Использование социоигровых технологий на логопедических занятиях
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Гордиенко Наталья Викторовна

Материал может быть полезен учителям-логопедам, также может быть использован воспитателями групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordienko_n.v._ispolzovanie_sotsioigrovyh_tehnologiy.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Использование социоигровых технологий

на логопедических занятиях

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  построение образовательного процесса должно строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

         Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая,  которая развивает ребёнка в игровом общении со сверстниками, подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлечённости. «Надо не учить, а налаживать  ситуацию, когда их участникам хочется доверять  и друг другу,  и своему собственному опыту,  в результате чего  происходит эффект   добровольного обучения, тренировки и научения»  (В.М.Букатов).

Составляющие социоигровой  технологии:

- работа в микрогруппах

- смена лидерства

- дети двигаются

- смена темпа и ритма

- интеграция нескольких видов деятельности

- логопед – партнер, советчик

 Микрогруппа – уникальные условия для детской самостоятельности.  

Микрогруппа возникает при игровом делении детей либо по интересам (т.е. сложившаяся микрогруппа). При игровом делении на микрогруппы можно использовать:

- считалки

- разрезные картинки

- по цвету глаз

- по цвету одежды

- по буквам в имени и т.д.

Основ деления на микрогруппы множество, их можно варьировать и чередовать в зависимости от ситуации, например в соответствии с темой недели: можно объединиться в одну группу: у кого есть сестра (брат), по времени года на которое приходится день рождения, по количеству членов семьи, по названию улиц, где живут дети, по количеству слогов в имени.

          При взаимодействии в микрогруппе дети делятся своим опытом, учатся взаимодействовать, договариваться, оказывать друг другу помощь и самое главное – учатся самостоятельности.

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь определенных правил:

  1. Один за всех и все за одного;
  2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
  3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
  4. Когда работаешь, не мешай другим.
  5. Справился сам, помоги другу.
  6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
  7. Умей принять помощь.

Смена лидерства –в процессе выполнения   задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решает компания, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. В одной компании представителей может быть несколько, в зависимости от количества заданий. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным товарищам, и в дальнейшем также выступать в роли представителя компании.

      Движение детей – это также один из составляющих компонентов социоигровой технологии. Во время работы компании дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя), ищут варианты выполнения заданий и т.д.. В социоигровой технологии перемещение детей  - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась.

         Смена темпа и ритма –при социоигровой технологии дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания. Вариантов может быть несколько: на выполнение задания может отводиться определенное время и по сигналу дети начинают выполнять задание и заканчивают тоже по сигналу. А может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно.

Интеграция нескольких видов деятельности – в настоящее время очень актуальный момент и в социоигровой педагогике – неотъемлемая часть. Социоигровая технология подразумевает использование  различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».

Педагог – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социоигровой технологии, при котором, педагог занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если педагогам на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях взрослого с детьми, дети не боятся ошибиться, им проще высказать свое мнение, они начинают думать, рассуждать.

Таким образом, данные рассмотренные выше компоненты, являются главным отличием социоигровой  педагогики от традиционной.

Смысл социо-игровой технологии – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.

           Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:

 • на самом первом этапе -  дети учатся  правилам общения, культуре общения

   (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера,   

   развивается собственная речь);

 • на втором этапе общение является целью - ребёнок на практике осознает,   

   как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить  

   учебную задачу;

 • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через

   общение происходит обучение дошкольников.

Использование социоигровых технологий необходимо осуществлять систематически, совместно с воспитателями, не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

На логопедических занятиях можно использовать следующие коммуникативные игры:

Буква по воздуху

Дети выбирают ведущего. Он, стоя к ним спиной, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают её. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что для дошкольников весьма полезно.

Буква-хоровод

Группка детей, вызванных в центр комнаты, взявшись за руки, своим хороводом-змейкой, вьющейся за ведущим (сначала им становится педагог, затем может быть и один из детей), прописывает букву, которую он загадал. Участники хоровода и зрители отгадывают её.

Города с небывальщиной
Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Тот произносит, например, следующее: «Я поеду в Смоленск», – и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?». Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с той же самой «буквы» (то есть звука) что и названный город (то есть с «эс»).

Живая буква (строим букву)
Группка детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовываютзаписывают и отгадывают её.

Игра в завершения

Играющие встают (или садятся) вкруговую. Один из них скандирует:»Из кармана у Аркашки Вечно сыплются БУ…»Остальные по эстафете добавляют: «БУмажки, БУкашки БУлки и т.д.»

Рассказ по карточкам

Дети изготавливают карточки. На каждой из них они приклеивают изображения предметов (сумка, холодильник, форточка и т.п.) и действий человека (идет, бежит, плывет, спит, говорит [по телефону] и т.д.).
Все карточки складываются в кучу 
(шапку), перемешиваются, и каждый играющий вытаскивает по одной или две карточке.

При групповом сочинении истории каждый участник, когда доходит очередь до него, в своем отрывке «разрабатывает», «обыгрывает» именно тот предмет или действие, которое изображено на его карточке. Чем больше случайности в чередовании слов, тем занимательнее и причудливее получается рассказ и тем легче каждому рассказчику открывать в себе резервы изобретательности, тем чаще «слушателям» удается по заслугам оценивать способности «рассказчиков».

Слова на одну букву
Традиционная игра с детьми. Начинается со слов: «Здесь, вокруг нас…», «я вижу…», «на пароход грузили… (или выгружали)», после чего перечисляются слова, начинающиеся с какой-то добровольно выбранной буквы.

Слухачи

Выбирается водящий (или команда водящих из трех-четырех человек), и он (или они) выходят из помещения. Остальные играющие задумывают слово, например: бумага. Выбирается известный мотив – один на всех.
Когда водящий (или водящая команда) входит, то одна группка поет: «бу-бу-бу-бу-бу», другая – «ма-ма-ма-ма-ма»…

С миру по букве

Задание заключается в следующем: какая команда сумеет за одну-две минутки сочинить более или менее связное предложение, в котором как можно больше слов были бы на определенную букву.

Составь предложение

Ведущий называет любой набор слов: «Лестница, человек, часы» или «Течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участникам предлагается составить фразу (единую смысловую картинку), в которой были бы все заданные слова.

Узнай по описанию

Одна команда описывает предмет не называя его, вторая угадывает слово. Можно загадать предмет, обозначив первый и последний звук в его названии.

«Живые» буквы (слова)

Детям предложены буквы одного слова, они должны составить слово, построившись правильно. Также можно использовать слова, тогда получается не слово, а предложение.

Результаты реализации социо-игровых технологий  в развитии детей старшего дошкольного возраста :

  • У детей развивается речевое взаимодействие, активизируется словарь дошкольника, совершенствуется диалогическая и монологическая речь.
  • Ребёнок умеет отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым.
  • Дошкольники умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, приходить к согласию.
  • Сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам.
  • У детей нет чувства страха за ошибку.                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в ДОУ

В статье рассказывается, какие здоровьесберегающие технологии можно использовать на логопедических занятиях в ДОУ....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

как использовать здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.

Проведение логопедических занятий связано с использованием   здоровьесберегающих технологий. В статье перечислены применяемые технологии....

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с дошкольниками

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!     Здоровьесберегающие технолог...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

В рекомендациях рассматриваются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия с детьми старшего дошкольного возраста....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

В статье рассматривается опыт логопедической работы по использованию компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками с нарушениями речи....

Презентация «Использование информационных технологий на логопедических занятиях».

•Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам.Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.Дети получают эмоциональный и познавательный ...