Консультация для родителей "Формирование культурно-гигиенических умений и навыков у детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике

Кочеткова Татьяна Викторовна

Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Формирование культурно-гигиенических умений и навыков у детей с РАС".Этот материал содержит советы и упражнения  по формированию культурно-гигиенических навыков у детей с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_sayt_nsportal_sentyabr.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование культурно-гигиенических умений и навыков у детей с РАС»

Дети с РАС с трудом и большой задержкой усваивают культурно-гигиенические умения и навыки. Коррекционная работа включает многократные тренировки по их усвоению. Очень важна последовательность в обучении. В период обучения тем или иным умениям исключают любые неприятные ощущения, которые могут вызывать стойкое нежелание делать что-либо. Например, при умывании холодной водой предотвращают затекание воды в рукава, под воротник рубашки. Нужно помнить о многих мелочах, предвидеть их и пытаться предотвращать.

Требования к предметам личной гигиены

Предметы личной гигиены, должны быть красивыми, удобными для ребенка, они создают радостное настроение от взаимодействия с ними. Перед использованием этих предметов малыша знакомят с каждым из них, объясняя, для чего они нужны.

Зубная щетка должна быть небольшая и нежесткая (покупать лучше щетку детскую, мягкую). Ежедневно замачивают щетку в горячей воде (40–50 °C) на 3–5 минут. Вода для ополаскивания рта всегда должна быть теплой, чтобы не испугала ребенка, не принесла ему неприятных ощущений. Зубная щетка и пластмассовый стакан должны быть индивидуальными; зубная паста – приятная на вкус; расческа – с мягкими зубцами, чтобы не царапала голову, не раздражала и не пугала ребенка, при этом имела спокойный неяркий цвет; мочалка – мягкой, маленькой, чтобы ребенок мог удерживать ее в руке во время умывания, купания.

Мыло. Перед использованием мыла необходимо рассмотреть с ребенком рисунок на обертке, рассказать, как приятно и полезно мыться этим мылом. Проведя с малышом гигиенические процедуры, всегда нужно говорить ему ласковые слова, нежным голосом, успокаивать, создавая атмосферу доброты и заботы. Можно читать стихи о воде, мыле, полотенце.

Полотенце – индивидуальное, успокаивающего или возбуждающего цвета, в зависимости от темперамента ребенка. Размер не слишком большой, чтобы не спадало на пол при использовании.

Знакомить ребенка с зеркалом нужно особенно осторожно, когда он спокоен и в хорошем настроении. Продумывают, как это произойдет (читая рассказ о зеркале).

С предметами личной гигиены малыша знакомят постепенно, задолго то того, как он начинает ими пользоваться, вначале вместе со взрослыми, а затем самостоятельно. Предметы личной гигиены должны соответствовать возрасту и росту ребенка.

Упражнения по формированию культурно-гигиенических умений и навыков.

Задачи:

-учить самостоятельно умываться;

-учить пользоваться туалетом;

-учить чистить зубы;

-учить пользоваться душем;

-учить пользоваться носовым платком;

-формировать навыки опрятности

«Умываемся самостоятельно»

В первую очередь у ребенка должна закрепиться позитивная мотивация. Дети с РАС очень любят воду, поэтому в качестве позитивной мотивации можно использовать игры в воде.

Например, попытаться поймать руками рыбку-когда ребенок будет двигать руками в воде, будет происходить стимуляция развития мелкой моторики и тактильная стимуляция. Это останется у него в памяти как нечто приятное. Затем можно использовать переливание воды, а позже ввести в игру мыло. Например, игру «Поймай мыло».

 В некоторых случаях, чтобы заинтересовать ребенка и сконцентрировать его внимание рекомендуют окрашивать воду в разные цвета. Игра с цветной водой дарит ребенку позитивные ассоциации, и после таких игр он не будет противиться процедуре мытья рук. После того, как ребенок позитивно настроился к данной процедуре, надо провести инструктаж. Повторить надо много раз, кратко и точно. Затем можно взять руки ребенка и продемонстрировать ему, как нужно мыть руки. А после постепенно отпускать, сопровождая процедуру исключительно повторением инструктажа. Необходимо включить этот навык в режим дня ребенка.

«Чистим зубы». Чистить зубы ребенка учат в 3–4 года. Определенное время уходит на знакомство его со щеткой, зеркалом, зубной пастой. Ребенок наблюдает, как взрослый чистит зубы, глядя на его отражение в зеркале. Если он боится зеркала, тогда ему показывают, как взрослые чистят зубы. Затем, выдавив немного пасты на палец, массирует десны ребенка. Взрослый дает подержать ребенку щетку, выдавливая на неё пасту, встав за ним, медленно подносит щетку к его рту. Другой рукой открывает рот малыша и помогает ему медленно поводить щеткой вдоль зубов. Контроль за рукой медленно сокращается.

Занимаясь с ребенком с РАС, родители должны четко распланировать план своих действий, действовать поэтапно и не спешить. Нельзя торопить ребенка и перегружать, это может привести к негативизму с его стороны и потере уже имеющихся навыков.

 Очень важно не давить на ребенка и наблюдать за его реакцию на стимулы, следить за его настроением. Также, очень важно общаться с ребенком и объяснять ему смысл всех выполненных им действий. Помните, что для большей результативности необходимо опираться на уже имеющиеся навыки ребенка и исходя из этого начинать занятия.

 Необходимо чаще хвалить малыша – это станет позитивной мотивацией и залогом его хорошего настроения. А затем уже можно усложняйте задачу в сторону развития необходимого навыка.

Не забывайте поощрять ребенка и не отпугивайте его нравоучениями, если что- то не будет получаться запаситесь терпеньем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей.

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Консультация для родителей "Культурно-гигиенические навыки для детей 1 младшей группы"

Для родителей в доступной форме даны требования  по развитию культурно-гигиенических навыков с детьми ....

Консультация "Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей"

Воспитание культурно – гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом ...

Консультация для родителей "Культурно - гигиенические навыки у детей 3-4 лет"

Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому ...

Конспект воспитания культурно-гигиенических умений и навыков у детей в младшей группе

Конспект воспитания культурно-гигиенических умений и навыков у детей в младшей группе...

"Воспитание культурно- гигиенических умений и навыков у детей раннего и дошкольного возраста".

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения....

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»...