Развитие репродуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения на занятиях по рисованию
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека. В это время происходит становление психического развития ребёнка, активно развиваются познавательные процессы. Согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста является воображение. Этот элемент творческой деятельности наиболее активно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Однако предпосылки к его формированию появляются уже у детей средней группы. Рассматриваемый нами вид воображения больше напоминает восприятие или память, чем творчество, хотя элементы фантазии в нём всё же присутствуют. Репродуктивное воображение имеет огромное значение для детей с нарушениями зрения: оно расширяет сферу познания дошкольника, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности, а также в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта.
Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желанным результатам. Изобразительная деятельность является подходящим средством для развития воображения, так как она доступна для детей и увлекает их. Она расширяет кругозор дошкольников, знакомит их с навыками работы с художественными материалами и прививает определенный круг умений, а потому занятия по рисованию являются одним из наиболее эффективных средств развития репродуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Изучением проблемы развития воображения у дошкольников занимались как зарубежные, так и отечественные ученые, такие как К. Бюлер, В. Вундт, Л. С. Выготский, Л. Н. Галигузова, О. М. Дьяченко, М. И. Земцова, В. С. Мухина, Т. Рибо, З. Фрейд, У. Л. Штерн и др. В работах В. С. Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте, и она считает, что воображение больше чем другие познавательные психические процессы связано с чувствами человека; воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Л. С. Выготский утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. Ученый О. М Дьяченко, в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте - это дошкольное детство.
Актуальность данной проблемы объясняется тем, что у детей с недостатками зрительного восприятия воображение как творческий процесс не формируется самостоятельно. На занятиях по рисованию в группе среднего дошкольного возраста редко ставится такая задача как развитие репродуктивного воображения. Учитывая, что творческое воображение опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного, необходимо создание условий для его развития в дошкольной образовательной организации с учётом особенностей данного психического процесса у детей с нарушениями зрения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Особенности развития репродуктивного воображения у детей дошкольного возраста
Воображение в жизни человека играет особую роль. Воображение – это один из важных психических познавательных процессов. Ведь творческий человек с развитым воображением более эффективно имеет возможность выходить из трудных жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее и т.д. Такой человек имеет больше шансов и возможностей в современном развивающемся обществе. Следовательно, воображение человека является важным качеством, которое необходимо развивать с самого детства.
Отечественные и зарубежные авторы рассматривали понятие «воображение» с разных точек зрения.
А. Г. Спиркин и Л. Н. Коган говорили, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [22, с. 1053].
Я. Л. Коломенский определял понятие «воображение» как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображением он понимал некий способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер [13, с. 317].
Л. С. Рубинштейн утверждал, что без воображения невозможен бы был
любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата. В этом он видел основное значение воображения. Он говорил, что без воображения невозможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве [22, с. 1054].
Согласно современной философской энциклопедии: «воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности».
Вместе с тем воображение может также выступать и как средство формирования образов, не предопределяющих деятельность, а заменяющих ее.
Философы, педагоги, ученые занимались изучением проблемы воображения, такие, как Ф. Бэкон, А. Валлон, В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Гегель, О.М. Дьяченко, И. Кант, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, К. Маркс, М. Монтель, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, П.А. Флоренский, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов, но вместе с тем которая занимает промежуточное место между восприятием памятью и мышлением. [9, с. 309].
Воображение человека зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности, а также от процесса обучения и воспитания. Для того, чтобы правильно построить процесс обучения и воспитания, а также развития воображения у детей дошкольного возраста, необходимо выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста [16, с. 112].
Можно выделить следующие виды воображения:
‒ Активное – данное воображение еще называется преднамеренным, т. к. с помощью него человек по своему желанию создает новые образы.
‒ Пассивное или непреднамеренное – при этом виде воображение образы возникают без усилий воли, т. е. спонтанно.
‒ Продуктивное – это творческое воображение и способствует созданию новых образов, которые никогда не существовали до этого.
‒ Репродуктивное, или воссоздающее – посредством него реальность воспроизводится в изначальном виде, с помощью описания конкретных образов [10, с. 318].
Также необходимо отметить, что воображение имеет свои определенные функции:
- Познавательная – воображение помогает человеку досмысливать, достраивать недостающую информацию о предмете еще до того, как сложится само это понятие.
- Целеполагание и планирование – помогает представить путь достижения какой-либо цели, заранее представить результат, какой хочешь получить и т. д.
- Побудительная – например, с данной функцией можно сформировать мечту, которая может побудить человека к деятельности, которая, соответственно, поможет осуществить мечту.
- Защитная – в воображении человек может воссоздать различные ситуации, результаты от какой-либо деятельности и, таким образом, отсеять возможные неприятности.
- Социальная – воображение помогает человеку в общении, например, благодаря воображению человек может поставить себя на место другого человека [28, с. 52].
Итак, воображение занимает очень важное место в нашей жизни каждого человека, помогает ему выходить из жизненных ситуаций, принимать нестандартные решения, составлять планы на будущее. А значит, важно развивать воображение у детей уже в дошкольном возрасте, создавать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без нее существовать.
Репродуктивное воображение - вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. Репродуктивное воображение не достигает подлинного отрыва от текущих штампов и ограничений сознания, имеющих вполне закономерную, выверенную и устоявшуюся форму, созданную кем-либо ранее.
Репродуктивное воображение никогда не является точным воспроизводством конструкций, содержащихся в памяти (иначе бы в этом не было элементов воображения), однако имеет значительно более широкий практический спектр и масштаб применения в жизни человека, чем воображение продуктивное. Кроме того, продуктивное воображение всегда опирается на мощный и глубокий слой опыта репродуктивного воображения, поскольку допускаемые им регулярно элементы новизны, возможности выйти за пределы заранее заданных норм, видимо и создают в сознании способность, некую «натренированность», позволяющую совершить продуктивный прорыв в области созидательного синтеза.
Репродуктивное воображение, таким образом, позволяет человеку создать в своем сознании необходимую подготовку, эмоциональную и информационную базу для любых концептуальных прорывов, и служит надежной основой в практической плоскости применения и устоявшихся, и новых концепций [23].
Довольно часто понятия «репродуктивное воображение» и «воссоздающее воображение» считают синонимичными. На самом деле эти виды воображения очень похожи. В их основе лежит наглядно-образное мышление, а также память и восприятие. Однако есть и отличия.
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятия или память, чем творчество [15, с. 263].
Воссоздающее воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди речью, чертежами, схемами, знаками [8, с. 160].
Таким образом, можно сказать, что главным отличием репродуктивного воображения от воссоздающего является то, что репродуктивное воображение предполагает воссоздание в памяти каких-либо предметов или явлений, непосредственно когда-то воспринимаемых человеком, в то время как воссоздающее воображение подразумевает способность человека представить себе нечто по словесному описанию, условному изображению.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.
До трехлетнего возраста воображение у детей существует внутри других психических процессов.
В этот период у детей познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.
В три года начинает формирование словесных форм воображения и в данном периоде воображение уже выступает как самостоятельный процесс.
Ребенок в данном возрасте способен замещать одни предметы другими, также использовать одни предметы в роль других. При этом воображение ребенка будет приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть.
В этом возрасте у детей преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные ими впечатления в виде образов. Этими впечатлениями могут выступать те, которые получены детьми в результате восприятия действительности – игр с детьми и взрослыми, поездки, прогулки и путешествия, прослушивания сказок, чтения книг, просмотра мультфильмов и т.д.
В данном типе воображения еще немного точного сходства с реальностью и нет творческого отношения. Сами образы восстанавливают действительность, опираясь не на интеллектуальную, а больше на эмоциональную основу. В них зачастую воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него определенную эмоциональную реакцию, что было для него наиболее интересным и запоминающимся.
В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Дети в младшем дошкольном возрасте еще не способны полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать.
Однако воображение играет в жизни ребенка очень большую роль, больше, чем в жизни взрослого. Оно проявляется в детстве чаще, а также детское воображение допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Особенностью воображения детей дошкольного возраста является то, что дети верят в то, что придумывают. Воображаемый мир не так отграничен у них от реального, как у взрослых. Поэтому и переживания, эмоции, которые вызваны у дошкольника воображаемыми действиями и событиями значительно сильнее и красочнее [20, с. 65].
