Программа игрового самомассажа для детей с ТНР дошкольного возраста (4-6 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что нарушенный мышечный тонус, который тормозит или не даёт идти полным ходом коррекционной работе по устранению речевых нарушений, можно нормализовать или хотя бы приблизить к норме, активно используя на занятиях с ребёнком-логопатом логопедический массаж.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_massazha.docx | 71.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Программа
игрового самомассажа для детей с ТНР
дошкольного возраста (4-6 лет)
Срок реализации: 3 учебных года
Разработчик: учитель-логопед, Титова Валентина Алексеевна
П.г.т. Малиновский, 2020г
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи программы | 5 |
Принципиальная новизна | 5 |
Принципы | 5 |
Возрастные характеристики особенностей развития речи детей 4-6 лет | 5 |
Ожидаемый результат в случае использования логопедического массажа в работе с детьми | 8 |
Методика проведения игрового самомассажа | 8 |
Диагностика и коррекция мышечных нарушений | 9 |
Перспективное планирование | 10 |
Источники | 21 |
Пояснительная записка
Программа разработана на основании:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. № 30384);
• Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
• Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ);
• с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
• Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП ДО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. №1022. ;
• Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский.
- методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.
- приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями)
Актуальность. Здоровье — это то, что желает иметь каждый человек. Современное представление о здоровье ребенка неразрывно связано с его речевым развитием. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Это обусловлено многими факторами.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей отмечается: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.
Проблема. Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры, является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи.
Существует проблема: необходимость внедрения в коррекционно-образовательный процесс эффективного средства коррекции речи и сопутствующего тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) у детей.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что нарушенный мышечный тонус, который тормозит или не даёт идти полным ходом коррекционной работе по устранению речевых нарушений, можно нормализовать или хотя бы приблизить к норме, активно используя на занятиях с ребёнком-логопатом логопедический массаж.
Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и других. Авторы считают, что логопедический массаж - активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц; ликвидации асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.
Использование нетрадиционных методов, таких как элементы логопедического массажа в комплексном коррекционно-образовательном процессе улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма — соматическое состояние.
Логопедический самомассаж – это массирование разных групп мышц своими руками, без помощи другого человека, так же как и массаж, - активный метод механического воздействия, который благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц и сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков.
Цели и задачи программы
Цель: использование логопедического самомассажа в системе работы по коррекции речевых нарушений дошкольников.
Задачи:
- обучение детей приемам самомассажа в игровой форме;
- нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
- снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги);
- увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений;
- активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имеется недостаточная сократительная активность.
Принципиальная новизна
Использование элементов логопедического самомассажа в дифференцированной артикуляционной гимнастики со средней группы.
Принципы:
- Принцип гуманистичности – предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка
- Принцип создания непринужденной обстановки – дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено.
- Принцип интеграции – необходимость взаимодействия всех зон в данном направлении.
- Принцип системности – решение задач в системе логопедического массажа в рамках ДОУ.
Возрастные характеристики особенностей развития речи детей 4-6 лет
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Р.Е. Левина).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Т.Б. Филичева).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой.
Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.) (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».
Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально- оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Ожидаемый результат в случае использования
логопедического массажа в работе с детьми
- Нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре.
- Улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость).
- Увеличение силы мышечных сокращений.
- Активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
- Расширение объема речевого дыхания, улучшение качества голосообразования.
Дополнительно:
- Нормализация звукопроизношения.
- Количественное и качественное улучшение состояния словаря и грамматического строя речи.
- Улучшение памяти и концентрации внимания, зрительно-моторной координации.
Форма работы. Фронтальная.
Методика проведения игрового самомассажа
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 2-6 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз.
Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную,
расслабленную позу. Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку в медленном ритме. Комплекс игрового самомассажа разработан на основе лексических тем АООП для детей с ТНР.
При игровом самомассаже для частей тела используем следующие приемы:
• Поглаживание – рука скользит по поверхности кожи, не сдвигая ее, не собирая в складки;
• Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях;
• Разминание - смещение тканей с захватом – пощипывание.
