Консультация для педагогов: «Диспраксия и ее признаки»
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Представленный материал знакомит педагогов с признаками диспраксии, содержит теоретические сведения и практические упражнения, используемые в работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dispraksiya_i_ee_priznaki.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Диспраксия и ее признаки»

Подготовила:

учитель-логопед МДОУ №32 «Сказка»

Сидельникова О.В.

Термин «диспраксия» известен с середины XX века, однако его понимание среди специалистов и представителей общественности разное. Диспраксия может носить и другие названия:

  • Синдром неуклюжего ребенка;
  • Расстройство координации;
  • Минимальная дисфункция мозга (ММД);
  • Трудности двигательных реакций.

Диспраксия – дис (нарушение, отклонение от нормы), праксис (способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану).

Выделяют следующие виды праксиса:

  • Общий;
  • Кистевой и пальцевый;
  • Оральный и артикуляционный;

Оральный праксис – это способность произвольно совершать действия артикуляционного аппарата без произнесения фонем (подуть, пощелкать языком, надуть щеки).

Артикуляционный праксис – способность произносить фонемы и их серии.

А.Р.Лурия выделяет 2 вида праксиса:

1.Кинестетический (чувственный, афферентный, центростремительный). Это ощущения от нашего тела, от его положения в пространстве, это способность принимать позу и понимать, как управлять своим телом.

2. Кинетический (двигательный, эфферентный, центробежный). Этот вид праксиса позволяет выполнить серию движений, начать моторную программу, переключить, удержать и завершить.

В своей работе в условиях группы интегрированного обучения и воспитания при коррекции артикуляционной диспраксии придерживаемся следующих этапов:

  1. Развитие соматогнозиса.
  2. Развитие пространственно-временных отношений.
  3. Развитие чувства ритма.
  4. Развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу.
  5. Работа над слоговой структурой слова.

Каждый этап по необходимости задействует 3 вида праксиса (общий, пальцевый и кистевой, оральный и артикуляционный). Не всем детям нужно начинать работу с первого этапа, все зависит от вида диспраксии и степени тяжести. Давайте подробнее остановимся на каждом из этапов работы.

  1. Развитие соматогнозиса (восприятие своего тела). 

При нарушении соматогнозиса страдает тактильная система. Тактильная чувствительность зависит от плотности рецепторов и больше она в тех зонах, которые задействованы в более тонко организованных действиях (кончики пальцев рук и область вокруг рта). Таким образом, тактильная чувствительность необходима для организации движений. Следовательно, ухудшение тактильной чувствительности способствует снижению качества звукопроизносительной стороны речи, а иногда вообще не позволяет речи звучать.

На этом этапе работы можно использовать следующие приемы:

  • Массаж разными тканями, природным материалом (шишки, каштаны, крупы и др.), массажерами, палками, мочалками и прочее.
  • Использование сенсорных коробок с различными наполнителями.
  • Использование материалов  разных текстур и температур.
  • Игра «Волшебный мешочек».
  • Рисование по телу.
  • Повтори позу, движение пальцев рук и др.
  • Покажи части тела (нос, рот), дотронься носом до колена и др.

  1. Пространственно – временное ориентирование. 

Начинает формироваться очень рано, а заканчивает  почти к подростковому возрасту. Еще до 2-х лет ребенок не только познает  пространство, но и учится его преобразовывать (упорядочивание игрушек в линию). К 4-м годам дети должны уметь отражать отдаленность предмета и его расположение (далеко, близко, высоко, низко, тут, там, туда, сюда). На данном этапе хорошо работают такие приемы работы, как игры с вагончиками, в которые нужно рассадить животных, обыгрывание сказки «Репка», конструирование разных предметов (положи красный круг над синим квадратом; положи круг слева от квадрата), лепка  и др.

  1. Развитие чувства ритма.

Ритмами занимается логоритмика (развитие речи через музыку стихотворения, ритм).Чувство ритма хорошо развивается и на музыкальных  занятиях, на занятиях по физической культуре.

Второй вид работы, который мы используем – это визуально-ритмические ряды. Сначала учим выкладывать просто ряд из различных предметов, затем 1:1 (один мяч - один мишка), 2:1 (два мяча - один мишка), 1:2 (один мяч - два мишки), 1:1:1 (один мяч-один мишка - одна матрешка). На первых этапах выкладываем абсолютно разные предметы по визуальным признакам. Позже предметы могут отличаться только формой или  цветом или другим элементом. Выкладываем сначала на слух, а потом по образцу молча.

  1. Развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу (моторное планирование).

Условно выделяют следующие сложности моторного программирования:

  • Ребенок не может начать моторную программу. В реализации движений очень важно планирование действий. Именно этот план дает толчок, запускающий серию движений. Как правило, такие дети пропускают в речи первый согласный звук («абака» вместо собака, «апата» вместо лопата), при том, что эти звуки ребенок отдельно произносить умеет.
  • Ребенок испытывает сложности при переключении с одного движения на другое. Чаще всего при таком нарушении мы наблюдаем пропуск слогов, перестановка или повторение элементов.
  • Трудности завершения моторной программы. Ярким примером может быть надевание колец на стержень пирамидки, который уже закончился.  При диспраксии это может выглядеть как повторение последнего слога в слове.

На данном этапе работы используем следующие приемы:

  • Если услышишь такой звук, то делай такое движение….
  • Шагаешь и одновременно хлопаешь столько раз, сколько слогов в слове.
  • Повторение цепочек слогов, слов…
  • Сортировка предметов поочередно левой и правой рукой с пересечением средней линии с одновременной автоматизацией звука.
  • Лежа на фитболе, ребенок одной рукой собирает овощи, другой - фрукты и т.д.

  1. Работа над слоговой структурой слова. 

Включает в себя следующие этапы работы:

  • Воспроизведение изолированных языковых единиц (гласных звуков и слогов) с использование визуально-ритмических рядов.
  • Воспроизведение цепочек слогов  (в прямых слогах, в обратных слогах, между гласными, в стечении согласных с прямым слогом, в стечении согласных с обратным слогом, в стечении согласных между гласными).
  • Проговаривание слов в соответствии с типами слоговой структуры по А.К. Марковой. На данном этапе используем игры «Кто в домике живет?», «Кто едет на машине?», доставание игрушек или карточек из сенсорных коробок и др.
  • Составление простой фразы из слов определенной слоговой структуры, даже если в активной речи одно слово (я иду, я бегу, вот муха, тут муха и т.д.).

В заключение хочется отметить, что ни одно речевое нарушение, нарушения когнитивной сферы невозможно преодолеть без комплексной систематической и планомерной работы. Только соблюдая все выше перечисленные этапы работы, можно не только скорректировать звукопроизносительную сторону речи, но и развить интеллектуальные и двигательные способности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»

Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...

Консультация для педагогов: «Профессиональное выгорание педагогов: причины, признаки, профилактика».

Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.Синдром профессионального выгора...

Консультация для педагогов «Как построить работу с детьми, у которых выраженные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ...

Семинар-практикум для педагогов «Диспраксия –синдром неуклюжести»

Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в ...