Дети в 3-5 лет могут оплакивать судьбу колобка или зайчика, угрожать злому волшебнику, ругать злодея, выдумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у детей наиболее сильные эмоции, дети верят в воображаемого персонажа и искренне хотят ему помочь и т.д.
Повышенная эмоциональность также является отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста. Придуманные персонажи, герои мультфильмов и сказок, приобретают для ребенка личную значимость и живут в его сознании как совершенно реалистичные.
В возрасте 4 – 5 лет ребенок начинает или уже умеет планировать свою деятельность, составлять в уме некий план предстоящих ему действий [2, с. 54].
В этот период воображение детей развивается по-другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях, услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я».
В 6 – 7 лет воображение носит уже активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью, начинают появляться элементы творчества [2, с. 58]
В данном возрасте у детей начинает появляться произвольность в запоминании, воображение из механически воспроизводящего действительность начинает превращаться в творческое. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.
К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [7, с. 568].
Таким образом, воображение - особенный психический процесс, выполняющий познавательную и терапевтическую функцию. Также это важный ресурс для формирования творческого мышления. Наиболее интенсивно протекает развитие воображения у детей дошкольного возраста, поскольку этот возрастной период благоприятен для становления данного процесса.
С.Л. Рубинштейн писал, что «отправной точкой для преобразований, осуществляемых воображением, служит опыт. Поэтому, чем шире, разнообразнее опыт человека, тем - при прочих равных условиях - богаче будет и его воображение». На развитии способности к воображению у детей с ограниченными возможностями здоровья, в особенности с нарушением зрения, отрицательным образом сказывается узость восприятия предметов окружающей среды, отсюда появляется фрагментарность, недостаточная обобщённость воспринимаемых предметов, что не может не отразиться на самом качестве воображения.
Нарушение зрения – это ухудшение остроты зрения по какой-либо причине.
К детям с нарушением зрения относятся:
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;
- дети с косоглазием и амблиопией [17, с. 7].
Зрение является одним из главнейших генеральных анализаторов организма, обеспечивающих получение наиболее полной динамической информации (цвет, форма и т.д.) об окружающем мире. В процессе онтогенеза накопление зрительной информации усложняется, дифференцируется, гармонически связывается с функциями памяти, представлениями, речью и мышлением.
Исходя из этого, можно предположить, что при нарушении накопления зрительной информации все функции и процессы будут, так или иначе, нарушаться, но в разной степени.
Дети данной категории, в силу нарушения зрения замедленно воспринимают информацию, полученную через различные анализаторы. При этом скорость и правильность зрительного восприятия зависят не только от остроты зрения, но и от других функций зрения (поля зрения, цветоразличения. Следствием этого является недостаток глубоких переживаний, что влечет за собой снижение результативности умственной деятельности, обилие поверхностных внешних впечатлений, из - за чего ребенок привыкает к пассивным формам восприятия и переживания, понижается спонтанная активность, появляется духовное обеднение, что не может не отразиться на творческой фантазии ребенка, развитии творческого воображения и способностей. Ребенок замыкается в себе, и потенциал, уже имеющийся у ребенка относительно воображения не реализуется и не проявляется в творческой деятельности, оригинальные идеи ребенка не реализуются в действительности.
Для детей с дефектами зрения характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти (т.е. прослеживается доминирование воссоздающего воображения над творческим). У детей с нарушениями зрения в силу дефекта зрительного анализатора присутствует неспособность длительно удерживать внимание и сосредотачиваться, плохая память, нарушение зрительного восприятия, что оказывает негативное влияние на развитие воображение, в результате которого возникают трудности в возникновении представлений и образов [12, с. 96].
Одной из важнейших предпосылок развития воображения является разнообразие и богатство запаса образов памяти, так как именно представления являются объектом трансформации в образные комплексы воображения. Процесс трансформации, комбинирования прежнего опыта составляет сущность фантазии человека. Отсюда следует, что другим, не менее важным условием развития воображения является формирование операционально-комбинаторных механизмов этого процесса.