• Вибрация – передача колебаний руки на массируемые ткани ребенка, бывает прерывистая и непрерывная.
При проведении игрового самомассажа детей обучаем не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая.
Правила выполнения самомассажа:
- руки и тело должны быть чистыми,
- мышцы должны быть максимально расслаблены, -массажные движения должны быть аккуратными и плавными.
- Основное правило – никакой боли, только приятные ощущения.
Принципы в построения работы с детьми:
•Игровая мотивация;
•От простого к сложному;
•Учет индивидуального темпа детей;
•Задания разного уровня сложности;
•По подражанию;
•По образцу;
•По речевой инструкции;
•По аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений, помогая речевыми командами).
Процедура самомассажа проводится, как правило, по рекомендуемой схеме: мимических мышц лица, губ, пальцев рук.
Самомассаж рук (пальчиковый) - оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, активизирует биологически активные точки.
Диагностика и коррекция мышечных нарушений.
С целью диагностирования мышечных нарушений был проведен тест по методике Нищевой Н.В., включающий в себя следующие задания:
- Может ли ребенок быстро менять положение губ в улыбке на трубочку (4-6 раз)?
- Если высунуть язычок строго вперёд, как жало, и попросить ребенка удержать его в этом положении 10-15 сек., то что будет с языком: изменится ли его тонус, появятся ли непроизвольные движения или нет?
- Если при этом смотреть на карандаш и отвести карандаш от носа в право, в лево несколько раз – не будет ли язык двигаться вслед за карандашом?
Перспективное планирование
№ | Лексическая тема | Содержание |
Как я провел лето | Массаж биологически активных точек лица Мы красивые цветочки – поглаживаем щеки ладонями сверху – вниз Нас так любят мотылёчки – кончиками пальцев «бегаем» по лбу Любят бабочки, букашки – массируем уголки губ по направлению к ушам Детки нас зовут –ромашки – указательными пальцами массируем крылья носа. Упражнение для пальчиков: «Радуга» Гляньте: радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг маховым движением) Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты) Домами, (руки сложены над головой крышей) И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой) И немножко надо мной. (дотронуться до головы) | |
Осень | Массаж биологически активных точек лица Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб Начал капать дождь колючий – стучим кончиками пальцев по щекам. Долго дождик будет плакать - массажируем ушки Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа. Упражнение для пальчиков: "Вышли пальчики гулять" Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу) Стали листья собирать, (собираем листики в ручку) Красный листик, Жёлтый листик, Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши) Сколько листиков собрали Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики) | |
Правила дорожного движения | Массаж биологически активных точек лица Ехали медведи на велосипеде- поглаживаем кончиками пальцев лоб А за ними кот задом на перед – массируем виски круговыми движениями А за ним комарики на воздушном шарике – массируем крылья носа указательными пальцами А за ними раки на хромой собаке –оттягиваем вниз мочки ушей Упражнение для пальчиков: «Дорожных правил очень много» Дорожных правил очень много . («грозят» пальчиками) | |
Я и мой детский сад | Массаж биологически активных точек Раз-два-три по дорожке мы пошли – растираем ладонями щеки Ти-ти-ти куда же нам пойти? - поглаживаем лоб от середины к вискам Ать –ать- ать в лес пойдем гулять - массируем крылья носа указательными пальцами Ать –ать- ать будем прыгать и скакать - пальчиками постукиваем по щекам. Упражнение для пальчиков: «Дружба» Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.) Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.) Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) Мы закончили считать | |
Огород. Овощи | Массаж биологически активных точек «Горох». В магазине жил горох – массируем щеки круговыми движениями. Закричал горох: «Ох – Ох!» - массируем уши движениями сверху вниз Тут я, детки, посмотрите, на конфеты не глядите – массируем внешние уголки глаз Ну, скорей меня купите – нажимаем на крылья носа указательными пальцами. От конфет ведь пользы нет – указательными пальцами массируем уголки губ Я нужней, чем сто конфет! - прижимаем ладони к щекам. Упражнение для пальчиков: Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.) Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, (Хватательные движения обеими руками.) Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.) И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.) Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.) | |
