Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа) на тему
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. В статье освещаются причины сокращения слов и перестановок звуков и слогов у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Если ребенок сокращает слова | 161.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации (Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).
Остановимся на развитии фонематического восприятия.
Первый, подготовительный этап - развитие слухового внимания, речевого слуха.
Развитие слухового внимания, речевого слуха
Очень важно научить ребенка внимательно слушать и слышать. Можно использовать различные задания и игры для совершенствования слухового внимания, речевого слуха. Очень полезно включать детям музыку, а старшим ребятам детские радиопередачи.
- Предложим ребенку в тишине, с закрытыми глазами внимательно послушать звуки (какие звуки доносятся с улицы, из комнаты?). Ребенок услышит гудки, шуршание шин автомобиля, шаги, голоса людей, пение птиц, карканье ворон, жужжание мух, звон капели, шум ветра, тиканье часов, звук закипающего чайника и т. д.
- Положим в банку мячик, в спичечную коробку фасоль, и будем издавать звуки, потряхивая коробочку, банку, сминая бумагу, разрезая ее ножницами, переливая воду из стакана в стакан, стуча карандашом по банке, по коробке, по столу и т. д.. Потом повернем ребенка спиной к нам и будем производить те же звуки. Ребенок должен узнать и назвать, какие предметы издают данный звук.
- Игра «Четыре стихии».
Играющие двигаются соответственно словам: "земля" – опустить руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - вращать согнутыми в локтях руками. Кто допустит ошибку, тот проиграл.
Нужно также научить ребенка различать силу, высоту голоса. - Покажите ребенку трех медведей — медведя, медведицу и медвежонка (используйте игрушки или картинки). Вспомните с ребенком сказку о трех медведях. Подражайте голосам медведей. Голоса должны быть низким, средним по высоте и высоким. Ребенок должен угадать, какой медведь произнес фразу.
- Вспомните вместе сказку «Маша и медведь». Изобразите голосом, как будто Маша рядом, далеко и очень далеко – меняйте силу голоса. Затем вы произнесите Машину фразу «Высоко сижу, далеко гляжу» голосом определенной громкости – громким, тихим и очень тихим, а ребенок пусть угадает, где находится Маша.
Следующий важный этап - развитие фонематического восприятия.
Развитие фонематического восприятия
1. Игра «Хлопай, топай». На слоги со звуком» «Б» дети хлопают в ладоши, а на слоги со звуком «П» дети топают (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, НАПРИМЕР, с-з, ч-щ, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
2. Игра «Слушай, не зевай».
Приготовьте разноцветные картонные кружки.
«Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Когда услышишь в слове звук «б», покажи синий кружок. (То же на звуки п, в, ф, д, т или другие).
На твердый согласный ребенок должен поднимать синий кружок, на мягкий согласный - зеленый, на гласные - красный, на звонкий согласный - карточку с колокольчиком, на глухой согласный - карточку с перечеркнутым колокольчиком. Сначала ребенок должен научиться выделять один звук, а затем можно учить различать, например, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
Проговаривайте слова, произнося нужный звук громче других звуков.
3. Игра "Подарки для Лисы и Зайца". «Давай будем искать слова - подарки со звуком С для Лисы, а слова, в которых слышится звук З - для Зайца».
4. Игровое упражнение "Определи место звука в слове".
Определи, какой по счету звук Ш в словах: - машина, шина;
С - сон, нос, носок, сок, кусок;
Ч - чай, качай, получай; Щ - щи, овощи, клещи, лещ и т.п..
5. Игра "Определи порядок слогов в слове".
Какой первый слог в слове весна. А как звучит второй слог?
То же - со словами навес, банка, кабан, камыш, мышка, чайка, качай...
6. Учите считать количество слогов в слове. Каждый слог можно отхлопать или прошагать. Также определяйте в каждом слоге гласный звук. Познакомьте ребенка с правилом: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
7. Игра «Угадай слово».
Взрослый произносит слово с остановками между звуками, ребенок называет целое слово.
Сначала предлагаются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок выполнит задание быстро, то можно дать более длинные слова – из 2-3 слогов, со стечением согласных.
