Консультация для воспитателей
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Использование су-джок терапии как метода коррекции в работе с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
su-dzhok_terapiya.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ "ЦРР - детский сад № 5 "Академия детства"
658222, г. Рубцовск, улица Федоренко, 5
тел. 8 (38557) 7-18-03
Е-mail: ds5akademiadetstva@mail.ru
Консультация для воспитателей
«Использование Су-Джок терапии
как метода коррекции
в работе с детьми с ОВЗ»
подготовила:
учитель - логопед
Шарапова А.С.
«Использование Су-Джок терапии,
как кинезиологический метод коррекции
для детей с ОВЗ»
В поисках эффективных средств коррекции отклонений в развитии речи и высших психических функций детей с ОВЗ, возникает необходимость ориентироваться на новейшие технологии развития этих компонентов.
Специалисты, пришли к выводу о необходимости комплексного сопровождения ребенка на основе универсальных нейробиологических и социокультурных механизмов развития и причиной тому служит значительное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга, и в первую очередь стволовых. Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.
Смягчить или устранить эти последствия можно с помощью кинезиологических (телесно-ориентированных) упражнений, которые позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Занятия эффективны для детей с задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР), задержкой психического развития (ЗПР) и др.
Кинезеологические упражнения позволяют: улучшить память, внимание, речь, лучше освоить пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
В данной статье я хотела бы остановиться на применении Су - Джок терапии, как метода кинезиологического направления. Су-Джок терапия была предложена российским практикам профессором из Южной Кореи Пак Чже Ву в 1986 году.
В основе Су – Джок лежит взгляд на организм человека как на единую энергетическую структуру, процессы в которой взаимосвязаны. Считается, что болезни человека, вызванная дисгармонией потенциального состояния тела и проявляется в заболеваниях, вызванных на физическом уровне. Чтобы исключить это необходимо воздействовать на энергетический уровень, путем активации биологически активных точек.
В логопедической и психологической практике в последнее время многими специалистами - практиками используется метод Су – Джок терапии.
Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому Су Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Этот метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей и недоразвитий высших психических функций дошкольного возраста.
Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой, мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Задачи Су-Джок терапии:
- Нормализовать мышечный тонус.
- Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного
мозга.
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су – Джок,
(что особенно важно для детей с различными двигательными расстройствами, детским церебральным параличом, минимальной мозговой дисфункцией);
- Активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;
- Повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;
- Развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.
Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи).
С помощью шариков и колечек удобно массировать ладони и пальцы. Дети активно включаются в игру с яркими, колючими шариками. Во время массажа желательно использовать различный речевой материал.
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь
(дети катают Су Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи (дети катают Су Джок между ладонями).
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик, Где ты был?
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец).
Массаж пальцев эластичным кольцом.
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я, вот и вся моя семья.
Или:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать!
Пальчиковая игра «Моя семья»
Воздействуя на каждый пальчик металлическим колечком, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая текст гимнастики:
Этот пальчик дедушка, Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик бабушка, Этот пальчик я,
Этот пальчик папочка, Вот и вся моя семья.
Результаты достигаемые при помощи работы с «суджиками» слеющие: нормализация мышечного тонуса, опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга, повышение потенциального энергетического уровня ребенка, обогащение его знаниями о собственном теле, развитие тактильной чувствительности.
Развивая мелкую моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов.
Практика показывает, что под влиянием сенсомоторной работы с помощью Су – Джок инструментария в организме происходят положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Список литературы
1. Алтухова Т.А. Нейропсихологические основы предупреждения и коррекции нарушений письменной речи: учеб.-метод. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008.- 64 с.
2.Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.
3. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Издательский дом «Литера» 2007
4. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011. – 192с.
5.Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.
6. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160
7. Пак Чжэ Ву. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009.
8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб пособие для высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия» 2002. -232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...