района. С детьми, имеющими низкий уровень развития по итогам мониторинга на начало учебного года, дополнительно проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия согласно рекомендаций ПМПК Советского района.
Возраст детей: 4-5 лет.
Направления работы: формирование продуктивного взаимодействия со взрослым; формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков; развитие эмоциональной сферы, доступных игровых действий.
Психологические особенности детей с ТНР
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений.
Особенности развития восприятия:
Слухового - нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания.
Зрительного - бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей.
Пространственного - нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
Особенности развития памяти:
- Отмечается снижение продуктивности запоминания
- Характерно долгое запоминание и быстрое забывание
- Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы
- Объем слуховой памяти значительно снижен (трудности при запоминании стихов)
- Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания
Особенности развития внимания:
- неустойчивость
- трудности переключения и распределения
- трудности в планировании и контроле своих действий
- трудности сосредоточения на вербальном материале
Особенности развития мышления:
- с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
- вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности.
- характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов.
Особенности эмоционально – волевой сферы:
- эмоциональная незрелость
- трудности произвольного поведения
- зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению
- нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм)
- заниженная самооценка
- повышенная обидчивость, ранимость
- тревожность
- агрессивное поведение разной степени выраженности
2.7 Способы и направления поддержки детской инициативы
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу
Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- предвосхищающая положительная оценка «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. Поощрять различные творческие начинания ребенка.
III. Организационный раздел
3.Особенности организации коррекционно-развивающей работы
Согласно САНПИН 2.4.3648-20 занятия проводятся 1 раз в неделю, 30 занятий в год, форма проведения групповая. Продолжительность занятий 20 минут. С целью избежать переутомления детей входе занятия предусмотрена смена различной деятельности, использование физминуток. В связи с актированными днями или карантинами возможно уменьшение количества часов, рассчитанное на каждого ребёнка.
Понедельник | Групповые занятия 8.50 – 9.10 |
График работы педагога-психолога
День недели | Время |
Понедельник | 8.00 – 15.30 |
Вторник | 8.00 – 15.30 |
Среда | 8.00 – 15.30 |
Четверг | 8.00 – 15.30 |
Пятница | 8.00 – 15.30 |
3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога соответствует требованиям ФГОС.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее — участок), материалов, оборудования
и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования — необходимые для него условия;
• учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования
и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участиев подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
• наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
№п/п | Центры активности | Основная цель |
1 | Центр развития сенсорики | Развитие зрения, слуха, обоняния, осязания, сенсомоторных способностей. Совершенствование координации руки и глаза; развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности. Развитие умения классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). |
2 | Уголок хорошего настроения | Создание комфортных условий для отдыха и уединения ребенка |
3 | Центр мелкой моторики | Развитие мелкой моторики. Учить ориентироваться на ограниченной площади; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, слева, справа, между, рядом и др.). |
4 | Уголок настольно-дидактических игр | Развитие в игре: - сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу; - качеств, необходимых для подготовки к школе: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, - воображения, познавательной активности -развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие). |
3.2 Материально-техническое обеспечение
В кабинете имеется достаточное материально-техническое обеспечение. Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
№ п/п | Назначение | Функциональное использование | Используемая площадь |
1 | Кабинет педагога-психолога Опись имущества кабинета:
| • Развитие психических процессов. • Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. • Консультативная работа с родителями и педагогами. | 12,5 |
3.3 Традиционные события, праздничные мероприятия
Рабочая программа предусматривает проведение занятий, темы которых соответствуют традиционным событиям и праздникам РФ: Новый год, День защитника отечества, Международный женский день 8 марта, день смеха.
Так же педагогом-психологом проводится традиционная неделя психологического здоровья с целью снятия психоэмоционального напряжения детей через организованную деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ.
3.4 Оздоровительная работа
С целью сохранения и укрепления психологического и физического здоровья воспитанников в коррекционно-развивающую работу систематически включаются здоровьесберегающие технологии: кинезиологическая (пальчиковая гимнастика), глазодвигательная гимнастика, дыхательные упражнения, релаксация, психогимнастика, арт-терапия, элементы самомассажа, Су-Джок терапия.
3.5 Взаимодействие с социокультурными объектами
Развитие социальных связей дошкольного образовательного учреждения с культурными и научными центрами дает дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни. Одновременно этот процесс способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка. Что в конечном итоге ведет к повышению качества дошкольного образования.