Например: с-ы-н, д-о-м; в-а-з-а, м-у-х-а; м-и-с-к-а, л-а-м-п-а.
8. Игра «Недовольный Саша».
Ребенку предлагается прослушать ряд слов. В случае, когда он услышал неправильное произношение слова, показать изображение недовольного Саши.
9. Найди слова, отличающиеся одним звуком. Какой это звук? Перед каким и (или) после какого звука он появился?
КОШКА, | УКОЛ, |
10. Предложите ребенку внимательно прочитать и найти, а затем списать только правильно написанные слова:
КОШКА – КШКА – КОШОКА,
БАНАКА – БАНКА – БНКА,
МСКА – МИСИКА – МИСКА…
11. Учите различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова, например: «Объясни, как ты понимаешь слово ручка?» Аналогично можно рассмотреть значение слов коса, иголки, ключ и другие.
Что это такое: плоды – плоты, роса-роза, кость-гость. Какими звуками отличаются эти слова?
12. Учите прислушиваться к окончаниям слов. Один человек или много людей – поет, поют; танцует, танцуют…
13. Можно попросить ребенка произнести слова парами: «пришел – ушел», «залез – слез» и др., старший дошкольник должен уметь объяснить лексическое значение этих слов и слышать, называть отличающиеся части слов.
14. Ребенок этого возраста должен уметь подбирать слова к признакам, согласовывая их между собой. Например: ваза – красный, красная или красное? А цветок?
Одновременно нужно научить правильно читать и произносить слова сложные, длинные не сокращая их, не переставляя, не заменяя звуки и слоги при наличии нарушения звуко-слоговой структуры слов.
Главное в данной ситуации не домысливать и не договаривать слова за ребенка. Когда он произносит слово неправильно, то сначала говорите, как будто вы не знаете такое слово и не понимаете, что он хочет вам сказать. Затем скажите нужное слово правильно, попросите ребенка повторить так же. Обратите внимание на то, что только так вы и окружающие люди сможете понимать ребенка.
Конспект совместной образовательной деятельности с ребёнком 3-4х лет с ЗРР
Тема: «Заюшкина избушка»
Оборудование: книжка «Заюшкина избушка»; зонд для массажа; салфетка; игрушки из киндер-сюрпризов: заяц, лиса, волк, медведь, собачка, петушок; картинки для арт. гимнастики: бегемот, слоник, чашка, вкусное варенье, дятел, лошадка; 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение; маленькие иллюстрации к сказке; пунктирное изображение зайчика; серый карандаш.
1. Организационный момент
2. Развитие лексики, активизация словаря
Логопед читает по книжке сказку «Заюшкина избушка», обращая внимание ребёнка на иллюстрации.
3. Сенсорное развитие
Знакомство с персонажами сказки: зайцем, лисой, собачкой, волком, медведем, петушком (маленькие игрушки из киндер – сюрпризов).
4. Развитие артикуляционной моторики
Зайчик каждое утро делал гимнастику для язычка:
Выполнение артикуляционных упражнений: «Бегемотик», «Корова шлёпает губами», «Собачка», «Ослик», «Птичка», «Дети смеются», «Чистим зубки», «Горка», «Слоник», «Чашка», «Вкусное варенье», «Фокус», «Дятел», «Лошадка», «Кучер», «Балалайка».
5. Массаж языка
Лиса хитрая была, чтобы зайчик пустил её к себе в дом, она сделала ему массаж язычка. Лапки у неё нежные, мягкие. Делает лиса массаж, да ласково приговаривает: «Поглажу сначала спинку сверху – вниз, затем поглажу в стороны. Нежно лапками похлопаю сверху – вниз, затем - в стороны. Кулачками постучу: «Тук – тук – тук!» Ладошками по кругу поглажу! Бока разомну! Разогрелась спинка, поглажу её снова лапками!»
6. Развитие мелкой моторики
Упражнение «Зайчик шевелит ушами»
7. Развитие общей моторики, координация речи и движения
Прогнала лиса зайца из дома – холодно ему на улице.
Зайка серенький сидит и ушами шевелит: вот так! (Ребёнок сидит, ладони приставлены к голове. Ритмично шевелит ладонями).
Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть:
вот так! (Ритмично трёт ладони друг о друга).
Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать:
Вот так! Вот так! (Стоит «столбиком», кисти согнуты перед грудью. Прыгает на месте).
8. Фонопедические упражнения
Логопед предлагает ребёнку изобразить каждого персонажа, стимулируя звукоподражание голосам животных:
«Зайчик улыбается: «Ф – ф – ф, ф – ф – ф …»
Лиса ласково песенку поёт: «Ля – ля – ля …»
Собачка лает: «Гав – гав – гав …»
Волк скалит зубы и рычит: «Р – р – р …»
Медведь ревёт: «Уо – Уо – Уо …»
Петушок громко кричит: «Ку – ка – ре – ку!!!»
9. Работа над развитием эмоций
Перед ребёнком лежат 3 пиктограммы: радость, испуг, огорчение.
Показать, как расстроился зайчик, когда лиса его прогнала из дома. Показать, как испугалась лиса, когда увидела петушка.
10. Развитие памяти
Логопед предлагает ребёнку вспомнить и разложить по порядку иллюстрации к сказке.
11. Развитие связной речи
Ребёнок, опираясь на маленькие иллюстрации с помощью логопеда, рассказывает сказку: Жили – были з… и л… У лисы весной избушка растаяла, попросилась она жить к з… и прогнала его. Плачет зайчик. Идёт мимо с…, стала она прогонять лису – не прогнала.
Идёт мимо в…, стал он прогонять лису – не прогнал.
Идёт мимо м…, стал он прогонять лису – не прогнал.
Идёт мимо п…, стал он прогонять лису – испугалась его лиса и убежала.
12. Развитие зрительно – моторной координации и графических навыков
Ребёнок раскрашивает пунктирное изображение зайчика.
13. Итог
13. Итог
Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец! Как называется сказка? Кто выгнал зайчика из дома? Кого испугалась лиса? Кто спас зайчика?
Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы
Все мы в процессе своей педагогической деятельности периодически (к сожалению, в последние годы всё чаще) сталкиваемся с детьми, которых даже родители называют невнимательными, неорганизованными, неспособными сосредоточиться и верно выполнить предложенную учебную работу. Такие дети плохо читают, медленно и «коряво» пишут, делая большое количество нелепых ошибок, испытывают трудности в решении математических задач. Далеко не всегда это связано с тем, что ребёнок не старается хорошо учиться и быть успешным. Причины многих проблем учебной деятельности связаны с недостаточно сформированным межполушарным взаимодействием.
Как известно, правое и левое полушария головного мозга постигают внешний мир по-своему. Правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, даёт необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушария связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приёмом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимодополняемость в работе полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Практически в каждом виде учебной деятельности выделяют компоненты работы как правого, так и левого полушария. Развитие межполушарного взаимодействия - основа интеллектуального развития ребёнка. Его несформированность - основная причина трудностей в учёбе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией, акалькулией.
Что собой представляет, например, процесс письма? Сначала мы вычленяем звук из потока речи, сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой этот звук обозначается, как она выглядит и располагается в пространстве. Затем это представление реализуем в моторике, т.е. букву пишем. Да еще вспоминаем при этом, под какое правило эта буква или это слово подпадает.
Для того, чтобы помощь слабоуспевающим детям была эффективной, необходимо как можно раньше выявить их зону трудностей. Коррекция межполушарного взаимодействия, необходимая для интеллектуального развития каждого ребёнка, а особенно для детей с левшеством или элементами левшества, включает в себя формирование или совершенствование фонематического слуха, зрительного анализа, артикуляции, мелкой моторики, пространственной, временной и количественной ориентации, слухоречевой и зрительной памяти, внимания, образного восприятия.
Т.к. невозможно в одном выступлении рассказать обо всех методах и приёмах коррекционной работы, я решила остановиться на самых, так сказать, нетрадиционных и, к сожалению, редко применяемых. Это двигательные упражнения и логопедический массаж. На необходимость использования этих методов указывают многие нейрофизиологи, психологи, логопеды. В последние годы даже пресса уделяет этому компоненту работы с неуспевающими детьми большое внимание. В журналах «Логопед», «Начальная школа», в газетах «Первое сентября» и «Комсомольская правда» появляются статьи с выразительными заголовками: «Коррекционные возможности массажа», «Чем больше умеют руки, тем лучше подвешен язык», «От двоек поможет... массаж», «Массаж для гениев».
