Консультация для педагогов: «Диспраксия и ее признаки»
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Представленный материал знакомит педагогов с признаками диспраксии, содержит теоретические сведения и практические упражнения, используемые в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_dispraksiya_i_ee_priznaki.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Диспраксия и ее признаки»
Подготовила:
учитель-логопед МДОУ №32 «Сказка»
Сидельникова О.В.
Термин «диспраксия» известен с середины XX века, однако его понимание среди специалистов и представителей общественности разное. Диспраксия может носить и другие названия:
- Синдром неуклюжего ребенка;
- Расстройство координации;
- Минимальная дисфункция мозга (ММД);
- Трудности двигательных реакций.
Диспраксия – дис (нарушение, отклонение от нормы), праксис (способность совершать последовательные и целенаправленные движения по заданному плану).
Выделяют следующие виды праксиса:
- Общий;
- Кистевой и пальцевый;
- Оральный и артикуляционный;
Оральный праксис – это способность произвольно совершать действия артикуляционного аппарата без произнесения фонем (подуть, пощелкать языком, надуть щеки).
Артикуляционный праксис – способность произносить фонемы и их серии.
А.Р.Лурия выделяет 2 вида праксиса:
1.Кинестетический (чувственный, афферентный, центростремительный). Это ощущения от нашего тела, от его положения в пространстве, это способность принимать позу и понимать, как управлять своим телом.
2. Кинетический (двигательный, эфферентный, центробежный). Этот вид праксиса позволяет выполнить серию движений, начать моторную программу, переключить, удержать и завершить.
В своей работе в условиях группы интегрированного обучения и воспитания при коррекции артикуляционной диспраксии придерживаемся следующих этапов:
- Развитие соматогнозиса.
- Развитие пространственно-временных отношений.
- Развитие чувства ритма.
- Развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу.
- Работа над слоговой структурой слова.
Каждый этап по необходимости задействует 3 вида праксиса (общий, пальцевый и кистевой, оральный и артикуляционный). Не всем детям нужно начинать работу с первого этапа, все зависит от вида диспраксии и степени тяжести. Давайте подробнее остановимся на каждом из этапов работы.
- Развитие соматогнозиса (восприятие своего тела).
При нарушении соматогнозиса страдает тактильная система. Тактильная чувствительность зависит от плотности рецепторов и больше она в тех зонах, которые задействованы в более тонко организованных действиях (кончики пальцев рук и область вокруг рта). Таким образом, тактильная чувствительность необходима для организации движений. Следовательно, ухудшение тактильной чувствительности способствует снижению качества звукопроизносительной стороны речи, а иногда вообще не позволяет речи звучать.
На этом этапе работы можно использовать следующие приемы:
- Массаж разными тканями, природным материалом (шишки, каштаны, крупы и др.), массажерами, палками, мочалками и прочее.
- Использование сенсорных коробок с различными наполнителями.
- Использование материалов разных текстур и температур.
- Игра «Волшебный мешочек».
- Рисование по телу.
- Повтори позу, движение пальцев рук и др.
- Покажи части тела (нос, рот), дотронься носом до колена и др.
- Пространственно – временное ориентирование.
Начинает формироваться очень рано, а заканчивает почти к подростковому возрасту. Еще до 2-х лет ребенок не только познает пространство, но и учится его преобразовывать (упорядочивание игрушек в линию). К 4-м годам дети должны уметь отражать отдаленность предмета и его расположение (далеко, близко, высоко, низко, тут, там, туда, сюда). На данном этапе хорошо работают такие приемы работы, как игры с вагончиками, в которые нужно рассадить животных, обыгрывание сказки «Репка», конструирование разных предметов (положи красный круг над синим квадратом; положи круг слева от квадрата), лепка и др.
- Развитие чувства ритма.
Ритмами занимается логоритмика (развитие речи через музыку стихотворения, ритм).Чувство ритма хорошо развивается и на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре.
Второй вид работы, который мы используем – это визуально-ритмические ряды. Сначала учим выкладывать просто ряд из различных предметов, затем 1:1 (один мяч - один мишка), 2:1 (два мяча - один мишка), 1:2 (один мяч - два мишки), 1:1:1 (один мяч-один мишка - одна матрешка). На первых этапах выкладываем абсолютно разные предметы по визуальным признакам. Позже предметы могут отличаться только формой или цветом или другим элементом. Выкладываем сначала на слух, а потом по образцу молча.
- Развитие способности начинать, удерживать, переключать и завершать моторную программу (моторное планирование).
Условно выделяют следующие сложности моторного программирования:
- Ребенок не может начать моторную программу. В реализации движений очень важно планирование действий. Именно этот план дает толчок, запускающий серию движений. Как правило, такие дети пропускают в речи первый согласный звук («абака» вместо собака, «апата» вместо лопата), при том, что эти звуки ребенок отдельно произносить умеет.
- Ребенок испытывает сложности при переключении с одного движения на другое. Чаще всего при таком нарушении мы наблюдаем пропуск слогов, перестановка или повторение элементов.
- Трудности завершения моторной программы. Ярким примером может быть надевание колец на стержень пирамидки, который уже закончился. При диспраксии это может выглядеть как повторение последнего слога в слове.
На данном этапе работы используем следующие приемы:
- Если услышишь такой звук, то делай такое движение….
- Шагаешь и одновременно хлопаешь столько раз, сколько слогов в слове.
- Повторение цепочек слогов, слов…
- Сортировка предметов поочередно левой и правой рукой с пересечением средней линии с одновременной автоматизацией звука.
- Лежа на фитболе, ребенок одной рукой собирает овощи, другой - фрукты и т.д.
- Работа над слоговой структурой слова.
Включает в себя следующие этапы работы:
- Воспроизведение изолированных языковых единиц (гласных звуков и слогов) с использование визуально-ритмических рядов.
- Воспроизведение цепочек слогов (в прямых слогах, в обратных слогах, между гласными, в стечении согласных с прямым слогом, в стечении согласных с обратным слогом, в стечении согласных между гласными).
- Проговаривание слов в соответствии с типами слоговой структуры по А.К. Марковой. На данном этапе используем игры «Кто в домике живет?», «Кто едет на машине?», доставание игрушек или карточек из сенсорных коробок и др.
- Составление простой фразы из слов определенной слоговой структуры, даже если в активной речи одно слово (я иду, я бегу, вот муха, тут муха и т.д.).
В заключение хочется отметить, что ни одно речевое нарушение, нарушения когнитивной сферы невозможно преодолеть без комплексной систематической и планомерной работы. Только соблюдая все выше перечисленные этапы работы, можно не только скорректировать звукопроизносительную сторону речи, но и развить интеллектуальные и двигательные способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Речевое взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста с признаками художественной одаренности»
Личность каждого ребенка по – своему уникальна. Подтверждение этому федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Ребенок в соответствии с ФГОС стал рассматриваться как субъект о...
Консультация для педагогов: «Понятие детской одаренности, ее признаки, виды»
консультация для педагогов о детской одаренности...
Консультация для педагогов: «Профессиональное выгорание педагогов: причины, признаки, профилактика».
Синдром профессионального выгоранияПрофессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом.Синдром профессионального выгора...
Консультация для педагогов «Как построить работу с детьми, у которых выраженные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью»
Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ...
Семинар-практикум для педагогов «Диспраксия –синдром неуклюжести»
Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в ...
Консультация для педагогов «Чикко играет с признаками»
Консультация для педагогов...