Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения…» Платон – древнегреческий философ.
Я знакомлю маленьких детей с прекрасным миром музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно упрекать в бездуховности, безверии, агрессивности. Воспитанием детей в семье занимаются кто угодно, только не родители: жестокие фильмы, компьютерные игры с ужастиками, антиигрушки и т. п. Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом, изменили характер отношения к нравственным ценностям, привели к их распаду, различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. В какой - то степени произошло разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного из всех — чувства любви к человеку, а когда исчезает любовь, люди становятся похожими, по мнению И. Вагина, «на стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне, они пытаются прижаться друг к другу, чтобы согреться, но всякий раз натыкаются на торчащие иглы и снова бредут по одному». Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).
Сл.4.«Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Ф. М. Достоевский.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, наша задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.
Задача развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является первостепенной, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Следовательно, на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития важнейших личностных качеств ребенка.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Духовно-нравственное воспитание | 22.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сл.1.Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки.
Сл.2. «Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения…» Платон – древнегреческий философ.
Я знакомлю маленьких детей с прекрасным миром музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о подрастающем поколении. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно упрекать в бездуховности, безверии, агрессивности. Воспитанием детей в семье занимаются кто угодно, только не родители: жестокие фильмы, компьютерные игры с ужастиками, антиигрушки и т. п. Проблемы, обусловленные эмоциональным дискомфортом, изменили характер отношения к нравственным ценностям, привели к их распаду, различного рода «изгибам» и «перекосам», ошибкам в воспитании. В какой - то степени произошло разрушение эмоциональных связей между людьми и потеря наиболее сильного из всех — чувства любви к человеку, а когда исчезает любовь, люди становятся похожими, по мнению И. Вагина, «на стадо дикобразов, бредущих по ледяной пустыне, они пытаются прижаться друг к другу, чтобы согреться, но всякий раз натыкаются на торчащие иглы и снова бредут по одному». Многие взрослые сами утратили моральные ориентиры и не всегда представляют себе, что, когда и как следует формировать у детей того или иного возраста.
Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Понятие «нравственность» включает внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами. Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
• нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний).
Сл.4.«Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: сердце, добрые чувства». Ф. М. Достоевский.
Ребенок – это целый мир впечатлений, эмоций, мыслей, открытий и способностей. Его вопрошающее сознание обращено к педагогу, родителям, взрослым. И поэтому, наша задача – создать условие для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка.
Задача развития личностных качеств у детей дошкольного возраста является первостепенной, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума». Следовательно, на первый план должна выдвигаться не обучающая, а развивающая функция, т. е. знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития важнейших личностных качеств ребенка.
Одна из важнейших задач музыкального образования – это воспитание души ребенка средствами музыки, воздействие на процесс становления его нравственных качеств. Именно в дошкольном возрасте формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Сл.5.Именно раздел и область «Художественно – эстетическое развитие» в свете новых ФГОС ДО наиболее способствует формированию у детей духовно - нравственных качеств.
6 сл. Моя цель не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности. Одной из главных задач для меня является воспитание потребности в «красивом», которая определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе. Потребность в «красивом» утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому. «Держа в руках скрипку, человек не способен совершить «плохого», – гласит старинная мудрость. Поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной образовательной деятельностью, ставлю следующие задачи:
1. Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой.
2. Активизация познавательной деятельности детей.
3. Воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции.
4. Овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.
Сл.7.Для решения этих задач я задействую все виды музыкальной деятельности и использую такие формы организации музыкальной деятельности : музыкальные занятия, беседы – концерты, праздники и развлечения, родительские собрания, литературно – музыкальные гостиные, народные гуляния и праздники. Нравственное воспитание средствами музыкального искусства учит детей сопереживать, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями дошкольного воспитания. Моя задача, как педагога, заключается в том, чтобы приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается новое, личное отношение ребенка к окружающему миру.
На своих занятиях и проводимых мероприятиях стараюсь создать атмосферу психологического комфорта, которая способствует проявлению творчества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции, которые должны дать ребенку те знания, отражающие связь отдельных частей мира, как системы, в которой все элементы связаны.
8 сл. Я стараюсь разнообразить построение музыкальных занятий и на каждом занятие я стремлюсь создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства и стараюсь, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Таким образом: все виды музыкальной деятельности могут служить средствами духовно нравственного развития.
9 сл. Знакомство с классической и народной музыкой позволяет ребёнку стать более успешным в его общем духовно – нравственном развитии. Маленькие дети имеют ограниченные представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в реальной жизни. Я заметила, что дети дошкольного возраста отдают предпочтение жизнерадостным, маршевым произведениям и веселым песням. Далее идут патриотические песни, песни героического характера, и лишь на третьем месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой радости, горести, любви к ближнему. Опираясь на программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», я стараюсь решить эту проблему. Тема «Настроения и чувства в музыке» является основной, на которую опираются все остальные темы. Она включает произведения, названия которых отражают настроения, переданные в музыке - «Весело - грустно», «Ласковая просьба», «Тревожная минута», «Порыв», «Слеза» и др. По мере накопления музыкального опыта у детей развивается эмоциональный отклик на произведения. Эмоциональная отзывчивость на музыку помогает понять, постигнуть сердцем и умом художественное произведение.
Процесс слушания музыки - это очищение души ребенка от психологического напряжения, снимает стресс, настраивает на волну радости, счастья, удовольствия. В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры, фольклора. Слушая народную, духовную музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы.
Сл.10. Работаю с православной группой. У них особые православные праздники.
Это Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретенье, Пасха, Масленица, Троица. Праздники, светские, календарные и православные, являются неотъемлемой частью нашей духовной культуры и всей жизни. Приобщение к ним начинается в детском саду, в дошкольном возрасте музыкальными руководителями и воспитателями. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура. На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, выбор содержания и тематизма, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.
Цель занятий с детьми народной музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения, то есть воспитания музыкальных и творческих навыков.
По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов- классиков, в основу которых легли народные мелодии, песни, воспевающие красоту родной природы и нелегкий труд простого народа, сказки, сказания и былины. Это произведения П. И. Чайковского «Баба Яга», обработки русских народных песен Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А. Лядова: «Во поле береза», «Во саду ли, в огороде», «Дубинушка» и др. ; М. П. Мусоргского «Картинки с выставки», Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Перед слушанием музыки я рассказываю о реальной действительности или фантастических картинах, которые отражены в музыкальных образах. Этим я настраиваю детей на восприятие произведения. Так перед слушанием «Вальс цветов» рассказываю сказку Э. Гофмана, которая легла в основу балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Сказочные образы пробуждают желание послушать музыку еще раз.
В моей работе помогает мне использование ИКТ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно р...
Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".
Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
В материале представлен опыт работы музыкального руководителя на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"...