Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
статья по логопедии (подготовительная группа)

Панарина Галина Ивановна

Существует множество предпосылок овладения слоговой структурой слова:

    состояние фонематического восприятия;

    артикуляционные возможности;

    особенности развития неречевых процессов (оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_perestavlyaet.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...

Существует множество предпосылок овладения слоговой структурой слова:

 

    состояние фонематического восприятия;

    артикуляционные возможности;

    особенности развития неречевых процессов (оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации).

 

 Остановимся на развитии фонематического восприятия.

Развитие слухового внимания, речевого слуха

Очень важно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха. Очень полезно включать детям музыку, а дошкольникам 4-7 лет детские аудиосказки и радиопередачи.

Предложите ребенку несколько упражнений:

 1. В тишине, с закрытыми глазами внимательно послушать звуки (какие звуки доносятся с улицы, из комнаты?). Ребенок услышит гудки, шуршание шин автомобиля, шаги, голоса людей, пение птиц, карканье ворон, жужжание мух, звон капели, шум ветра, тиканье часов, звук закипающего чайника и т. д.

 2. Положите в банку мячик, в спичечную коробку фасоль, и издавайте звуки, потряхивая коробочку, банку, сминая бумагу, разрезая ее ножницами, переливая воду из стакана в стакан, стуча карандашом по банке, по коробке, по столу и т. д. Потом поверните ребенка спиной и производите те же звуки. Ребенок должен узнать и назвать, какие предметы издают данный звук.

 3. Игра «Четыре стихии» для детей 4-6 лет.

Ребенок двигается соответственно словам: "земля" – опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - вращать согнутыми в локтях руками. Можно играть с несколькими детьми. Кто допустит ошибку, тот проиграл.

4. Покажите ребенку 2-4 лет трех медведей — медведя, медведицу и медвежонка (используйте игрушки или картинки). Вспомните с ребенком сказку о трех медведях. Подражайте голосам медведей. Нужно научить ребенка различать силу, высоту голоса. Голоса должны быть низким, средним по высоте и высоким. Ребенок должен угадать, какой медведь произнес фразу.

 5. Вспомните вместе с малышом сказку «Маша и медведь». Изобразите голосом, как будто Маша рядом, далеко и очень далеко – меняйте силу голоса. Затем вы произнесите Машину фразу «Высоко сижу, далеко гляжу» голосом определенной громкости – громким, тихим и очень тихим, а ребенок пусть угадает, где находится Маша.

Развитие фонематического восприятия

 1. Игра «Хлопай, топай». Например, на слоги со звуком «Б» ребенок хлопает в ладоши, а на слоги со звуком «П» - топает (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

 2. Игра «Слушай, не зевай» для детей 5-7 лет.

 Приготовьте разноцветные картонные кружки.

 «Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие).

 На твердый согласный (П, Б, Т, Д, К, Г, С, З, М, Н и т.) ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный (ПЬ, БЬ, ТЬ, ДЬ, КЬ, ГЬ, СЬ, ЗЬ, МЬ, НЬ и т.) - зеленый, на гласные (А,О,У,И,Э,Ы) - красный, на звонкий согласный (Б,Д,З,Г,В,Р,Л,Ж,М,Н,Й) - карточку с колокольчиком, на глухой согласный (Т,П,С,К,Ф,Ц,Ш,Щ,Х,Ч)- карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.

 Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других звуков.

 3. Игра "Подарки для Лисы и Зайца" для детей 4-6 лет.

«Давай будем искать слова - подарки со звуком С для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».

 4. Игровое упражнение "Определи место звука в слове" для детей 5-7 лет.

 Определи, какой по счету звук Ш в словах: - машина, шина;

 С - сон, нос, носок, сок, кусок;

 Ч - чай, качай, получай;

Щ - щи, овощи, клещи, лещ и т.п.

 5. Игра "Определи порядок слогов в слове" для детей 5-7 лет.

 Какой первый слог в слове «весна». А как звучит второй слог?

 То же - со словами навес, банка, кабан, камыш, мышка, чайка, качай...

 6. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».

 7. Игра «Угадай слово».

 Взрослый произносит часть слова, а ребенок называет целое слово.

8. Игра «Недовольный Саша».

Ребенку предлагается прослушать ряд слов. Например: сыски, шишки, сышки, шишки, фыски, шишки. В случае, когда он услышал неправильное произношение слова, показать изображение недовольного Саши.

 9. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился?

КОШКА, КОТ, ПОЛ, КОЛ, УКОЛ, КРОШКА, КРОТ, ПОЛК, и др...

10. Предложите ребенку внимательно прочитать и найти, а затем подчеркнуть только правильно написанные слова:

кошка – кшка – кошока;      банака – банка – бнка;       мска – мисика – миска…

 11. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение слов коса, иголки, ключ и другие.

Что это такое: плоды-плоты, роса-роза, кость-гость, коза-коса, лук-жук, ложки-рожки, сабля-цапля, свет-цвет... Какими звуками отличаются эти слова?

 12. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет - поют; танцует - танцуют…

 13. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих слов и слышать, называть отличающиеся части слов.

 14. Ребенок 5-7 должен уметь подбирать слова к признакам, согласовывая их между собой. Например: ваза – красный, красная или красное? А цветок? Шар?

15. Многим детям очень нравится игра «Подскажи словечко», где взрослый произносит рифмованную фразу или четверостишие, а ребенок договаривает последнее слово. Например:

Как обычно в январе              На горе стоит лесок,            Под березой на пригорке

Много снега во дворе,         Он не низок, не высок,       Барсучата роют норки.

Но беда невелика -               Удивительная птица           Им показывает мать,

Слепим мы…(снеговика)    Подает там …(голосок)     Как они должны…(копать)

Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...

Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...

Если ребенок сокращает слова, переставляет слоги и звуки.

Если ребенок сокращает слова, переставляет слоги и звукиСуществует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической ...