Использование социоигровых технологий на логопедических занятиях
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Материал может быть полезен учителям-логопедам, также может быть использован воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gordienko_n.v._ispolzovanie_sotsioigrovyh_tehnologiy.docx | 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование социоигровых технологий
на логопедических занятиях
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая, которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать ситуацию, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В.М.Букатов).
Составляющие социоигровой технологии:
- работа в микрогруппах
- смена лидерства
- дети двигаются
- смена темпа и ритма
- интеграция нескольких видов деятельности
- логопед – партнер, советчик
Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности.
Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микрогруппа). При игровом делении на микрогруппы можно использовать:
- считалки
- разрезные картинки
- по цвету глаз
- по цвету одежды
- по буквам в имени и т.д.
Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации, например в соответствии с темой недели: можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени.
При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.
Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил:
- Один за всех и все за одного;
- Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
- Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
- Когда работаешь, не мешай другим.
- Справился сам, помоги другу.
- Главное- не бояться доказывать свою правоту.
- Умей принять помощь.
Смена лидерства –в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.
Движение детей – это также один из составляющих компонентов социоигровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д.. В социоигровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась.
Смена темпа и ритма –при социоигровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.
Интеграция нескольких видов деятельности – в настоящее время очень актуальный момент и в социоигровой педагогике – неотъемлемая часть. Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».
Педагог – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социоигровой технологии, при котором, педагог занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если педагогам на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях взрослого с детьми, дети не боятся ошибиться, им проще высказать свое мнение, они начинают думать, рассуждать.
Таким образом, данные рассмотренные выше компоненты, являются главным отличием социоигровой педагогики от традиционной.
Смысл социо-игровой технологии – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на самом первом этапе - дети учатся правилам общения, культуре общения
(дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,
развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,
как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить
учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через
общение происходит обучение дошкольников.
Использование социоигровых технологий необходимо осуществлять систематически, совместно с воспитателями, не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
На логопедических занятиях можно использовать следующие коммуникативные игры:
Буква по воздуху
Дети выбирают ведущего. Он, стоя к ним спиной, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают её. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что для дошкольников весьма полезно.
Буква-хоровод
Группка детей, вызванных в центр комнаты, взявшись за руки, своим хороводом-змейкой, вьющейся за ведущим (сначала им становится педагог, затем может быть и один из детей), прописывает букву, которую он загадал. Участники хоровода и зрители отгадывают её.
Города с небывальщиной
Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Тот произносит, например, следующее: «Я поеду в Смоленск», – и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?». Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с той же самой «буквы» (то есть звука) что и названный город (то есть с «эс»).
Живая буква (строим букву)
Группка детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовывают, записывают и отгадывают её.
Игра в завершения
Играющие встают (или садятся) вкруговую. Один из них скандирует:»Из кармана у Аркашки Вечно сыплются БУ…»Остальные по эстафете добавляют: «БУмажки, БУкашки БУлки и т.д.»
Рассказ по карточкам
Дети изготавливают карточки. На каждой из них они приклеивают изображения предметов (сумка, холодильник, форточка и т.п.) и действий человека (идет, бежит, плывет, спит, говорит [по телефону] и т.д.).
Все карточки складываются в кучу (шапку), перемешиваются, и каждый играющий вытаскивает по одной или две карточке.
При групповом сочинении истории каждый участник, когда доходит очередь до него, в своем отрывке «разрабатывает», «обыгрывает» именно тот предмет или действие, которое изображено на его карточке. Чем больше случайности в чередовании слов, тем занимательнее и причудливее получается рассказ и тем легче каждому рассказчику открывать в себе резервы изобретательности, тем чаще «слушателям» удается по заслугам оценивать способности «рассказчиков».
Слова на одну букву
Традиционная игра с детьми. Начинается со слов: «Здесь, вокруг нас…», «я вижу…», «на пароход грузили… (или выгружали)», после чего перечисляются слова, начинающиеся с какой-то добровольно выбранной буквы.
Слухачи
Выбирается водящий (или команда водящих из трех-четырех человек), и он (или они) выходят из помещения. Остальные играющие задумывают слово, например: бумага. Выбирается известный мотив – один на всех.
Когда водящий (или водящая команда) входит, то одна группка поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая – «ма-ма-ма-ма-ма»…
С миру по букве
Задание заключается в следующем: какая команда сумеет за одну-две минутки сочинить более или менее связное предложение, в котором как можно больше слов были бы на определенную букву.
Составь предложение
Ведущий называет любой набор слов: «Лестница, человек, часы» или «Течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участникам предлагается составить фразу (единую смысловую картинку), в которой были бы все заданные слова.
Узнай по описанию
Одна команда описывает предмет не называя его, вторая угадывает слово. Можно загадать предмет, обозначив первый и последний звук в его названии.
«Живые» буквы (слова)
Детям предложены буквы одного слова, они должны составить слово, построившись правильно. Также можно использовать слова, тогда получается не слово, а предложение.
Результаты реализации социо-игровых технологий в развитии детей старшего дошкольного возраста :
- У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
- Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
- Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
- Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
- У детей нет чувства страха за ошибку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ
В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Проведение логопедических занятий связано с использованием здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками
Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей! Здоровьесберегающие технолог...
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....
Презентация «Использование информационных технологий на логопедических занятиях».
•Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.Дети получают эмоциональный и познавательный ...