Сад. Фрукты | Массаж биологически активных точек Ба-ба-ба- на крыше есть труба.(Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам) Бу-бу-бу надо чистить трубу. (Кулачками провести по крыльям носа.) Бы-бы-бы валит дым из трубы.(Растереть ладонями уши.) Упражнение для пальчиков: «АПЕЛЬСИН» Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин на дольки.) Много нас, (Показывают 10 пальцев) А он один. (Показывают 1 палец.) Эта долька-для ежа. (Загибают большой палец левой руки.) Эта долька-для стрижа. (Загибают указательный палец.) Эта долька-для утят. (Загибают средний палец.) Эта долька-для котят. (Загибают безымянный палец.) Эта долька-для бобра. (Загибают мизинец.) А для волка — кожура. ( Бросательное движение правой рукой.) Он сердит на нас (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.) Беда!!! Разбегайтесь — Кто куда! («Бегут» пальцами по столу.) | |
Лес. Грибы. Ягоды | Мимические упражнения • Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день. • Увидели гриб-сморчок. Сморщить лицо. Показать, как вы удивились, увидев огромный мухомор. Вытянуть лицо и раскрыть рот. Поднимать и опускать брови. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, при опускании — почти закрываются. • Любуемся красивым нарядом Осени: «О-о-о, о-о-о, о-о-о!» Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!» 4. Упражнение для пальчиков (ладонь сжата в кулак и по-очереди разгибаем пальцы) Раз, два, три, четыре, пять! Мы идём грибы искать. (хлопаем в ладоши) Этот пальчик в лес пошёл, (поочередно загибаем пальчики) Этот пальчик гриб нашёл, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик всё съел, Оттого и растолстел. | |
Игрушки | Массаж биологически активных точек лица «Городок игрушек». Возле двух лесных дорог – поглаживаем лоб от середины к вискам. Прямо на опушке – массируем указательными пальцами крылья носа. Есть волшебный городок – растираем ладонями уши вверх – вниз. Где живут игрушки – гладим уголки губ по направлению к ушам. Упражнение для пальчиков: «Есть у нас игрушки» Есть у нас игрушки: (Хлопки) Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки). Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы). Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев). Кубик деревянный, (пальцами показывают квадрат) Солдатик оловянный, (ладони прижаты друг к другу перед собой) Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой). Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши). | |
Одежда. Обувь | Массаж биологически активных точек Под высокою сосной – поднять руки вверх Скачет заинька босой – гладим шею ладонями сверху вниз А зайчишка маленький, топает в валенках – поглаживаем уши сверху в низ Каблучками он стучит – постукиваем пальчиками по лицу На друзей своих глядит – массируем внешние уголки глаз Упражнение для пальчиков «Варежка» Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок. Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого. «Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец. Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец. Здравствуй, пальчик, как живёшь?» | |
Мебель | Массаж биологически активных точек Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам. В нем костюмы, платья, шубы – указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами. В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам. И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки. Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам. Упражнение для пальчиков с массажным кольцом Эту мебель мы купили Ритмично сжимают и разжимает пальцы рук С папой вместе в магазине. Катают массажное кольцо на каждом пальчике, перечисляя мебель Это стул, на нем сидят. Это стол, за ним едят. На диване отдыхают, Книги умные читают. На кровати крепко спят. Вещи все в шкафах хранят. | |
Посуда | Массаж биологически активных точек Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд –массируем крылья носа указ. пальцами Я вам на показ выставляю живот – массировать щеки круговыми движениями Я чай кипячу, клокочу и кричу – массируем уши Эй, люди, я с вами попить чай хочу! – гладим лоб от середины к вискам. Упражнение для пальчиков: Девочка Иринка порядок наводила Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в маслёнке, Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке! | |