Ошибаются те, кто считает, что действие логопедического массажа сводится лишь к механическому влиянию на определённые участки тела. Логопедический массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы, облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток. Показаний для проведения логопедического массажа, массажа лицевой мускулатуры и кистей рук - масса. Не буду тратить время на их перечисление. Напомню основные приёмы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация.
Поглаживание улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, сократительную функцию мышц. Существует прямолинейное, спиралевидное и комбинированное поглаживание. Именно им начинают и заканчивают логопедический массаж.
Растирание усиливает кровообращение, происходит даже местное повышение температуры на 1-2 градуса. Существует прямолинейное, кругообразное растирание и растирание «щипками».
Разминание - это пассивная гимнастика для мышц. Проводят разминание подушечками большого и указательного пальцев.
Вибрация делается кончиками пальцев с максимальной частотой. Вибрация стимулирует рефлексы, восстанавливает угасшие рефлексы, производит обезболивающий эффект.
Логопедический массаж может быть расслабляющим (при гипертонусе мышц) или стимулирующим (при их слабости). В логопедической практике часто применяется массаж языка, нёба, губ. Швейцарский детский психолог профессор Фритц Р. Ауглин отмечает: « Наши исследования и тесты показали, что массаж ушей, надбровий и носа увеличивает у ребёнка возможности абстрактного мышления, вызывает двукратное улучшение памяти и способности мозга сопоставлять факты, что и называется интеллектом».
В лаборатории доктора Ауглина в Люцерне 100 детей в возрасте от 7 до 15 лет в течение 8 месяцев каждый день делали себе логопедический массаж ушей, надбровий и носа под наблюдением учёных. Уже после 3-х недель таких упражнений у 98% детей повысилась активность мозга.
Участвовавший в эксперименте 11 -летний мальчик рассказал корреспондентам, что выполнение этих упражнений в течение 10 минут перед завтраком вошло у него в привычку.
Начинает он с ушей. Сначала оттягивает их вперёд, затем назад, медленно считая до 10. 3 раза это упражнение выполняется с открытыми глазами, 3 раза с закрытыми.
Затем в течение 1 минуты мальчик массирует щёки круговыми движениями. Далее он двумя пальцами «рисует» круги на подбородке и лбу, считая до 13.
Затем в течение 1 мин массируются верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
После этого проводится логопедический массаж носа подушечками указательных пальцев путём нажимания на кожу от основания носа до ноздрей. Повторяется 20 раз. Последнее упражнение - движения челюстями: мальчик открывает рот и нижней челюстью делает энергичные движения сначала слева направо, потом наоборот. Всего 10 раз.
Профессор Ауглин не может объяснить точно, почему логопедический массаж лица даёт такой эффект, но предполагает, что всё дело во влиянии внешних импульсов на кору головного мозга.
Хочется остановиться на приёмах самомассажа и гимнастики для формирования двигательного навыка письма, которые полезны при несформированности зрительно-двигательных координаций, нестабильности графических форм (по высоте, ширине, наклону), отсутствии связных движений при письме, небрежном почерке, медленном темпе письма, треморе или сильном напряжении руки при письме. Думаю, часть из них можно выполнять с детьми на уроке, особенно перед объёмными и ответственными письменными работами. Эти упражнения будут полезны и преподавателям для повышения общего тонуса организма, укрепления мышц кисти, профилактики писчего спазма.
Комплекс логопедических упражнений для рук.
Упражнение 1. Возьмите ручку обычной толщины. Рука в рабочей позе для письма, ребром касается поверхности стола. Слегка придерживая ручку большим, указательным и средним пальцами (как при письме), одновременно сгибать, затем разгибать их. Делать упражнение ритмично, не отрывая ребра ладони от стола. Важно: работают только пальцы, напряжение не должно иррадировать вверх по руке.