Социальными партнерами в воспитании и развитии детей стали:
№ | Социальный партнер | Характер и содержание деятельности | Нормативно-правовая база |
1 | МБОУ СОШ №1, МБОУ СОШ №2, МБОУ Гимназия МБОУ СОШ №4 | Преемственность в образовании. | Договор о совместной работе. План совместной работы. |
3 | КУ ХМАО-Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня» | Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактика социального сиротства, координация совместной деятельности. | Договор о сотрудничестве. План совместной работы. |
4 | БУ ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Солнышко» | Шефские концерты, совместные мероприятия, участие в благотворительных акциях. | Соглашение о сотрудничестве. План мероприятий в рамках сотрудничества. |
5 | ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» | Научно-методическое сопровождение инновационного направления деятельности ДОУ. | Договор. Программа деятельности экспериментальных площадок. |
Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
3.6 Перечень программ и технологий, используемых в работе
Содержание коррекционно-развивающей деятельности реализуется инновационной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой с использованием материалов программы интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик» Н.Ю. Куражева, Н.В.Вараева, А.С. Тузаева, И.А.Козлова.
Технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
Цель: здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Задача: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Формы организации:
1. Пальчиковая гимнастика
2. Гимнастика для глаз
3. Дыхательная гимнастика
4. Динамические паузы
5. Релаксация
6. Арттерапия
- Технология проектной деятельности
Задача: развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение детей в сферу межличностного взаимодействия.
Формы организации:
1. Работа в группах, парах.
2. Беседы, дискуссии.
3.Социально-активные приемы: метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод сравнения, наблюдения.
- Технология исследовательской деятельности
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задача: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Формы работы:
- беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
- Информационно-коммуникативные технологии
Задачи: стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Формы работы:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление документации, отчетов.
- Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Игровая технология
Задача: активизация, расширение и обогащение игровой деятельности воспитанников.
Формы работы:
- Дидактические игры;
- Настольно - печатные игры;
- Подвижные игры.
3.7 Учебные издания
- Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 112 c.
- Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Просвещение; 2005. – 64 с.
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2001. – 144с.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированые подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб; 2008. – 136 с.
- Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006. – 64 с.
- Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей: диагностика , занятия, рекомендации.- Волгоград.: Учитель. 2009. – 191 с.
- Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Просвещение; 2005. – 56 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь; 2006. – 160 с.
- Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И Л.«Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4 — 5 лет. — СПб.: Речь' М.: Сфера, 2011. — 218 с.
- Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007. – 208 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. – 48с.
- Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Просвещение; 2005. – 48 с.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- 2-е изд. – М.: Генезис; 2007. – 175 с.
- Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с.
Приложение 1
Карта развития детей за 2022-2023 учебный год
средняя группа
Дата:
Педагог-психолог:
Метод: тест Д. Векслера (WPPSI) для исследования интеллекта детей дошкольного возраста (4-6,5 лет) под редакцией М.Н. Ильиной
Название субтеста | Инструкция | Оценка (баллы) |
Субтест 1 «Осведомленность» | Каждый вопрос задается стандартно. Если ответ неясен, можно спросить: «Что ты имел в виду? Объясни еще раз». Прекратить субтест после пяти последовательно неправильных ответов. | 1 балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов – 23. |
Субтест 2 «Словарный» | «Я хочу посмотреть, сколько ты знаешь слов. Скажи мне, что обозначает это слово. Ботинок – что это?» Если ответ ребенка непонятен, попросить: «Объясни мне еще раз». После 8 неправильных ответов прекратить задание. | Слова 2–7: правильный ответ – 1 балл. Слова 8-23: каждое правильное объяснение – 2 балла или 1 балл. 2 балла (задания 8-23): • если ребенок называет слово-синоним; • главное назначение предмета; • подробное описание. Максимально – 38 баллов. |
Субтест 3 «Арифметический» | Вопросы 1–8 – ограничений по времени нет. Но если ребенок в течение 15 секунд не отвечает – переходить к следующему вопросу. На решение задач 9-20 отводится 30 секунд на каждую. Время засекается после вопроса. Остановить проверку после пяти неправильных ответов. | 1 балл за каждый правильный ответ. Максимально – 20 баллов. |
Субтест 4 «Сходство» | «Скажи, что общего между поездом и машиной?» Если ребенок говорит, что ничего, сказать: «Они оба едут, мы можем на них куда-нибудь ехать, они являются транспортом». «А теперь скажи, что общего или чем похожи ложка и вилка». Если ребенок затрудняется, сказать: «Это столовые приборы, тыможешь ими кушать», больше помощь не оказывать. Каждому ребенку задают от 1 до 5 вопросов. Если ни на один из них он не отвечает правильно, прекратить субтест. | Максимальная оценка – 30 баллов. |