Зима | Массаж биологически активных точек Пришла зима, растираем вверх-вниз ладошками щеки Принесла мороз. Щипаем щеки Пришла зима, растираем вверх-вниз ладошками щеки Замерзает нос. Массируем кулачками крылья носа Снег, сугробы, гололед. постукиваем пальцами по лицу Все на улицу — вперед! гладим уголки губ по направлению к ушам Упражнение для пальчиков: « Снежинки» Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (туча). Вдруг из тучи над землёй Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Полетел снежинок рой. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят). Ветер дунул, загудел – Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд). Рой снежинок вверх взлетел. Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими (снежинки летят). Ветер с ними кружится, Вращать кистями, попеременно скрещивая руки. Может быть подружится. | |
Родной посёлок | Массаж биологически активных точек На моём рисунке выросли ромашки – указательным и средним пальцами массируем за ушами Вдоль по тропке скачет всадник на коняшке – ладонями гладим лоб от середины к ушам На моём рисунке радуга и я, - массируем уголки губ по направлению к ушам На моём рисунке Родина моя. - указ. пальцами массируем крылья носа Упражнение для пальчиков: «Новый Дом» Молоток бери, мой друг! Мы построим новый дом, (ставят рядом ладошки «стены») Есть окошко в доме том,(складывают указательные пальцы палочкой, остальные соединяют «крышей») Есть ещё одно повыше, Есть труба вверху на крыше. (мизинец отставляют в сторону – труба) Дом готов, зовём гостей: (показывают оба указательных пальца) «Проходите поскорей!» (делают приглашающий жест рукой) | |
Комнатные растения | Массаж биологически активных точек Среди бархата листочков - ладонями гладим лоб от середины к вискам На окне, ты только глянь,- массируем уголки губ по направлению к ушам Распустила гроздь цветочков - указ. пальцами массируем крылья носа красна девица ГЕРАНЬ.– массируем щеки круговыми движениями пальцев рук Упражнение для пальчиков: Цветы. Наши алые цветы | |
Зимующие птицы | Массаж биологически активных точек Гей, гей, гей –скачет робкий воробей массируем виски указ. пальцами Гей, гей, гей возле маленьких детей растираем кулачками крылья носа Эй, эй, эй, - бросьте крошек поскорей – постукиваем кончиками пальцев по щекам Лю, лю, лю, помогите воробью массируем ушные раковины Лю, лю, лю, я вам песенку спою указ.пальцами массируем уголки губ Упражнение для пальчиков: «Снегири» Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками. В красных майках снегири. Распушили пёрышки. Изображают «крылышки» Греются на солнышке. Головой вертят, Улетать хотят. Повороты головой. Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук. За метелью, за метелью! | |
Домашние птицы | Мимические упражнения Передать эмоции: радость, удивление, восхищение, печаль, боль. Изобразить домашних птиц. «Сердитый индюк». «Отважная курица защищает своих цыплят от коршуна». «Испуганный цыплёнок». «Трусливый гусёнок боится плавать». «Петух готовится петь». Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, слегка опустить нижнюю челюсть. Упражнение для пальчиков с массажным кольцом: Поочерёдно катать массажное кольцо на всех пальцах правой, затем левой руки, начиная с большого. Раз, два – шли утята. Три, четыре – за водой. А за ними плёлся пятый, Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал. А девятый всех догнал, А десятый напугал. Громко, громко запищал: Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук. «Пи – пи – пи! Не пищи, Мы тут рядом, поищи». | |
Новогодние праздники | Массаж биологически активных точек «Ёлочка» Ашу-ашу-ашу нарядим мы ёлку нашу –поглаживаем лоб от середины к вискам Ишки-ишки-ишки - вот золотые шишки –массируем крылья носа кулачками Ош-ош-ош шар большой хорош – массируем круговыми движениями виски Ша-ша-ша ёлка тоже хороша – потираем уши сверху вниз Упражнение для пальчиков: «Новогодний Праздник» К ёлке все мы подошли, | |
Домашние животные и их детеныши | Массаж биологически активных точек Довольна корова своими телятами - поглаживаем лоб от середины к вискам Овечка довольна своими ягнятами – массируем основание бровей Кошка довольна своими котятами – поглаживаем уголки губ к вискам Кем же довольна свинья? Поросятами – пощипываем щеки А я довольна своими ребятами – поглаживаем шею снизу вверх Упражнение для пальчиков: Кот на печку пошёл, Пальчики «шагают». Горшок каши нашёл Горшок из ладошек На печи калачи, Ладошки «лепят калачи» Как огонь горячи. Подуть на ладошки. Пряники пекутся, Коту в лапы не даются. Погрозить пальчиком. | |
