Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)
В начале работы рассматриваются задачи из разных образовательных областей, которые помогает интегрированно решать многофункциональная ширма. Далее дается описание игровой ширмы, из каких частей она состоит, а также какие материалы использовались при изготовлении данного пособия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
« Многофункциональная игровая ширма как средство всестороннего развития детей раннего возраста»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 134»
г. Дзержинск
Сухова О. А.
Одним из главных средств развития личности ребенка, источником его знаний и социального опыта выступает среда. Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Предметно- пространственная среда должна быть содержательно- насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Этим требованиям отвечает многофункциональная игровая ширма, которую мы решили создать в нашей группе.
Многофункциональная ширма- это средство, которое помогает интегрированно решать задачи из разных образовательных областей:
- Развивать силу и цепкость кончиков пальцев рук, меткость, глазомер;
- Развивать целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия, тактильную чувствительность рук;
- Закреплять знания о временах года, сезонных изменениях в природе;
- Закреплять представление о последовательности одевания и раздевания;
- Развивать восприятие пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение), внимание, мышление.
- Расширять и обогащать словарь;
- Развивать художественно- эстетический вкус, любознательность, воображение;
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
За основу создания ширмы берутся движения ребенка с различными материалами по принципу «от простого к более сложному»:
Материал | Действие |
Липучка | Прилеплять и отлеплять |
Молния | Застегивать, расстегивать |
Пуговицы и петли | Застегивать, расстегивать, отстегнуть, пристегнуть |
Шнурки | Шнурование – вдевание в отверстия и протягивание шнурка |
Прищепки | Прикреплять |
Бусинки | Перебирать |
Изготовленная мною ширма состоит из трех частей: центральной и 2 боковых. Их можно откреплять и использовать с различными целями.
Ширма двусторонняя. Основа ее - полипропиленовые трубы, а также плотная ткань, к которой пришиты различные элементы. Тканевые полотна закрепляются при помощи липучек, что позволяет быстро и легко снять их. Ширма представляет собой набор плоскостных и объемных фигур, выполненных из разноцветных, разнофактурных тканей. Элементы крепятся при помощи шнурков, пуговиц, ленточек, липучек.
На первой створке размещено дерево. Играя с ним, малыши знакомятся с сезонными явлениями в природе. Дерево с дуплом изготовлено из плотного материала- фетра. К нему пришита молния, которую можно расстегивать и застегивать. Цветочки и листья крепятся с помощью пуговиц и липучек. Туча изготовлена из флиса и фетра темного цвета, к ней пришиты пуговички разных цветов. На данные пуговицы можно повесить капельки или снежинки на ленточках. Также мы изготовили белое облако на липучке. Солнышко крепится при помощи пуговиц. Лучики – это прищепки. Еще здесь можно разместить травку, цветочки, птичек, животных, бабочек. Для зимнего времени года мы изготовили снежинки, сугробы.
Так, например, после прогулки осенью я предлагаю детям отобразить на ширме сезонные изменения: прикрепить к дереву листочки красного, желтого цвета, они могут располагаться и на земле, так как опадают. Таким образом закрепляются знания детей о сезонном явлении - листопаде. Если на улице моросит дождик, то мы крепим тучу, а к ней- дождинки. Затем предлагаю спеть песенку про дождик. Слова сопровождаются соответствующими движениями. В ясную погоду тучу убираем, а вместо нее размещаем солнышко. Даю такое задание : наряди солнышко- прикрепи лучики.
Створка с деревом легко открепляется. Переворачиваем-с другой ее стороны размещена машина, выполненная из плотного материала и крепящаяся при помощи пуговиц и липучек. Ее можно превратить в корабль, убрав одни и добавив другие детали. Эту часть ширмы я использую, когда играем в игру, например, «Едем на машине».
Центральная створка- для показа сказок. Здесь размещено окошечко с занавесками, которые изготовлены из тюля. Мы используем разные виды театра.
На обратной стороне располагаются кармашки, куда можно поместить фигурки для театра. Данную створку можно использовать не только в организованной, но и в самостоятельной деятельности. У детей развивается диалогическая речь, умение менять интонацию, силу голоса.
К третьей створке пришита куколка. Для нее мы изготовили предметы одежды по сезонам. Мы использовали материалы разной фактуры: хлопчатобумажную ткань, фетр, мех. Некоторые элементы выполнены из пряжи, например, шарфики, волосы куклы. Также имеются украшения: бусы, резиночки, бантики. Сама куколка изготовлена из флиса пастельного цвета. Одежда крепится при помощи пуговичек, петелек. Еще мы разместили шнуровку, молнии.
Детям очень нравится играть с куколкой, наряжать ее. Благодаря этому у малышей развивается эстетический вкус, они запоминают последовательность одевания, формируется представление о том, какая одежда характерна для того или иного времени года.
Также имеются кармашки красного, зеленого и желтого цвета для хранения пособий.
Даю детям задания, связанные с одеванием и раздеванием: «Куколка испачкалась- переодень ее в другую одежду», «Заплети косички», «Собираем куклу на прогулку», «У куклы Кати праздник- наряди ее», «Катя пришла с прогулки».
На другой стороне размещены ленточки и веревочки, на которые можно вешать различные предметы одежды, прикрепляя их с помощью прищепок.
Чтобы обучение было эффективным, я соблюдаю следующие принципы работы:
- Игровая мотивация, обыгрывание простой сюжетной линии.
- Многократное повторение одних и тех же движений в игре.
Наша ширма яркая, красочная, это привлекает внимание детей, вызывает у них интерес. Ширма удобна в использовании, мы ее применяем в образовательном процессе в режимных моментах, индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей. Она подходит для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных ситуаций. Данное пособие позволяет решать задачи образовательного процесса ненавязчиво.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа с многофункциональной игровой ширмой дает положительный результат. У детей улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность в движениях, появляется меткость, глазомер, целенаправленность движений, ориентировочные, поисковые действия рук.
Быстрее формируются навыки самообслуживания: малыши самостоятельно снимают и надевают предметы одежды. Например, натягивают колготы, снимают носочки, застегивают, расстегивают сандалии, пуговицы на кофточке. Дети запоминают последовательность одевания, раздевания. Также у них быстрее формируются культурно - гигиенические навыки. Появляется уверенность в собственных силах, самостоятельность действий в игровой деятельности с сюжетными и дидактическими игрушками. Большинство детей безошибочно показывают и называют основные цвета, формы, величину, согласно возрасту. У них формируется активный словарь. Малыши пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
Использование многофункциональной игровой ширмы в образовательном процессе способствует формированию интегративных качеств ребенка:
- Любознательный, активный. Проявляет интерес к миру, демонстрирует потребность в познавательном общении со взрослыми.
- Эмоционально отзывчивый.
- Охотно включаются в совместную со взрослым деятельность.
Литература
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, 2013.
- От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /Под ред.
Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика – Синтез, 2017.
3.Игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А.Зажигина.- СПб.: ООО «Детство- пресс», 2014.
4. Синицына Евгения. Умные пальчики.- М.: Лист, 1999.
Интернет-ресурсы:
nsportal.ru «социальная сеть работников образования»
«Дошколенок. Ру», «Фестиваль педагогических идей- открытый урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-503576-1454667471.jpg)
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-970910-1510214217.jpg)
педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023519-1521638899.jpg)
Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/09/picture-1130492-1668017683.jpg)
«Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/09/picture-1410888-1654760369.jpg)
ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА Тема: «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В данной работе рассматривается роль игровой деятельноcти в образовательном процессе и воспитании детей. Развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего разви...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/13/picture-1443496-1670898114.jpg)
Социо-игровая технология как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААннотация. Статья посвящена всестороннему развитию дошкольников по средствам социо- игровой технологии. На основе...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/17/picture-1132879-1705520382.jpg)
Методическая разработка: многофункциональное игровое пособие по познавательно - речевому развитию детей раннего возраста.
Пособие предназначено для детей раннего возраста. Данное пособие может быть использовано при работе с группой детей, а также в индивидуальной работе.Цель: способствовать познавательно-речевому развити...