Многофункциональная ширма как средство всестороннего развития детей 2-7 лет, в том числе с ОВЗ
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Киселева Валентина Леонидовна

Многофункциональная ширма как средство всестороннего развития детей 2-7 лет, в  том числе с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

«Многофункциональная ширма как средство всестороннего развития

детей 2-7 лет, в  том числе с ОВЗ»

(практическое пособие)

Киселева Валентина Леонидовна

педагог-психолог

г. Советский, 2023 г.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности».

Понимание высокой остроты запроса в обществе по проблеме воспитания детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ, являясь Региональной площадкой сетевого компетентностного центра инклюзивного образования ХМАО – Югры «Инклюверсариум», Федеральной экспериментальной площадкой УрГПУ по теме «Создание в МАДОУ «Детский сад «Ромашка» здоровьесберегающей среды», Региональным  опорным образовательным центром  для детей, обеспечивающим работу с детьми, имеющими особенности развития,  пришли к выводу о необходимости обогащения РППС, создания современного игрового, практического оборудования, использование его на практике.

Легких путей никогда мы не ищем,

И все задачи мы сможем решить.

Возникла идея – ширму создать!

Сказано-сделано!

Секционная ширма уже перед вами,

Ее достоинство не опишешь словами….

Появилась новая идея, которая воплотилась в жизнь.

Предлагаю Вашему вниманию самодельное развивающее пособие, которое я планирую использовать (а некоторые элементы уже использую) в работе с детьми групп раннего возраста; с детьми групп компенсирующей и комбинированной направленности, а также с детьми средних групп общеразвивающей направленности реализующих инновационные направлении в своей работе.

Актуальность данной многофункциональной ширмы не вызывает сомнения, так как создает инновационный образовательный потенциал  РППС, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, а так же и отвечает всем требованиям предъявляемым к РППС (такие как насыщенность, вариативность, доступность, трансформируемость, безопасность, полифункциональность).

Новизна многофункциональной ширмы заключается в систематическом и комплексном ее использовании в разных видах и формах работы с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ.

Многофункциональная ширма помогает решать образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Практическое обоснование многофункциональной ширмы

Характеристика пособия

Многофункциональная ширма – элемент интерьера, используется как средство обучения и воспитания детей, удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн.

Высота напольных ширм для детей дошкольного возраста может составлять от 80 см до 1 м 40 см. Настольные ширмы лучше делать высотой от 15 см, но чаще используются не менее 40 см. Наша ширма имеет высоту 68 см. (размер частей выбран с учетом возможности использования не только как настольную, но и как напольную ширму при необходимости).

Многофункциональная ширма представляет собой небольшие, складные перегородки, состоящие из рам, изготовленных из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см., скрепленными фитингами-уголками. Они отвечают  требованиям безопасности, гигиеничны, не токсичны, удобны в хранении, легки и мобильны. Между собой рамы скреплены двойными специальными крепежами. 

Пособие  имеет свои правила эксплуатации и безопасности:

  1. Материал хорошо обработан во избежание порезов, царапин.
  2. Каждый раз перед использованием необходима проверка надежности крепления всех составляющих элементов.
  3. Игровое оборудование выполнено в спокойных тонах/основных цветах, для избегания цветовой перегрузки, которая рассеивает внимание.

 На данном этапе ширма состоит из трех частей: центральная и  2 боковые части с подвижными креплениями между секциями.

Ширма прочная, надежная и долговечная. Для устойчивости ширмы используются специальные крепления (ножки под раму).

К рамам крепятся полотнища из ткани, ковролина, мебельной ткани, они являются односторонними и/или двухсторонними, съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна, обработать материал.

Имеются дополнительные элементы, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы. Для крепления элементов ширмы используются разнообразные способы (кнопки, карманы, резинки, крючки, прищепки, завязки, липучка).

Функциональные возможности многофункциональной ширмы

Формы работы с ширмой разнообразны, материал можно трансформировать различными способами, добавляя, заменяя, убирая детали и элементы. Это свойство помогает придавать новизну и актуальность образовательному процессу.

Части можно использовать как стенд во время коррекционно-развивающей работе, для демонстрации дидактических предметных и сюжетных картинок, счетного материала, наглядного пособия, для закрепления понятий по темам недели, различных схем, для использования в рамках недели психологии.

Многофункциональную настольную ширму, легко превратить в дорогу с мостом, речку, бассейн, корабль. Можно играть за столом с мелкими игрушками, строителем, конструктором. Это и лес, и гараж, и парковка, и ферма, а можно и в Африке оказаться, в космосе или на северном полюсе. Все зависит от фона, который можно создать с помощью картинок, закрепленных на липучки или специальные держатели на липучках.

Так же возможно использовать ширму для организации театрализованной деятельности, где  каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично, не стесняясь присутствия слушателей.

Можно использовать секции ширмы для сенсорного развития детей раннего возраста и развития мелкой моторики, для этого используются шнуровки, ленточки, липучки, замки, резинки и др. Для реализации этой задачи  создана подборка игр на липучках для детей раннего возраста, на липучки можно вешать геометрические фигуры, классифицировать их по цвету, форме, величине, составлять узоры, например строить  пирамидки (по показу, по образцу).

Т.к.  секции многофункциональной ширмы с подвижными креплениями то ее можно использовать в индивидуальной работе по развитию двигательных навыков, координации у детей с ОВЗ (использовать в качестве ворот, для игр с мячом).

Каждая  группа младшего возраста МАДОУ «Детский сад «Ромашка» в этом учебном году выбрала для себя инновационное направление работы с детьми, они разработали и начали реализовывать парциальные программы. На следующий учебный год в данных группах запланирована коррекционно-развивающая работа педагогов-психологов, которая должна будет строиться с учетом выбранных направлений и разработанных парциальных программ.  

Предполагаемый результат

Использование многофункциональной  ширмы дает более широкие возможности для создания благоприятных условий сопровождения и развития детей, для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного здоровья детей, в том числе с ОВЗ, как того требует ФГОС ДО. 

Данная ширма, как практическое пособие представляет практический интерес для педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и конечно для воспитателей.

В настоящее время идет создание дополнительных элементов ширмы в рамках гендерного подхода, а также элемента с сеткой для развития мелкой моторики.

Я убеждена, что именно такая  форма игрового оборудования для  работы  с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ОВЗ, созданные на базе нашего учреждения очень востребована.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Desktop\Аттестация Киселева\Киселева\34 Пособия+игры\Многофункциональная ширма и игры к ней\IMG_20230222_122533.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\Аттестация Киселева\Киселева\34 Пособия+игры\Многофункциональная ширма и игры к ней\IMG_20230222_135934.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\Аттестация Киселева\Киселева\34 Пособия+игры\Многофункциональная ширма и игры к ней\IMG_20230222_144414.jpg

C:\Users\Admin\Desktop\Аттестация Киселева\Киселева\34 Пособия+игры\IMG_20230222_122621.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Прогулка - важное средство всестороннего развития детей

В  представленном материале рассказывается об организации  прогулок в дошкольном учреждении.  В детском саду   воспитатель готовится к прогулке, планирует её проведение, что б...

Многофункциональная игрушка, как средство всестороннего развития ребенка

Игрушка - это предмет, специально предназначенный для игр, обеспеченияигровой деятельности детей и взрослых.Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений,переживаний, забав, игрушка име...

Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста

В начале работы рассматриваются задачи из разных образовательных областей, которые помогает интегрированно решать многофункциональная ширма. Далее дается описание игровой ширмы, из каких частей она со...