ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭКСПРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Начинать развивать способности к понимаю экспрессивных проявлений эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте нужно, потому что это позволит детям в будущем лучше управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в их жизни. Также это позволит школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 51.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К РАСПОЗНАВАНИЮ ЭКСПРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Донецк 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности распознавания эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте 4
ВВЕДЕНИЕ
Умение распознавать эмоциональное состояние окружающих людей и проявлять свои эмоции в определенной ситуации является одним из важнейших аспектов общения.
В современной психологии под экспрессивным поведением личности понимается совокупность устойчивых и динамических средств выражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психологических и социально-психологических образований личности. Данная совокупность выразительных средств состоит из элементов, имеющих различную динамику изменений и отличающихся степенью прилагаемых усилий. Таким образом, в структуре экспрессивного поведения человека имеют место компоненты, обладающие высокой степенью изменчивости (динамические-мимика, жесты, поза, интонации) и средней/низкой степенью изменчивости. Под пониманием экспрессивного поведения в программе подразумевается распознание компонентов, обладающих высокой степенью изменчивости (динамических — мимика, жесты, позы).
Мимика, жесты, позы, походка, интонации образуют экспрессивный репертуар личности, который в той или иной степени осознается индивидом, управляется им, носит характер программы экспрессивного поведения личности.
При этом экспрессивное поведение сопряжено с психологическими социально-психологическими свойствами человека и особенностями взаимодействия его с другими людьми. В этом смысле экспрессивное поведение — это ядро внешнего Я личности. С целью маскировки своего Я человек использует различные «экспрессивные маски». Но как бы успешно он ни маскировал свои действительные переживания, они непременно заявят о себе в неконтролируемых комплексах движений, в используемых «экспрессивных штампах», в «экспрессивных привычках», даже в «экспрессивном косноязычии», Например, у одного есть скверная привычка в задумчивости почесывать затылок, у другого — тереть нос, у третьего — кривить губы или по-особенному прищурить глаза и т.д.
Именно поэтому так важно формировать у человека умение понимать экспрессивное поведение другого. И эту способность стоит начинать формировать еще с раннего возраста.
Начинать развивать способности к понимаю экспрессивных проявлений эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте нужно, потому что это позволит детям в будущем лучше управлять собственными чувствами и адекватно реагировать на различные ситуации, происходящие в их жизни. Также это позволит школьникам лучше выстраивать коммуникацию друг с другом, что позволит конструктивно разрешать возникающие конфликты, успешно общаться со сверстниками.
Особенности распознавания эмоциональных состояний в младшем школьном возрасте
Как пишет Е. П. Ильин «… эмоции играют особую роль в мотивационной структуре ребёнка. Возникающие эмоции определяют направление деятельности и способов выполнения ребёнком определённых действий. Опираясь на понимание своих эмоций и эмоций других людей ребёнок получает информацию о происходящих вокруг него событиях».
Младшие школьники не всегда точно осознают собственные эмоциональные состояния, не совсем правильно воспринимают и понимают чужие переживания. Неверная интерпретация мимики и других выражений эмоциональных состояний могут вызвать неожиданные ответные реакции со стороны сверстников. Гораздо легче дети этого возраста понимают и осознают эмоции, возникающие в знакомых жизненных ситуациях, но им часто трудно выразить эмоциональные переживания словами, хотя словарь эмоций значительно расширяется. Положительные эмоции легче различаются, чем отрицательные; наблюдаются трудности в идентификации некоторых видов эмоций (удивление, вина, отвращение и др.). В отличие от дошкольников, которые предпочитают воспринимать веселые и радостные картины, младшие школьники больше способны к эмпатии, эмоциональному сопереживанию при восприятии негативных ситуаций и конфликтов.