Субтест 5 «Понятливость» | Ребенку задаются вопросы. Если он не понял, то можно повторить, но не изменять формулировку. Если ребенок не отвечает в течение 15 секунд, проверяющий еще раз может повторить вопрос, но другая помощь запрещена. Если ответ ребенка непонятен, можно сказать: «Объясни еще раз». Вопросы 6, 8, 9,11 и 15: если ребенок называет одну причину, попросить: «Назови мне еще одну причину». После 4 неправильных ответов остановить. | Вопросы 1–4:1 балл за правильный ответ, с пятого вопроса ребенок может быть оценен в 2, 1 и 0 баллов в зависимости от полноты ответа и его правильности. Максимальная оценка – 26 баллов. |
Субтест 6 «Дома животных» | «Посмотри наверх» (указать на верхнюю строчку-пример на доске). «Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета». Потом указать на первую картинку в первой строчке: «Ты видишь, вот курочка, у нее нет домика: давай найдем ей дом подходящего цвета. Курочка живет в зеленом домике» (указать на курочку из строчки-примера). «Ты сейчас найди домик зеленого цвета и вставь его в эту дырочку. Сейчас посмотри на рыбку: она живет в синем домике. Дай ей ее домик». Так разобрать всю строчку. Если видим, что ребенок не понял, то можно разобрать шестую картинку – собачка. Больше шести не разбирать. Быстро вытащить все цилиндрики, положить назад в кончишь эту строчку, начинай вторую (показать). Посмотрим, с какой скоростью ты сможешь это сделать. Готов? Приступай!» Включить секундомер. Больше ребенку помощь не оказывается. | Продолжительность задания – 5 минут. Если ребенок не закончил в течение 5 минут – забрать доску, сказать, что поиграем в другую игру. Записать, сколько было ошибок, пропусков. Сложить все вместе. Отметить общее время выполнения задания и по табл. 2 определить «сырой» балл. Максимально – 70 баллов. |
Субтест 7 «Недостающие детали» | «Я покажу тебе разные картинки. На каждой картинке отсутствует важная часть. Посмотри на картинку. Какой части здесь не хватает?» На первых двух заданиях можно помочь. Если в течение 15 секунд ребенок не отвечает – перейти к еле дующей картинке. Если ответ ребенка непонятен, попросить указать пальцем отсутствующую деталь. Прекратить, если ребенок дал пять последовательно неправильных ответов после трех заданий. | 1 балл за каждый правильный ответ. Максимально – 22 балла. |
Субтест 8 «Лабиринты» | 1А. «Ты видишь здесь маленького цыпленка? Он хочет прийти к своей маме, которая находится на другом конце (показать). Он может попасть к ней, только если будет идти по этой дороге и не пойдет по дороге, где стена (показать первый закрытый поворот). Смотри, цыпленок начинает здесь и идет по этой дороге». Использовать простой карандаш до середины дороги. «Здесь запрещено поворачивать». Дальше дать красный карандаш ребенку, чтобы он закончил дорогу. 1В. «Теперь попробуй совершенно самостоятельно, но помни, что запрещено заходить в тупик и нельзя дотрагиваться до линий, идти только по середине дороги», не отрывать карандаш от бумаги. Если ребенок остановился в 1Аи 1В, не дойдя до курицы, сказать, чтобы он довел линию до самого конца. В начале каждого лабиринта показать, откуда цыпленок должен начать идти и куда должен прийти, добавить, что нужно постараться довести его побыстрее к маме и не идти тупиковой дорогой. Прекратить задание после двух неудач, начиная с третьего лабиринта. | Максимальная оценка – 26 баллов. |
Субтест 9 «Геометрические фигуры» | Перед ребенком кладут карточку с фигурой: «Нарисуй мне точно так, как на карточке». Когда ребенок заканчивает, лист переворачивается. Прекратить после двух неудач. | Оценка дается согласно качеству выполнения. Максимальная оценка – 28 баллов. |
Субтест 10 «Кубики» | 1. Берем три кубика. Говорим: «Посмотри, у меня три кубика, у которых одна сторона красная, а вторая – белая. Их можно выложить так»: Показать. «Ты сделай точно так, как я это делал». Образец остается перед ребенком. 2. Сложить второй образец. Ребенок не должен видеть, как мы это делаем. Положить готовый образец и предложить сделать так же; 3, 4, 5, 6 и 7 – по этой модели, 8, 9, 10 – по карточке-образцу. | Если ребенок делает правильно с первой попытки и в отведенное время – 2 балла. 1 балл – если укладывается по времени, но делает со второй попытки. 0 – неудача в двух попытках. Максимальная оценка – 20 баллов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы логопедической группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ.
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС и предназначена для работы в средней группе для детей с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...
Рабочая программа учителя- логопеда в средней группе компенсирующей направленности
программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность, в котором определены наиболее оптимальные и эфф...
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 лет) и групп компенсирующей направленности (5-7 лет) на 2022-2023 учебный год
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПЕДАГОГОВ по музыкальной деятельности групп общеразвивающей направленности для детей раннего-старшего дошкольного возраста(3-7 ...
Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе компенсирующей направленности в рамках реализации общесадового проекта по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель: закрепление и пополнение знаний детей о своей малой Родине. Задачи: - коррекционно-образовательные: • расширить и актуализировать словарный запас по теме «Мой город»; • упражнять в образова...
Рабочая программа учителя-логопеда в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ЗПР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАВ СРЕДНЕЙ ГРУППЕКОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ,ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «Ромашка» (4-5 ЛЕТ) на 2021-2022 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «В» «Ромашка» (4-5 ЛЕТ) на 2021-2022 учебный год...