Упражнение 2. Рука с ручкой в исходном положении на столе. Пальцами перебирать ручку от верхнего конца к нижнему и обратно. Во избежание повышения тонуса в руке делать паузы, расслабляя мышцы.
Упражнение 3. Потереть ладони друг о друга до ощущения тепла.
Упражнение 4. Подушечки 4-х пальцев правой руки установить у основания пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. «Пунктирными» движениями продвигаться к лучезапястному суставу. Проделать то же для другой руки.
Упражнение 5. Кисть и предплечье левой руки расположить на столе. Ребром ладони правой руки имитируем «пиление». То же для другой руки.
Упражнение 6. Растереть пальцы левой руки, поочерёдно зажимая их между указательным и средним пальцами правой. Повторить для другой руки.
Упражнение 7. Подушечку большого пальца правой руки положить на тыльную сторону фаланги большого пальца левой руки. Остальные 4 пальца правой руки охватывают палец снизу. Массировать спиралевидными движениями. Повторить для каждого пальца. Поменять руки.
Упражнение 8. Большим и указательным пальцами правой руки поочерёдно нажимаем 3-4 раза на ногтевые фаланги пальцев левой. Повторить для другой руки.
Упражнение 9. Руки упираются локтями в стол, ладони прямые. Согнуть пальцы, прикоснувшись подушечками к основаниям 3-х фаланг, затем к основаниям ладоней.
Упражнение 10. Руки упираются локтями в стол, пальцы « растопырены». Соединять одновременно указательный палец со средним, а безымянный с мизинцем («птичья лапка»).
Упражнение 11. Локти упираются в стол, ладони прямые. Пальцы каждой руки поочерёдно сгибать, стараясь, чтобы остальные в этот момент оставались прямыми.
Закончить комплекс необходимо поглаживанием рук (движения имитируют намыливание ладоней при мытье рук). «Стряхните» воображаемую воду с пальцев.
Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции. Самомассаж языка
Сделаем полезный массаж языку - чтобы наш язычок стал, послушным, спокойным, расслабленным и ему легко было произносить разные звуки. В этом помогут тебе твои губы и зубы. Они будут язык поглаживать, похлопывать, постукивать. А теперь внимательно посмотри на рисунки - подсказки и постарайся их запомнить.
Лопаточка языка | |
делаем движения губами | |
делаем движения зубами | |
поглаживаем | |
похлопываем (постукиваем) |
Сначала надо сделать язык лопаточкой, а потом делать так:
Язычок мы наш погладим ласково губами | ||
А теперь мы постучим бережно губами: | ||
Язычок мы наш погладим ласково зубами | ||
нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами | ||
и опять погладим ласково зубами | ||
а потом мы будем хлопать бережно губами | ||
и в конце мы их погладим ласково губами | ||
Сделай массаж язычку еще раз. Чувствуешь как понравился язычку такой массаж? Какой он стал спокойный, расслабленный, готов тебя слушаться и делать все так, как ты ему велишь.
Игры - упражнения для формирования движения губ
Родителям: Ребенок должен научиться правильно делать две основные губные позы: широкую улыбку, которая необходима для произнесения звуков, [ И ] , [ Э ] , [ С ] , [ С'] , [ З ] , [ З ] , [ Ц ] и трубочку — вытягивание губ вперед, необходимую для правильного артикулирования звуков ,
[ О ] , [ У ] , [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ].
Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не показываем.
просыпаемся с утра, |
Упражнение “трубочка”: вытягиваем губы в трубочку
сделал трубочкой я губы |
Предлагаю тебе сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков.
Очень внимательно слушай и выполняй:
Улыбнись и протяни звук и-и-и | |
сделай губы трубочкой и потяни у-у-у |
А теперь чередуем звуки и-у, и-у, и-у:
и-у | и-у | и-у |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Речевые игры...
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Существует множество предпосылок овладения слоговой структурой слова: состояние фонематического восприятия; артикуляционные возможности...
Если ребенок сокращает слова, переставляет звуки и слоги...
Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка; а по данны...
Если ребенок сокращает слова, переставляет слоги и звуки.
Если ребенок сокращает слова, переставляет слоги и звукиСуществует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической ...