« Духовно- нравственное воспитание дошкольников средствами музыки».
статья по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА»
Семинар на тему:
« Духовно- нравственное воспитание дошкольников средствами музыки».
Подготовили: Ширикалова Е.Н.-музыкальный руководитель,
Чустрова И.В.- музыкальный руководитель
«Без музыки жизнь была бы ошибкой» Ф. Ницше
Духовность является важным явлением культуры человека и всего общества в целом. Осмысление этого феномена особенно необходимо для тех, кто участвует в воспитании нового поколения. Во все времена прогрессивная педагогика призывала вернуть образование к его основной цели: воспроизводству духовного потенциала нации.
В настоящее время эта проблема выдвинулась на первый план в силу обострившихся противоречий между преобладанием в обществе прагматического взгляда на мир и стремлением человека к духовному. Если считать, что образование-это создание в человеке образа человеческого, то можно утверждать, что оно обладает возможностями духовного развития. Но использование этих возможностей требует определённых условий, организация которых возлагается на педагога. Этим и объясняется актуальность проблемы развития духовности дошкольников в музыкальном воспитании.
Известно, что музыка способна эмоционально воздействовать на духовную сферу человека, что в музыкальном искусстве содержится духовный опыт человечества.
Музыка давно стала неотъемлемой частью жизни человека, сопровождая его на всём пути. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Под веселую музыку любят играть дети. Молодежь отдает предпочтение музыке развлекательной. Без танцевальной музыки не обходится ни одно семейное торжество. С музыкой связаны и многие события и в жизни общества: народные праздники, спортивные мероприятия, государственный гимн наряду с флагом и гербом страны выступает ее символом.
Отношение у каждого человека к музыке различно. Некоторые не выключают дома музыку по несколько часов подряд. Многие любят под музыку что-либо делать, даже читать.
К постоянному музыкальному фону, то есть к звучанию непреднамеренному, человек привыкает. А потому мало замечает его, не вслушивается в то, что звучит. Хорошо еще, если громкость приглушена, то есть музыка выполняет прикладную функцию.
Но насколько они внимательно слушают музыку, которая звучит фоном? Нужна ли музыка в данный момент?
Музыка в таких случаях оказывается за пределами внимания, и судить о ее достоинствах, особенностях вряд ли возможно. Ее роль ограничивается созданием приятной, комфортной обстановки. А если в музыку не вслушиваться, нужна ли она?
Так неужели великие композиторы, создавая музыку, думали лишь об удобстве жизни? Не правда ли, странный вопрос? До нас дошли слова Бетховена: «Музыка должна высекать огонь из души человеческой». Что хотел сказать этим великий композитор? – Музыка не должна оставлять человека равнодушным. Ее главное назначение – пробуждать душевные силы, развивать воображение, облагораживать человека. Не случайно говорят: «хороша та музыка, которая делает человека лучше», и добавляют: «прекрасное пробуждает доброе». Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль. Об этом свидетельствует вся история искусства, жизнь его лучших представителей – музыкантов, поэтов, художников. Но чтобы испытать облагораживающее воздействие музыки, постигнуть заключенную в ней красоту, величие и духовную силу, надо уметь ее слушать – с большим вниманием, не отвлекаясь, как слушают музыку все истинные ее ценители.
НИКОЛО ПАГАНИНИ - СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ №2
Играла скрипка, для глухих играла.
Кому-то в голову пришла идея:
Устроить праздник, вроде карнавала
И слабо слышащих позвать людей.
Скрипач все знал, о да, он мог фальшивить.
Мог даже не касаться струн смычком,
Но он сыграл в глухом, беззвучном мире,
Как не играл до этого никто.
Им пела скрипка о любви и чуде,
Грустила нежно о большом и сложном,
Поплакала о том, чего не будет,
Утешила, что в жизни все возможно.
Скрипач закончил. В зале все поднялись.
Он оглушительней овации не знал,
Глухие люди скрипкой наслаждались
С его лица читая то, что он играл… Автор: Е. Пинчук.
В. П. Астафьев, ставя проблему влияния музыки на человеческую личность, размышляет, что лучше: «настоящая музыка» или «оглушающая вакханалия»?
Этот вопрос актуален, потому что музыка, звучащая сегодня с экранов телевизоров и радиоприёмников, не наполняет душу прекрасными чувствами и ощущениями, а наоборот, угнетает её. В древние времена существовало множество учений о том, что музыка может исцелять. Выделяли 3 направления влияния музыки на человеческий организм:
- На духовную сущность человека;
- На интеллект;
- На физическое тело.
Известно, что многие исторические личности пользовались приёмами музыкотерапии. Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы, однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом. Создатель музыкальной фармакалогии американский учёный Робберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя»-Шуберта, оду «К радости» Бетховена из его 9 симфонии. Шолфер утверждает ,что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Учёные из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и не громкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. По мнению французских учёных , «Дафнис и Хлоя» Равеля может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя «стабилизирует» поведение шизофреников. Врачи педиаторы детского центра восстановительного лечения, описывают, какое влияние оказывает музыка на беременных женщин .Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармонической музыки ребёнок ещё в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта. Кстати, специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы.
Проведённые эксперименты подтверждают, что это действительно так. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогают одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.
Музыка может не только излечивать, но и поднимать солдат на битву. В.П. Астафьев в одном из своих рассказов поведал о том, как он, участник Великой Отечественной войны, в разгромленном фашистами польском городе, услышав звуки органа, захотел сделать что-то особенное, как-то помочь людям, чтобы воцарился мир на земле. В ту минуту он поклялся яростно биться с фашистами. Вот она, чудесная сила музыки, обращаясь к которой, поэт А. Козловский писал:
Спасибо, музыка, за светлые леса…
Они звучат под осень, как оркестры,
Мы всё ещё не верим в чудеса,
А ты творишь их запросто и честно.
Дошкольное детство - это важный период
духовно-нравственного воспитания детей. Сегодня отмечается резкий рост числа детей с различными формами нарушений поведения, психоэмоциональной сферы. Технологизация жизни, в которой участвует ребёнок,влечёт за собой его «обесчувствование». Замыкаясь на телевизорах, компьтерах дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. А именно музыка даёт нам возможность раскрыть свою эмоциональную, духовную сферу.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается
с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание
кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные
качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Формируя у дошкольников духовно – нравственные ценности, необходимо приобщать их к классической музыке, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию.
Во время игр тоже можно слушать музыку. Например, во время дидактической игры «Кукла заболела», слушаем - «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из детского альбома П.Чайковского ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки"
Данный опыт работы содержит информацию о том, как воспитывать и прививать лучшие человеческие качества на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях. ...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
"Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного..."...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно р...
Музыкальная копилка.Музыкальные игры. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки".
Материал представляет собой подборку и описание музыкальных игр, способствующих формированию доброжилательных и дружеских отношений....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
В материале представлен опыт работы музыкального руководителя на тему: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыки"...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки
В материале представлен опыт работы музыкального руководителя по проблеме духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях в детском саду....