Как отмечалось А.Г. Литваком, качественные и количественные изменения образов памяти при слепоте и слабовидении существенно затрудняют процесс их включения в комбинаторную сферу воображения и тем самым препятствуют развитию механизмов трансформации представлений. Таким образом, развитие воображения слепых и слабовидящих замедляется как за счет обеднения чувственного опыта, так и трудностей в формировании операциональных механизмов [29].
У детей с полным или частичным выпадением зрительной функции несколько ограничиваются возможности комбинирования и реконструкции образов воображения. Однако эта ограниченность воображения у детей преодолевается за счет компенсаторных функций и развития воссоздающего воображения в результате процессов обучения [21, с. 132].
Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи дети на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения; обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы. Особенно отчетливо комбинирующая деятельность воображения проявляется у ослепших, которые на основе сохранившихся зрительных представлений создают новые яркие образы воображения. Наличие же остаточного зрения еще больше расширяет возможности слепых в этом виде психической деятельности [28].
Развитие репродуктивного воображения у детей с недостатками зрительного восприятия является важной задачей. Целенаправленное, управляемое педагогом воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить ребенка в сторону от реальной жизни. Особенно часто это наблюдается при пассивном воображении, к которому иногда в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую, учебную) склонны дети с нарушениями зрения. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. С. Геллер писал, что эти образы фантазии, являющиеся для развития детей бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, ребенок оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира [30].
Воображению слепых и слабовидящих свойственна неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов. Недостаточный уровень осмысленности образов фантазии проявляется в снижении способности к предвидению, опережающему отражению, вероятностному прогнозированию [31].
Дальнейшее развитие воображения зависит от грамотно проводимой комплексной коррекционной работы, в ходе которой будет коррегироваться нарушение зрения, насколько это возможно, сглаживаться его последствия, т.е. нарушения психических познавательных процессов и эмоционально - волевой сферы, в том числе и воображения [12, с. 97].
Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением зрения в науке рассматривается в разных видах детской деятельности. Это приводит к выявлению различных особенностей воображения, которые связаны с конкретными видами деятельности, например, изобразительной деятельностью. Воображение представляет собой особенную форму отражения, а она заключается в создании новых и различных идей, образов путем переработки понятий и представлений [24].
Особенности развития репродуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения на занятиях по рисованию
Детское воображение – это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям. Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.
Основополагающим методом развития воображения у дошкольников является игра. В ней воображение ребенка проявляется наиболее широко.
Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых [5, с. 328].
Игра для детского воображения жизненно необходима. С помощью игр ребенок делает для себя первые открытия, учится владеть собственным телом, осваивает тонкости разговорной речи, учится активно думать и фантазировать.
Воображение формируется и развивается в различных видах игровой деятельности: релятивной, социальной, дидактической, ролевой и др. [1, с. 102].
Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого. Поэтому для развития детского воображения, помимо игр, с раннего возраста необходимо также развивать творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности, ручного труда и конструирования.
Такие виды деятельности детей, как рисование, лепка, аппликация дают возможность успешно способствовать развитию творческого воображения у дошкольников, именно поэтому данные приемы так широко применяются во всех детских учреждениях.
Метод рисования используется как родителями, так и во всех дошкольных учреждениях довольно широко. Область применения данного метода обширна – так можно применять как различные виды красок, гуашей, рисование мелом, песком, пластилином, солью, пастой и другими материалами. Также холстом может служить не только бумага, но и стол, посуда, стены и т.д. [10, с. 95]
Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления. Применение такой методики как аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук.
На занятиях лепкой развитие детского воображения имеет свои особенности, что объясняется тем, что лепка является самым осязаемым видом художественного творчества. В лепке каждый предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Благодаря воображению, на основе восприятия цели лепки или конкретного предмета (образца) в сознании ребенка формируется образ будущего изделия [17, с. 31].
При слушании сказок, рассказов, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок учится представлять себе изображённые события, у него развивается воображение [6, с. 32].
Итак, материалом для воображения ребенка и его фантазий служит вся его окружающая жизнь, все полученные впечатления, эмоции, поэтому важно, чтобы они были позитивные, радостные, достойные детства.
Характер воображения дошкольника напрямую зависит от умения преобразовывать впечатления в игре или в художественной деятельности. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя различные приемы воображения.
