Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном  развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно, оно крайне затруднено. Именно поэтому формирование бытовых навыков, навыков самообслуживания, социализации и коммуникации в обществе является для таких детей и их родителей жизненной необходимостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ОККУПАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

         Одно из приоритетных направлений  развития системы образования направлено  на «обеспечение государством равных  возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования» (в том числе и для детей с ограниченными  возможностями здоровья)».

В повседневной жизни мало кто из нас обращает внимание на то, как мы выполняем привычные дела, потому что это происходит машинально, как само собой разумеющееся.

У детей с отклонениями в интеллектуальном, психоэмоциональном  развитии, с заболеванием опорно-двигательного аппарата формирование бытовых навыков и навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно, оно крайне затруднено. Именно поэтому формирование бытовых навыков, навыков самообслуживания, социализации и коммуникации в обществе является для таких детей и их родителей жизненной необходимостью.

Таким средством является технология «оккупациональная терапия». Термин «Оккупациональная терапия» - обозначает лечение занятием (трудом). Оккупациональная терапия предусматривает деятельность, направленную на реабилитацию лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в помощи и уходе за собой, проведении досуга и выполнении трудовой деятельности. Все эти виды занятий объединяются в понятие оккупациональная деятельность.

Основная цель оккупациональной терапии – максимально возможное восстановление способности ребенка к независимой жизни (самообслуживание, продуктивная деятельность, отдых) с помощью специально смоделированных ситуаций, пространства, окружения.

Основные задачи:

  1. Формирование специальных умений и навыков, способствующих адаптации ребенка с ОВЗ и инвалидностью к жизни в окружающем его социально-бытовом пространстве.
  2. Оказание помощи ребенку с ОВЗ и инвалидностью в приобретении навыков самостоятельности, общения со сверстниками, в расширении сферы жизнедеятельности.
  3. Создание «ситуации успеха», способствующей самореализации ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

В нашем детском саду МАДОУ «Детский сад «Снегурочка» города Югорска ХМАО – Югра, функционируют 2 группы компенсирующей направленности: группа для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и группа для детей с Растройствами аутистического спекттра, где обучаются дети с интеллектуальными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие.

У таких детей наблюдается низкая работоспособность, концентрации внимания и памяти, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, , ограниченность запасов знаний и представлений об окружающем, дефицит внимания. Замедлен процесс приема и переработки сенсорной и речевой информации. Не могут организовать сюжетной игры. В связи с органическими нарушениями, нарушениями двигательных функций и коммуникативной сферы у детей  практически не образуются спонтанные попытки подражания взрослым и интерес к их деятельности.  Поэтому они нуждаются в комплексной   квалифицированной помощи.

              Исходя из вышеизложенного в нашем учреждении мы организовали  уголок с элементами «оккупациональной терапии». Уголок представлен сменным оборудованием и  необходимым инвентарём для проведения занятий по разделам программы, что способствует развитию навыков социально - бытового ориентирования  детей, трудовых навыков и социально-коммуникативных умений.

Занятия с элементами оккупациональной терапии проводятся в нашем учреждении педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня, по подгруппам, но с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.

Содержание занятий направлено:

- на формирование у детей навыков самообслуживания и ухода за собой;

- развитие компетенций родителей целевой группы по вопросам формирования культурно-гигиенических, хозяйственно-бытовых навыков и социально-коммуникативных умений у детей.

        На занятиях мы применяем метод демонстрации с использованием различного вида наглядности: натуральные предметы, муляжи, игрушки модели, макеты, изображения, фотографии и алгоритмы выполнения последовательных действий. Каждый ребенок активно вовлекается в процесс и взаимоотношения между ним и специалистом носит характер сотрудничества, что вносит в процесс свои знания, умения и опыт.

Цикл практических занятий с использованием элементов технологии оккупациональной терапии состоит из 3 разделов по следующим темам:

Раздел 1:  Самообслуживание и культурно-гигиенические навыки

В рамках данного раздела отрабатываются:

Навыки ухода за собой: навыки приема пищи, навыки личной гигиены (мыть руки, умывать лицо, чистить зубы, пользоваться туалетом, туалетной бумагой), умение раздеваться и одеваться, разуваться и обуваться, пользоваться расческой.

     Раздел 2: Трудовые навыки

В рамках данного раздела  отрабатываются темы:

«Мой дом» (навыки опрятности за одеждой и обувью, навыки уборки (пользоваться хозяйственно-бытовым инвентарем), навыки стирки и глажки одежды,  навыки расстилать и заправлять кровать)

«Кулинария» (навыки приготовления пищи, навыки сервировки стола)

«Инструменты» (использование инструментов(молоток, рулетка, отвёртка, плоскогубцы, гаечный ключ) – умение правильно пользоваться строительными инструментами)

Раздел 3: Социально-коммуникативные навыки представлен темами:

(Магазин. Парикмахерская. Больница. Кинотеатр. Транспорт)

В рамках данных тем отрабатываются навыки поведения в общественных местах:

Навыки пользования гардеробом, навыки поведения в очереди, умение ждать, навыки ориентировки, правила поведения и навыки перехода улицы, умение соблюдать правила поведения и навыки пассажира, навыки поведения в зале кинотеатра.

Данные навыки закрепляются как воспитателями в самостоятельной деятельности в группе, так и родителями дома и в социальной среде, с помощью наглядного алгоритма выполнения действий.

Для более эффективной работы по каждому из разделов разрабатывается педагогическая диагностика, которая выявляет различные индивидуальные особенности ребенка. Так же для продуктивной работы максимальный объем информации о ребенке, собираем в ходе наблюдения за ребенком в режимных моментах, выявляются его сильные и слабые стороны - что получается у него особенно хорошо, что способствует его успехам, а также проводится анкетирование родителей. При анкетировании родителей на предмет сформированности навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовых, трудовых и социально-коммуникативных навыков, родители отметили, что у детей не сформированы навыки самообслуживания и ухода за собой: большинство детей не могут самостоятельно принимать пищу, пользоваться столовой посудой и приборами, соблюдать личную гигиену, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться застежками, а также, родителей отметили, что у детей не сформированы социально-коммуникативные навыки и умения вести себя в магазине,   транспорте,  больнице, кинотеатре, парикмахерской.

Таким образом, использование элементов технологии оккупациональной терапии в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью позволяет легче и быстрее адаптироваться в обществе, в школе, успешно включаться в новую, в более сложную социальную среду. Дети быстрее научаются правильно понимать самого себя, поведение других людей, анализировать и прогнозировать ситуации взаимодействия между людьми. Родителям (законным представителям) помогает овладеть компетенциями по вопросам социальной адаптации детей с ОВЗ и инвалидностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (НОД) с детьми подготовительного к школе возраста группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи).

Формирование представлений у детей о природных красителях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, о способах получения растительных красок из овощей – моркови , све...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ведущие цели рабочей программы:  ·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременн...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

Методические рекомендации по использованию элементов технологии Су Джок для коррекции нарушений речи у детей с ограниченными возможностями (интеллектуальными нарушениями)

В статье представлены современные практики южнокорейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су Джок технологию. Су Джок предназначен для микромассажа.Использование массажных шариков Су Джо...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...

Опыт работы «Использование элементов технологии оккупациональной терапии в группе компенсирующей направленности с детьми с ограниченными возможностями и инвалидностью»

Представление опыта работы на VI Научно-практической конференции с международным участием "Система комплексной реабилитации и абилитации инвалидов: опыт межведомственного взаимодействия, инноваци...