Младший школьный возраст − период развития эмоционального интеллекта: дети эмоционально воспринимают окружающий мир и в то же время происходит активное интеллектуальное развитие. Возрастает способность к идентификации, контролю и рефлексии эмоциональных состояний и поступков, проявлению эмпатии, использованию эмоциональной информации в общении с окружающими, выбору способов достижения цели. В это время у детей активно развивается понимание психического мира другого человека, более сложных внутренних состояний (таких как мысли, убеждения, представления и знания), что позволяет им делать более глубокие оценки человеческих поступков. Понимание эмоциональных состояний может служить важным проводником в развитии более сложных представлений. Именно поэтому младший школьный возраст оптимален для эмоционального и социального развития детей
Отношения ребенка с семьей является главным фактором становления эмоционального интеллекта. Семья – это первая социальная сфера, которая определяет его развитие и становится основой формирования его доминирующих эмоциональных состояний. Семья становится источником первых позитивных и негативных переживаний и эмоций ребенка. Все это складывается в основу формирования и зарождения эмоционального интеллекта.
Автор А.А. Осипова указывает, что «…школа также является важным фактором развития эмоционального интеллекта. Вступая в школьную жизнь, ребенок начинает энергично взаимодействовать с одноклассниками, заводит новых друзей, принимает участие в жизни коллектива. Здесь у ребенка могут возникать проблемы в отношениях с окружающими из-за плохой адаптации или чрезмерной застенчивости. Также в процесс обучения, можно внести такой компонент как самоконтроль, когда ученикам разрешается самим оценивать свои действия и поступки. Необходимо позволять детям говорить открыто о своих чувствах и эмоциональном состоянии». Большую роль в становлении эмоционального интеллекта младшего школьника выполняет его физическое здоровье в данный период жизни. В.С. Мухина отмечает, что «физиологические трансформации вызывают значительные изменения в психической жизни ребенка. В центре психического развития предстаёт формирование произвольности, планирование выполнения программ действий и реализация контроля. Происходит формирование высших психических функций, улучшение познавательных процессов, что позволяет ребенку младшего школьного возраста совершать уже более сложные мыслительные операции».
В итоге, можно сказать о том, что младший школьный возраст является особенно значимым для формирования и развития эмоционального интеллекта. Именно в данном возрасте возникают физиологические и психологические предпосылки для его становления и функционирования.
Содержание программы
Программа направлена на развитие способности понимать экспрессивное поведение других людей у обучающихся младшего школьного возраста. Это программа для младших школьников без каких-либо психических отклонений, направлена на решение психологических задач этого возраста, одной из которых выступает задача развития понимания экспрессивного поведения других. Под пониманием экспрессивного поведения в программе подразумевается распознание компонентов, обладающих высокой степенью изменчивости (динамических — мимика, жесты, позы).
Задачи:
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, своих действий и поведения других людей;
- формировать у детей умения и навыки владения мимикой, жестами, пантомимикой;
- развивать самоконтроль в отношении проявления своих эмоций в ходе работы;
- формировать у детей способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
Принципы реализации программы:
- принцип акцентирования на языке чувств, т.е. все участники группы должны делать акцент на своих собственных эмоциональных состояниях и проявлять внимание к эмоциональным проявлениям партнеров;
- принцип психологической комфортности, то есть создание условий, в которых дети получают удовольствие от самой деятельности, снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех;
- принцип сензитивного понимания, который выражается в способности увидеть мир другого человека, почувствовать его внутренние резервы;
- принцип направленности на изменение в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности;
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста;
- положительная оценка любого достижения.
Программа тренинга предназначена для групповой работы с детьми 7-9 лет. Разработанная программа рассчитана на 6 занятий. Режим проведения: 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия 30-40 мин. в зависимости от физического и психологического состояния детей. Численность группы 10-15 учащихся возрастом от 7 до 9 лет. Это развивающий и возрастно-специфический тренинг.
Реализация программы предполагает определенную поэтапность работы.
1 этап – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.
На этом этапе проводится диагностика испытуемых. Обследование детей проводится на материале следующих методик:
- «Словарь эмоций» (Иванова Е. С.)
- «Тест лицевой экспрессии» (Иванова Е. С.)
2 этап – СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ. Данный этап работы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, соответствующих задачам программы и индивидуальным особенностям
детей младшего школьного возраста. Программа представляет собой цикл из 9 групповых занятий.
Методы и приемы, используемые в программе:
- психогимнастические этюды;
- различные виды игр;
- элементы театрализованной деятельности.
Критерии эффективности программы:
- школьникам становится легче общаться со сверстниками;
- легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;
- вырабатываются положительные черты характера.
Средства отслеживания эффективности программы: с помощью повторной диагностики. Используются те же методики, что и для первичной диагностики.
Планирование занятий
Занятие №1
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Материалы: фонарик
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Упражнение «Настроение»
Игра «Садовник»
Ритуал прощания
Ход работы.
Ритуал приветствия:
Цель: создание условий для настроя детей друг на друга и возможности дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
- В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик).
- А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)»
- Молодцы! Теперь день будет точно хорошим.
Упражнение «Настроение»
Психолог раздает детям карточки с различным выражениям лица, с разными эмоциями, предлагается повторить такое же выражение, рассказать, что изменилось в их лицах, какое настроение у нарисованных персонажей, рассказать, какое настроение у ребенка сегодня?
Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Психолог играет роль садовника. Он рыхлит землю, поливает цветы. Дети выступают в роли цветов. Они показывают, как хорошо себя чувствуют растения после ухода.
Дети изображают конкретные цветы, которые они выберут.
Ритуал прощания
Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.
Дети сидят в кругу на ковриках или на стульях. В центре ребенок, который выбирается детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
Занятие №2
Цель: обучение детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Материалы: фонарик
Структура занятия:
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Упражнение «Настроение»
Упражнение «Угадай настроение»
Упражнение «Смешинки и злючки»
Упражнение «Зеркало настроения»
Ритуал прощания (из занятия 1)
Ход работы.
«Угадай настроение»
Цель: обучение детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Дети садятся в круг. У психолога в руках фотографии. Он держит их так, что изображений не видно. Каждый ребенок берет по одному фотоснимку, рассматривает его, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
«Смешинки и злючки»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: психолог предлагает детям рассмотреть два портрета: на одном изображено веселое выражение лица, на другом – злое. Детям задаются вопросы: «Какое настроение у детей, изображенных на картинке? Как вы узнали? Давайте посмотрим, как расположены брови, ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь давайте подойдем к зеркалу и постараемся изобразить сначала веселое, затем сердитое выражение лица». Дети изображают с помощью мимики различное настроение и сравнивают с портретами.
«Зеркало настроения»
Цель: развитие один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание.
Учить детей повторять некоторые компоненты выразительного поведения партнера. Игра в парах. Один ребенок-зеркало, другой-тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью поз, жестов, мимики отразить различные состояния (человек радуется, дуется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера
Занятие № 3
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения
Материалы: фонарик
Структура занятия:
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «Насос и мяч»
Игра «Дожди»
Ритуал прощания (из занятия 1)
Ход работы.
Игра «Насос и мяч»
Цель: обучение детей расслаблению мышц, выразительности движений, пластике.
Игра проводится в парах. Один ребенок выступает в роли большого надувного мяча, другой насосом накачивает этот мяч. Мяч стоит, как бы сдутый на полусогнутых ногах, с расслабленными руками. Товарищ начинает накачивать мяч, изображая это руками. Мяч постепенно надувается. Услышав характерный звук мяч начинает расправляться, как бы набирая в себя воздух. Мяч накачан. Насос перестал подавать воздух. Ребёнок отсоединяет шланг от мяча и он начинает сдуваться. Затем дети меняются ролями.
Игра «Дожди»
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Дети встают друг за другом и по команде психолога показывают дождь. Он может быть разным от страшного и грустного до радостного с солнышком.
Ритуал прощания
Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.
Дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается психологом или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
Занятие №3
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения
Материалы: фонарик, карточки с изображением девочки.
Структура занятия:
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «У моря
Игра «Выбери девочку»
Ритуал прощания «Волшебный фонарик»
Ход работы.
Игра «У моря»
Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.
«Давайте вообразим, что мы сидим у моря. Светит ласковое солнышко. Мы загораем. Подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и руками. Жучок улетит. Слегка открыть рот. Облегченно вздохнуть. Нос загорает, подставить нос к солнцу, рот полуоткрыт. Порхает бабочка. Выбирает, на чей нос ей сесть (вдох). Сморщите нос, приподнимите верхнюю губу к верху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыхание). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (выдох). Брови – качели. Вновь прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Подвигаете бровями вверх – вниз. Бабочка улетела совсем.
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Дети находят из заданных психологом карточек изображения веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок. - Какая девочка бросила зайку? – задает вопрос психолог, после чтения стихотворения. Идет бычок качается, Вздыхает на ходу: - Ой, доска кончается, Сейчас я упаду. Какая девочка испугалась за бычка? Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, потому что он хороший. Какая девочка пожалела мишку? Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Какая девочка любит свою лошадку?
Занятие №4
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние, снятие напряжения
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «Почтальон»
История про Обидок и Грустинок
Ритуал прощания
«Почтальон»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своем письме.
Варианты писем и примерная их расшифровка:
1.
Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
2.
Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.
История про Обидок и Грустинок
Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, снятие психомышечного напряжения.
Если педагог (психолог) заметил, что в группе находится грустный, опечаленный ребенок, необходимо помочь ему выйти из этого состояния, переключив на положительные эмоции. С этой целью уместно отвести ребенка в тихий уголок (комнату релаксации, уголок уединения). Затем взрослый должен показать ребенку, что понимает его состояние и хочет помочь. В беседе задаются такие вопросы: «Почему ты грустишь? Что произошло с тобой?» и т. д. После выяснения причины грусти и печали, педагог рассказывает ребенку интересную историю про Обидок и Грустинок. «Жили-были на свете две подружки: Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела ... Как? (Педагог (психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистая, а ладошки у нее были липкими, поэтому она могла приклеиться к прохожим. Грустинка выглядела ... Как? (Педагог (психолог) обращается к ребенку, после получения ответа, предлагает свое описание.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Ты сегодня выходил на улицу? (Педагог (психолог) обращается к ребенку.) Вот, там они к тебе и прилипли. Я даже вижу их. Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка - на правом. Давай их снимем, и пусть они летят дальше. Педагог (психолог) в комической форме начинает снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему очень трудно это сделать».
Занятие №5
Цель:развитие эмпатии, снятие напряжения
Ритуал приветствия «Волшебный фонарик» (из занятия 1)
Игра «Посочувствуй другому»
Психотехника «Волшебный клубочек»
Ритуал прощания
Ход работы.
«Посочувствуй другому»
Цель: развитие у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.
Упражнения выполняются в парах. Психолог задает разнообразные ситуации.
- Девочка упала, поранила руку, ей очень больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
- Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
- Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Детям так же можно придумать свои ситуации.
Психотехника «Волшебный клубочек»
Цель: повышение самооценки, снятие психического напряжения, устранение страхов, создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей.
Эта техника является альтернативой рисованию карандашами, фломастерами, красками и т.д. Рисование с помощью клубка не вызывает у детей страха, так как созданный рисунок не может быть плохим или хорошим и приносит чувство удовлетворения любому ребенку. Педагог имеет клубок ниток или веревки любого цвета и толщины. Разматывая нить, он показывает детям, каким образом, создавая на полу определенные фигуры, можно с ее помощью «рисовать». Затем передает клубок одному из детей и просит его продолжить «рисование».Ребенок, создав свою часть изображения, передает клубок следующему участнику игры. После того, как все дети«порисовали», педагог обсуждает с ними то, что получилось, и задает следующие вопросы: «Какие фигуры ты здесь видишь? Что напоминают тебе эти линии: предметы, людей, пейзажи, какие - нибудь события и т.д.? А есть ли здесь то, чего ты боишься? Назови, чего именно. Почему ты его боишься? Он какой? Когда он к тебе приходит?» и т.п. После того, как ответы первого ребенка прошли обсуждение и получили одобрение (поблагодарить за доверие), другие дети быстро включаются в игру. В группе формируется атмосфера взаимного доверия. Игра может использоваться как индивидуально, так и в микрогруппах из 2-3 человек.
Релаксационное упражнение «Веселый торт».
Дети с помощью психогимнастики проговаривают и показывают сюжет стихотворения:
Если стало почему-то
Очень грустно вдруг кому-то,
И не знаешь как же быть,
Чтоб его развеселить,
Ты возьми стакан смешинок,
Громкий хохот из корзинок,
Рассыпного смеха ложку
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках,
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет!
Дети «угощают» испеченным тортом гостей.
Занятие №6
Цель: Развитие способности выражать сочувствие, удовлетворение потребности в эмоциональной близости
Материалы: Фонарик, мягкие игрушки
Структура занятия:
Ритуал приветствия
Игра «Обними и приласкай игрушк
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Ритуал прощания
Ход работы.
Ритуал приветствия:
Цель: создание условий для настроя детей друг на друга и возможности дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.
- В руках я держу волшебный фонарик. Давайте нашим дыханием согреем его, он разгорится и подарит нам свое тепло (дети дуют на фонарик). 29
- А теперь давайте пожелаем друг другу доброго дня! Я передам фонарик тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу «Добрый день…(имя)»
- Молодцы! Теперь день будет точно хорошим.
Игра «Обними и приласкай игрушку»
Цель: удовлетворение потребность детей в эмоциональном тепле и близости.
Психолог предлагает мягкие игрушки. Они разбросаны по комнате. Дети ходят по комнате вокруг них. По команде психолога дети подходят к выбранной игрушке обнимают её и говорят хорошие, ласковые слова.
Игра может повторяться несколько раз.
Игровое упражнение «Посочувствуй другому»
Цель: развитие у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание. Упражнения выполняются в парах. Психолог задает разнообразные ситуации.
• Девочка упала, поранила руку, ей очень больно (один ребенок с помощью мимики, позы показывает боль, другой пытается найти ласковые слова, жесты, оказывает помощь).
• Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече (дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки).
• Малыш потерялся, плачет (нужно показать, как поступит старший ребенок, как поможет малышу).
• Девочку обидели. Ее пожалела подружка (завязала бант, дала игрушку, обняла, как еще можно утешить девочку?).
• Девочки подобрали котенка, пожалели его, напоили молоком. Пары по очереди показывают свои упражнения. Остальные дети оценивают выразительность мимики лица и движений, затем меняются ролями. Детям так же можно придумать свои ситуации.
Ритуал прощания
Цель: Обучение детей проявлять доброту к окружающим с помощью слов, обеспечение каждого ребёнка внутренним удовлетворением своей работой и поддержкой со стороны.
Дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Мне с тобой очень интересно»; «У нас много общего»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – Москва : Академия, 2013. – 208 с.
2. Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь психологам и педагогам / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2014. – 88 с.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2014. – 388 с.
4. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 1056 с.
5. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций / Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – Москва : Айрис-пресс, 2014. – 160 с.
9. Иванова Е.С. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностных особенностей и активного словаря эмоций. Дисс. канд. психол. наук. - Екатеринбург, 2007. 154с.
10. Иванова Е.С. Возрастные нормативы объема и содержания активного словаря эмоций младших школьников. // В мире научных открытий: Материалы II Межд. Научно-практ. конф. (9 января 2012 г.) / Под ред. С.П. Акутиной. – М.: Изд-во «Спутник+», 2012. – С. 170-173. 43
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения для развития фонематического слуха старших дошкольников и младших школьников
В данной статье представлены игры и упражнения для развития фонематического слуха, систематизированные по принципу - от простого к сложному....
Развивающая программа "Развитие способности к обучаемости у детей младшего школьного возраста".
В жизни ребенка после поступления в школу наступает новый период, к которому он должен быть достаточно подготовлен. Ребенок должен быть готов к серьезной учебной деятельность.Специфической особенность...
Потешки как средство развития способности к сочинительству у детей младшего дошкольного возраста.
В данной статье авторами проанализированы возможности потешки как средства развития сочинительства у детей младшего дошкольного возраста. В работе приведена последовательность фрагментов занятий по со...
Программа развития способностей детей по музыке.
Программа «Развитие детской одаренности и музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами песенного фольклора» предназначена для выявления музыкально одаренных...
"Развитие социального интеллекта у дошкольников и младших школьников"
Рассмотрением вопросов развития социального интеллекта у детей занимались многие ученые. Например, О. Б. Чеснокова рассматривает термин «социальный интеллект» применимо к детям дошкольного...
Сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников.
В материале представлен сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с использованием нестандартного оборудования....
Сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников.
В материале представлен сценарий мастер-класса по развитию мелкой моторики у дошкольников и младших школьников с использованием нестандартного оборудования....