Дикие животные и их детеныши | Массаж биологически активных точек Серый волк бежит по лесу поглаживаем лоб от середины к вискам А за ним бежит лиса постукиваем кончиками пальцев по щекам Поднялись у них трубой два пушистеньких хвоста массируем крылья носа кулачками А у ели на пригорке массируем основание бровей Спрятался зайчишка в норке потягиваем вниз мочки ушей Упражнение для пальчиков: «Звери» Зайцы спрятались от волка. Чья- то им досталась норка…(Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой) Серый волк зубами щёлк-(Соединяют по очереди большой палец с другими) Ах, какой зубастый волк! (Руки к щекам, качают головой) Белочка в своём дупле Орешки щёлкает в тепле. (Щелчки пальцами) Пересчитала мама медвежат- В берлоге все послушные лежат. (Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок») | |
Почта | Массаж биологически активных точек Синий домик у ворот – круговыми движениями поглаживаем щеки Угадай, кто в нем живёт? - массируем крылья носа указательными пальцами Дверца узкая на крышке - поглаживаем уголки губ к вискам Не для белки, не для мыши - потягиваем вниз мочки ушей Для газет и письмеца -поглаживаем шею снизу вверх Упражнение для пальчиков: Что принес нам почтальон? – сжимают и разжимают кулачки. С толстой сумкой ходит он – приседают и «идут» пальчиками по ковру. Перевод, журнал, газету – на каждое название загибаем по одному пальцу В бандероли две кассеты, и письмо от тети Вали, чтоб ее приезда ждали – хлопаем в ладоши. | |
Транспорт | Массаж спины «Паровоз» Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Похлопывание по спине ладонями. Стоять на месте не хочу! Чух-чух, пыхчу, пыхчу, ворчу, Поворот на 180, поколачивание кулачками. Стоять на месте не хочу! Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, постукивание Колесами стучу, стучу, пальцами. Колесами стучу, стучу, Поворот на 180, поглаживание Садись скорее, прокачу! ладонями. Чу,чу,чу! Легкое поглаживание пальцами. Упражнение для пальчиков с массажным кольцом: Все машины по порядку Обеими руками «крутят руль» перед собой Подъезжают на заправку: (катают массажное кольцо на каждом пальчике). Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз. | |
Папин праздник | Массаж биологически активных точек На горах высоких, на степном просторе массируем круговыми движениями виски Охраняет нашу Родину солдат - пощипываем щеки Он взлетает в небо, он уходит в море -ребром ладоней вправо-влево растираем лоб Не страшны защитнику дождь и снегопад -массируем крылья носа кулачками Упражнение для пальчиков: «Защитники отечества» Не допустят к нам войну (обе ладони от себя) Защитят свою страну: (руки соединить перед собой) (Загибаем по одному пальцу сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца) Пограничник, вертолётчик, врач военный и танкист Смена рук. А ещё десантник, лётчик, снайпер и артиллерист. | |
Профессии на транспорте | Массаж биологически активных точек Целый день шофер трудился -поглаживаем лоб от середины к вискам Он устал и запылился - массируем круговыми движениями виски Он возил кирпич на стройку – прямыми движениями ладоней вверх, вниз поглаживаем щеки Дом он строить помогал –поглаживаем шею от затылка к груди А теперь ведет на мойку - массируем крылья носа кулачками Свой огромный самосвал – крутим воображаемый руль Упражнение для пальчиков: Гонки Раз, два, три, четыре, пять -поочередно потирают пальцы о большой Можно гонки начинать -сжимают и разжимают пальцы рук По кругу, по кругу вперед и назад, - Большой палец одновременно поглаживает все пальцы Но пальцы машинку мою тормозят -сжимают и разжимают пальцы рук Закрылись. Машинка стоит в гараже - сжимают в кулак И фары погасли, не светят уже -Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке. | |
Мамин праздник. Профессии мам | Массаж биологически активных точек Маме надо отдыхать – массируем круговыми движениями виски Маме хочется поспать - поглаживаем лоб от середины к вискам Я на цыпочках хожу - постукиваем кончиками пальцев по щекам Маму я не разбужу - массируем крылья носа кулачками Упражнение для пальчиков: «Большая стирка» Буду маме помогать, (Трем кулачки друг о друга.) Буду сам белье стирать: Мылом мою я носки, (Провести кулачком по ладошке.) Крепко трутся кулачки, (Трем кулачками друг о друга.) Сполосну носки я ловко (Двигаем кистями вправо и влево.) И повешу на веревку. (Поднять руки вверх. Кисти согнуть.) | |
Аквариумные рыбки | Массаж биологически активных точек Я в аквариуме ложкой поглаживаем лоб от середины к вискам Перемешивал рыбёшку, круговыми движениями растираем щеки Перебалтывал улиток, массируем крылья носа кулачками Не боясь воды разлитой. потягиваем вниз мочки ушей Упражнение для пальчиков: «Рыбка – малютка» Рыбка – малютка по речке плывет, Ладони соединяются вместе Рыбка – малютка хвостиком бьёт и выполняются движения вправо и влево. | |
Весна | Массаж биологически активных точек Пора забыть о валенках, ребром ладоней вправо-влево растираем лоб Ведь солнышком согреты, пощипываем щеки Сегодня на проталинках массируем крылья носа кулачками Проснулись первоцветы. поглаживаем уголки губ к вискам Упражнение для пальчиков: От сосулек звон, звон. Хлопаем ладошками слева и справа от головы Просыпайся клён, клён. Круговые движения Растопился снег, снег, Руками от себя – «волны». Ручейки – в бег, в бег. ритмичные хлопки ладонями по коленям Мы по лужам – топ – топ, Через лужи – прыг – скок! | |
Перелетные птицы | Массаж биологически активных точек: «Скворец» Скворец за морем жил зимой, -поглаживаем лоб от середины к вискам Теперь вернулся он домой. - массируем круговыми движениями виски И рано утром в тишине -массируем крылья носа кулачками Запел о солнце и весне. поглаживаем уголки губ к вискам Упражнение для пальчиков: «Птицы весной» Катаем кольцо на каждом пальчике К нам весной грачи вернулись, Жаворонки и скворцы. Следом ласточки примчались, Прилетели журавли | |
Первые весенние цветы | Массаж биологически активных точек лица «Цветы» Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам, Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз, К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз, Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями, Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам Упражнение для пальчиков: «Подснежник» Прибежал подснежник в мартовский лесок Пальчиками бегут по коленям Заглянул подснежник в чистый ручеек Встали, хлопают себя по бокам. И себя, увидев, крикнул: «Вот те на!» Руки вверх, хлопки в ладоши. Я и не заметил, что пришла весна» Сжимаем руки в кулачки. | |
Насекомые | Массаж биологически активных точек лица «Оса». Са – са – са – прилетела к нам оса – круговыми движениями трем виски. Су- су – су – мы увидели осу – указательными пальцами массируем основание бровей. Сы –сы –сы – испугались мы осы – хлопаем себя по щекам. Са –са – са – улетай скорей оса – гладим лоб от середины к вискам Упражнение для пальчиков: На ромашке – две букашки, (руки вместе, ладони раскрыты, поочередно соединять пальцы рук) А на лютике – жучок, в колокольчике – кузнечик, На гвоздике – паучок. А на маке-то – пчела, (пальцы одной руки в кулаке, круговые движения указат. пальца – пчела жужжит) Собирает мед она. | |
Семья | Массаж биологически активных точек лица «Наша доченька проснулась». Наша доченька проснулась – кулачками трем глаза Ручкой вправо потянулась – поглаживают лоб от середины к ушам Ручкой влево потянулась – поглаживают брови Солнцу нежно улыбнулась – гладят от уголков рта к ушам. А потом ладошкой пошлепала немножко – хлопают себя по щекам. Ай да, доченька, краса! До чего же хороша! – хлопают в ладоши. Упражнение для пальчиков: «Семья» Этот пальчик – дедушка, (Загибаем большой палец) Этот пальчик – бабушка, (Загибаем указательный) Этот пальчик - папочка, (Загибаем средний палец) Этот пальчик – мамочка, (Загибаем безымянный) Ну, а этот пальчик – Я! (Потряхиваем мизинчик) Вот и вся моя семья! (Сжимаем и разжимаем кулачек) | |
Лето. | Массаж биологически активных точек Мы красивые цветочки – поглаживаем щеки ладонями сверху – вниз Нас так любят мотылёчки – кончиками пальцев «бегаем» по лбу Любят бабочки, букашки – массируем уголки губ по направлению к ушам Детки нас зовут –ромашки – указательными пальцами массируем крылья носа Упражнение для пальчиков: «Гроза» |
В конце года проводится диагностика с целью диагностирования мышечных нарушений. Проведенная диагностика позволяет выявить уровень мышечного тонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре, качество артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость), силу мышечных сокращений, а также наметить задачи для дальнейшей работы.
