Организация работы специалистов в группе компенсирующей направленности.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_spetsialistov.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы специалистов в группе компенсирующей направленности.
В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, где воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.
Педагоги понимают, что именно в обмене опытом, в советах, дискуссиях можно создать ту систему работы, то качество коррекционно-образовательного процесса, тот уровень развития ребёнка, которые помогут ему быть успешным и при обучении в начальной школе, и в дальнейшем жизненном пути.
Речевая патология у детей дошкольного возраста не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдают эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сферы ребёнка. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности, порождают эмоционально-волевую незрелость, слабую регуляцию произвольной деятельности.
Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приёмами не всегда даёт эффективные результаты. Мы понимаем, что дети нуждаются в дополнительной стимуляции.
Для успешной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов. Прежде всего, достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), познавательных интересов и активности ребёнка, хорошо развитая общая, тонкая и артикуляционная моторика, а также устойчивая пространственная ориентировка. Важную роль играют эмоциональный настрой воспитанника, его желание активно взаимодействовать в работе, проявлять волевые усилия для достижения успеха.
Для повышения эмоционального настроя воспитанника, познавательной активности ребенка учитель - логопед и учитель – дефектолог, воспитатели работают в тесном контакте.
Вся работа проводится как во фронтальной, так и в индивидуальной и подгрупповой форме.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
В первую половину дня проводятся занятия, как с воспитателями, так и с учителем-дефектологом и учителем-логопедом. Во вторую половину дня проводятся занятия педагогом-психологом, индивидуальная работа по заданию учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.
Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе, у нас в детском саду была выработана следующая система деятельности:
- Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и педагогом-психологом изучают детей.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Совместно разрабатывают планы коррекционной и образовательной работы с детьми. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
- Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель проводя свои виды занятий, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя-дефектолога.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Вся работа проходит по лексическим тема на каждую неделю. Темы совпадают как у учителя-логопеда, так и у учителя-дефектолога.
- Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем.
4. Тесно взаимодействуем с родителями.
Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог, учитель-логопед и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
В конце недели по изучении лексической темы родителям дается домашнее задание от учителя-логопеда и учителя-дефектолога для закрепления детьми полученных знаний за неделю.
С родителями проводятся беседы, консультации по интересующим их темам, предоставляется различный информационный материал.
5. Тесная взаимосвязь с другими специалистами ДОУ.
Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.
Руководитель физического воспитания работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.
Музыкальный руководитель развивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Заключение
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный комплексный план работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет
Уважаемые, коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексный план работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет. Эта система поможет работать во взаимосвязи с учителем-лого...
Перспективный комплексный план работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет
Уважаемые, коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексный план работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет. Эта система поможет работать во взаимосвязи с учителем-лого...
Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...
Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...
Организация работы и взаимодействие специалистов в группе компенсирующей направленности
освещены практические аспекты работы в логопедической группе...
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
План совместной работы учителя-логопеда с воспитателями с профильными специалистами в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Воспитатель Учитель-логопедПсихологМуз. руководительИнструктор по физической культуре...