Таким образом, в психологии всегда проявлялся интерес к проблемам творчества, а через него и к воображению, как важнейшему компоненту любой формы творческой деятельности.
В. С. Мухина считает, что специфическое влияние на развитие воображения, в том числе репродуктивного, оказывает изобразительная деятельность, организует умение не только смотреть, но и видеть. Вначале, по-своему, позволяет ребенку дошкольного возраста с нарушением зрения передавать предметный мир, а лишь позже – по принятым изобразительным законам. Постепенно начинает влиять использование цвета на развитие непосредственного восприятия на детей с нарушением зрения, еще более важно, на эстетические чувства ребенка.
Согласно требованиям СанПиН продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 минут [24].
Развивать воображение нужно обязательно в деятельности, которая основана на фантазии, благодаря именно ей можно достигнуть желаемого результата. Рисунок-рассказ помогает воображению приобрести направленный характер, и оно уже не является подсознательной деятельностью [3, с. 52].
Своеобразным мостиком к художественному развитию ребёнка служит рисование на заданную тематику. Именно эта деятельность позволяет ребёнку «творить», создавая уникальные миры детских ощущений на бумаге. В процессе рисования им приходится думать, рассуждать, осмысливать свои идеи и чувства соотносить их с уже осознанными предметами из реальной жизни. Тематическое рисование, являясь одновременно рисованием по представлению, прекрасно соответствует любому возрасту учащихся, но плохо воспринимается детьми с нарушениями зрения.
Наряду с рисованием на заданную тематику, для развития воображения также используется и декоративное рисование. Данный вид творчества помогает воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение. Оно способствует улучшение восприятия цветовых характеристик и мироощущения в целом, а также позволяет активизировать учащихся в поисках и составлении новых элементов, орнаментов, колористических композиций. При работе с данной категорией детей предпочтительнее условно-декоративное рисованию, это связано с затруднениями передачи пространства и объёма детьми со зрительными нарушениями.
В результате постоянной работы педагога, развитие воображения происходит по следующим направлениям:
- Сначала образ воображения более абстрактен, не точен, далее он становится более понятным и более определённым, с опорой на конкретные предметы или образы.
- По началу, в образе имеются всего несколько признаков, со временем их становится больше.
- Образы начинают перерабатываться под влиянием накопленных представлений, а позже образы приобретают обобщённый характер.
- Вначале предмет служит опорой для образа воображения, в дальнейшем опорой становится слово, и оно помогает ребёнку создавать мысленно новый образ [4, с. 67].
Метод наблюдений лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству. От того, насколько у детей будет развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их изобразительных способностей.
Но одни наблюдения до занятия не обеспечат полностью возможность изображения виденного. Необходимо научить ребенка специальным приемам изображения, способам пользования различными изобразительными материалами. Только в процессе систематического обучения на занятиях полностью формируются способности детей.
На занятиях по рисованию с детьми среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.
Прием обучения - более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи - организации начала занятия [11, с. 46]
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
Для детей с нарушениями зрения определены некоторые требования к организации занятий и использованию наглядности:
- Демонстрационный и раздаточный материал подбирается с учетом зрительных возможностей каждого ребенка, с учетом зрительных нагрузок и общих педагогических задач.
- Использовать натуральные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни ребенка (по возможности объемные).
- Четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов.
- Используемые на занятиях изображения должны быть простыми, без лишних деталей, с четкими контурами, контрастными по отношению к фону, карточки с кантом (чем хуже зрение, тем шире кант).
- При рассматривании картинки ребенок должен смотреть на нее столько, сколько ему надо, чтобы рассмотреть, так как скорость протекания психических процессов у детей замедленная.
- На занятиях, при длительной работе зрительного анализатора, необходимо через каждые 5-7 минут делать паузу, используя ее для проведения гимнастики, снимающей утомления глаз.
- Занятия должны строится так, чтобы они не только дали детям возможность усвоения ими различных умений и навыков, но и способствовали восстановлению у них нарушенных зрительных функций [25].
Рассмотрим наглядные методы и приемы.
Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия.
Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает ребенку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет. Несмотря на способность детей 4-5 лет делать несложный анализ объектов изображения, работа с натуры в этом возрасте имеет свои отличия от использования натуры школьниками и художниками.
Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ракурсов. Дошкольникам, а тем более детям с нарушениями зрительного восприятия, эти приемы изображения недоступны. Поэтому в качестве натуры для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей [11, с. 75]
Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения.
В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах), образец применяется как метод обучения.
На занятиях декоративным рисованием дети не только отражают свои впечатления от этих предметов и повторяют виденные на них узоры, но и учатся создавать узор самостоятельно, давать красивые сочетания форм и красок. Поэтому на начальном этапе обучения возможно срисовывание элементов узора с образца, заимствование принципов расположения элементов и сочетания цветов.
Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете [11, с. 82].
Картины применяются главным образом дли картин уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
Чтобы ребенок мог осознать использованный художником прием, нужно разъяснить его, так как на картине ребенок воспринимает лишь конечный результат. Подобное рассматривание и анализ картины целесообразнее проводить до занятия или в начале его. Картина, оставленная перед детьми в течение всего занятия, может привести к механическому перерисовыванию. Копирование в этом возрасте приносит большой вред - тормозит развитие изобразительных умений. Для дошкольника невозможно осознать все приемы и изобразительные средства, использованные художником, поэтому он будет срисовывать, не понимая, почему нарисовано так, а не иначе.
Иногда в процессе занятия возникает необходимость показать некоторым детям картину для уточнения какой-либо детали. Затем картина убирается, так как ее дальнейшее восприятие приведет к копированию. Правильное использование данного метода эффективно влияет на формирование и дальнейшее развитие репродуктивного воображения [11, с. 86].
Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.
Развитие аналитического мышления, в результате которого появляется критическое отношение к воспринимаемому, позволяет детям объективно оценивать работы, выполненные товарищами, и свои работы. Но такой уровень развития ребенок достигает к пяти годам.
В средней группе воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности [11, с. 101].
К словесным методам и приемам обучения относятся беседа, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного образа.
Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления, не пользуясь наглядными пособиями.
Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, т. е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка.
Для уточнения представлений детей по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитатель в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы [11, с. 115].
Выразительное чтение художественных1произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображении предметов после их восприятия.
С целью оживления в памяти детей ранее воспринятых образов предметов можно использовать короткие стихотворения и отрывки из художественных произведений.
В некоторых случаях словесный образ сопровождает показ натуры или приемов изображения.
При рисовании на темы литературных произведений применение других приемов обучения в начале занятия нецелесообразно, так как они могут помешать работе воображения. Картина или натура свяжут ребенка определенной изобразительной формой, словесный образ потускнеет.
Воспитателю следует серьезно подойти к подбору художественных произведений и отрывков из них для иллюстрирования. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение). Художественный литературный образ вызывает работу не только воспроизводящего воображения, но и творческого.
Даже если словесный образ очень конкретен и ярок, ребенку надо многое додумать и представить: обстановку, расположение, детали и многое другое [11, с. 120].
Указания воспитателя обязательно сопровождают все наглядные приемы, но могут использоваться и как самостоятельный прием обучения. Это зависит от возраста детей и от задач, стоящих на данном занятии. Обычно воспитатель делает указания в связи с разъяснением поставленных учебных задач [11, с. 122]
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Например, в средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков [11, с. 143].
Для развития репродуктивного воображения на занятиях по рисованию используют так называемый репродуктивный метод, выделенный в классификации методов И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным.
Репродуктивный метод обучения – это метод учебной деятельности, осуществляемой по определенной инструкции, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретенными учащимися ранее. Репродуктивный метод направлен на формирование умений и навыков у детей. Достигается это путем применения имеющихся у дошкольников знаний по образцу, в рамках предложенных педагогом ситуаций. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работу на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой [27].
Современная тенденция развития дошкольного образования требует обогащения и дополнения к стандартному (базовому) компоненту других областей образования, актуальность которых в развитии ребёнка, велика. Интегрирование, как инновационный метод, помогает реализовать большое количество образовательных областей за меньшее время, что освобождает дошкольников от дополнительных нагрузок. В условиях дошкольного учреждения возможна интеграция:
- художественно-эстетической области с социально-экономическим воспитанием (дети разрабатывают, рисуют и составляют рекламные проспекты, упаковки для подарков, придумывают дизайн игровых помещений, одежду воспитателя, костюмы к праздникам и прочее),
- художественно-эстетической области, национальной культуры, нравственно-патриотического воспитания (культурологический поход, разработка мини-музея краеведения, рисование для него памятников архитектуры, национальных костюмов, утвари и прочее),
- художественно-эстетической области и экологического воспитания (аппликация насекомых и птиц, рисование и составление гербария и прочее),
- художественно-эстетической области и компьютерной грамотности.
Использование информационных технологий (компьютеров) становится важным современным условием обновления научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Развивающие компьютерные игры могут обеспечить наполненность направлений воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении. Однако, программы и игры, используемые в детском учреждении должны соответствовать психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, изложенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования РФ от #8470;65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
Инновационные технологии помогают развить воображение, фантазию дошкольников. В непосредственно-образовательную деятельность включаются элементы игровых заданий, требующих развития творческих способностей детей. Очень привлекают воспитанников детского сада нетрадиционные изобразительные техники:
- пальчиковая живопись;
- восковые мелки и оттиски мятой бумаги;
- кляксография;
- оттиск поролоном;
- монотипия;
- цветной или чёрно-белый граттаж;
- живопись «эбру»;
- гравюра;
- матрицы орнамента;
- набрызг [26].
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
- от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети;
- от вида и степени нарушения зрительных функций.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
Отдельные методы и приемы - наглядные и словесные - совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Выводы по первой главе
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теоретическим основам развития репродуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения на занятиях по рисованию можно сделать вывод, что данная тема изучена в полной мере. Данной проблемой занимались педагоги и психологи Ф. Бэкон, А. Валлон, В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Гегель, О.М. Дьяченко, И. Кант, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, К. Маркс, М. Монтель, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, П.А. Флоренский, Д.Б. Эльконин и многие другие.
Репродуктивным воображением называют вид воображения, в основе которого лежат уже известные схемы, детали, символические, логические и образные конструкции сознания, содержащиеся в памяти, и служащие почвой для воссоздания подобных конструкций либо в новой ситуации, либо в обновленном виде, с включением каких-то непринципиальных новых элементов. Для детей с нарушениями зрения данный вид воображения играет важную роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании, поэтому его развитие является важной задачей.
В процессе изучения литературы была раскрыта суть методов и приемов развития репродуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения на занятиях по рисованию. Эту задачу можно решать посредством наглядных, словесных и игровых методов и приемов, таких как использование натуры, репродукции картин, образца; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке, беседа, указания, словесной художественной образ, использование моментов игры.
Методы и приемы развития репродуктивного воображения у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения на занятиях по рисованию являются эффективными, это требует практического подтверждения.
Список литературы
- Ануфриева Г. Воображение и творчество / Г. Ануфриева, С. Вдовкина, О. Огороднова. – М.: Дошкольное воспитание, 2016. – 120 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2019. – 398 с.
- Боровик О. В. Развитие воображения / О. В. Боровик. – М: ООО «ЦГЛ «Рон», 2016. - 112 с.
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. - М.: Институт практической психологии, 2017. – 459 с.
- Веккер Л. М. Психические процессы / Л. М. Веккер. – М.: Книга, 2017. – 271 с.
- Венгер Л. А. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие» / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, А. И. Булычев. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016. - 173 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2017. – 396 с.
- Глебова И. Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки / И. Ю. Глебова. – Казань: Молодой ученый, 2017 – 31-34 с.
- Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. – М.: Академия, 2021. - 266 с.
- Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О. А. Григорьева. – Казань: Молодой ученый, 2017. – 568-569 с.
- Дубровина И. В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан. - М.: Академия, 2017. - 464 с.
- Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2018. – 79 с.
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128 с.
- Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М.: Просвещение, 2020. – 222с.
- Земцова М. И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М. И. Земцова. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е. И. Игнатьев. – М.: Просвещение, 2019. – 107 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2019. – 151 с.
- Казакова Р. Г., Сайганова Т. К. Занятия по рисованию с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты – Р. Г. Казакова, Т. К. Сайганова, Е. М. Хедова, В. Ю. Слепцова, Г. В. Смагина. – М.: Сфера, 2021. – 128 с.
- Комарова Т. С. Детское художественное творчество: методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 160 с.
- Коршунова Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л. С. Коршунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 211 с.
- Косминская В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2016. – 253 с.
- Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих: Учебное пособие для дефектологических факультетов пед. институтов / А. Г. Литвак. –СПб.: РГПУ, 2016. - 137 с.
- Литвак А. Г. Тифлопсихология / А. Г. Литвак. – М. Просвещение, 2018. – 207 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
- Матвеев В. Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха / В. Ф. Матвеев. – М.: Медицина, 2017. – 5-32 с.
- Мухортова Д. Д. Развитие воображения / Д. Д. Мухортова, В. И. Мурадова. Казань: Вопросы дошкольной педагогики, 2016. – 52-54 с.
- Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 640 с.
- Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2016. – 688 с.
- Немов Р. С. Психология: учебник. Книга 2 / Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2020. – 242 с.
- Николаева Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. – СПб.: Речь, 2016. – 220 с.
- Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М.: ИКП РАО, 2020. – 54 с.
- Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. – М.: Воспитание дошкольника, 2016. – 118 с.
- Плaксинa Л. И. Содержание медикo-педaгoгическoй помощи детям с нарушением зрения / Л. И. Плаксина. – М.: Академия, 2019. – 231 с.
- Подколзина Е. Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения / Е. Н. Подколзина. – М.: Дефектология, 2021. – 84-88 с.
- Савина Е. А. Введение в психологию / Е. А. Савина, А. П. Олейников. – М: Прометей, 2016. – 247 с.
- Скоробогатов В. А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова. – М.: Союз, - 2018. – 26 с.
- Сорокин В. М. Особенности воображения слепых и слабовидящих. Воспитание и обучение слепых и слабовидящих / В. М. Сорокин. – М.: Педагогика, 2018. – 43-56 с.
- Стрелянова Н. И. Формирование образов воображения у детей дошкольного возраста в изодеятельности / Н. И. Стрелянова. – М.: [б.и.], 2017. – 18 с.
- Субботина Л. Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей / Л. Ю.Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2020. – 144 с.
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей: пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2018. – 240 с.
- Тинькова Е. Л. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Е. Л. Тинькова, Г. Ю. Козловская. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2018. - 137 с.
- Убогова Л. А. Педагогический потенциал изобразительного искусства в развитии воображения дошкольников / Л. А. Убогова. – Чебоксары: Развитие современного образования: теория, методика и практика, 2019. – 289-291 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов / Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 2019. – 336 с.
- Шинкарёва Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. – Казань.: Молодой ученый, 2017. - 1053-1055 с.
- Инновационные технологии на занятиях по изодеятельности с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «;. Режим доступа:
- Репродуктивное воображение [Электронный ресурс] // Интернет сайт «;. Режим доступа:
- Роль воображения в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «РефератКо». Режим доступа:
- СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Режим доступа:
- Сущность репродуктивного метода обучения [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «Студопедия». Режим доступа:
- Требования к наглядности при проведении занятий с детьми с нарушением зрения [Электронный ресурс] // Интернет-сайт «Инфоурок». Режим доступа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: "Овощи"
Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок....
Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и ОДА посредством специально организованных занятий
У детей 5-6 лет с нарушением зрения и ОДА развитие тонкой моторики находиться на низком уровне или совсем не сформировано. Целеноправленная, комплексная работа способствует развитию тонкой моторики де...
Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)
Программное содержание:Образовательные задачиПродолжать учить детей согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...
НОД по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Помощники Весны»
Тема: «Помощники Весны»Возраст: 4-5 лет.Форма: подгрупповое занятие.Цель: Развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-развивающие:- активизация, обогащение, развитие зрительной фун...
Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения посредствам нетрадиционной техники рисования"
Актуальность проблемы условлено тем, что вследствие малой двигательной активности, мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными, это сдерживает развитие тактильной ч...
Методическая разработка. Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения "Перелётные птицы"
Формирование умений и навыков пространственной ориентировки у детей среднего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения....
Конспект коррекционно–развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения «Приключения с Олофом»
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в игровой форме для детей с нарушением зрения....