Источники:
- Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
- https://infourok.ru/dyhatelnaya_gimnastika_po_leksicheskim_temam-340396.htm
- https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-dyhatelnoi-gimnastiki-po-leksicheskim-temam-v-srednei-grupe.html
- https://ds39.detsad.tver.ru/wp-content/uploads/sites/54/2020/04/мебель.docx
- https://pedagogcentr.ru/publication/3/35/5903
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2021/12/05/kartoteka-palchikovoy-gimnastiki-po-leksicheskim-0
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/06/26/kartoteka-igr-razvitie-koordinatsii-rechi-s-dvizheniem
- https://www.maam.ru/detskijsad/igry-na-kordinaciyu-rechi-s-dvizheniem-v-srednei-grupe.html
- https://abvgdeika123.caduk.ru/p37aa1.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/02/15/podvizhnye-igry-po-teme-nedeli-moy-gorod
- https://www.maam.ru/detskijsad/-logopedicheskii-masazh-sredstvo-yefektivnoi-korekci-rechevyh-narushenii-doshkolnikov-opyt-raboty.html
- https://logoportal.ru/statya-16682.html
- https://nadpo.ru/academy/blog/logopedicheskiy-massazh-pri-rechevykh-narusheniyakh/
- https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25055
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2021/06/15/obobshchenie-opyta-raboty-po-teme-samoobrazovaniya-na-temu
- https://www.maam.ru/detskijsad/samomasazh-detei-v-logopedicheskoi-rabote-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-kak-zdorovesberegayuschaja-tehnologija.html
- https://znanio.ru/media/dolgosrochnyj-proekt-logopedicheskij-massazh-kak-sredstvo-effektivnoj-korrektsii-rechevyh-narushenij-2578839
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самомассаж для детей старшего дошкольного возраста
Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...
Самомассаж для детей старшего дошкольного возраста.
Массаж спины «Дождик».Дети встают друг за другом, кладут руки на плечи и выполняют массажные движения. Педагог стоит за последним ребенком. После выполнения дети поворачиваются на 180 градусов и выпол...
Комплексы по самомассажу для детей старшего дошкольного возраста
Предлагаемые упражнения могут использовать как педагоги на занятиях с детьми, так и родители дошкольников....
Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста.
Стимулирующие упражнения и приемы самомассажа для детей старшего дошкольного возраста. (По материалам книги Семенович Анны Владимировны «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском во...
Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа для детей старшего дошкольного возраста.
Тематическая картотека игрового массажа и самомассажа в стихах для детей старшего дошкольного возраста. (старшая группа)...
Консультация для родителей - самомассаж для детей старшего дошкольного возраста.
Самомассаж лица укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, вызывает прилив крови к ним, помогает ребёнку лучше улавливать ощущение от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее. Способству...
Самомассаж для детей старшего дошкольного возраста
Консультация для родителей...