Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в ДОУ
материал по коррекционной педагогике
Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnyh_protsessov.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д ети с ОВЗ Это правовое понятие было введено принятым в 2012 г. и вступившем в силу 1 сентября 2013 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где формулируется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (п.16. ст.2).
Цели обучения детей с ОВЗ Развитие высших психических функций и целенаправленное формирование познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов: ощущение, восприятие, представление, внимание и память, мышление и воображение. Развитие мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, конкретизации , обобщения и классификации. Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков.
Особенности развития познавательной сферы Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование, с их помощью человек познаёт мир. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Любопытство Любознательность – сложный конгломерат умственных способностей и мыслительных факторов. Становление возможно благодаря эмоциям. Познавательная потребность
Методы и формы работы с детьми: Методы познавательного развития дошкольников подразделяются на словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (планы, схемы, картинки, предметы и др.) и практические (рисование, конструирование, лепка, экспериментирование и др.). Игры и игровые упражнения - дидактические, ролевые, игры-экспериментирование Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая и др). Психогимнастика Проблемно-поисковые ситуации ИКТ Релаксация
Фраза, которая помогает запомнить цвета радуги «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» Мнемотехнические приёмы развивают основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, воображение и обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский
Мнемотехника как форма работы по развитию памяти с детьми ОВЗ
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы детей зависит от уровня сенсорного развития.
Формирование ассоциативных связей у детей с ОНР и ЗПР Установление ассоциативных и ситуационных связей между предметами и явлениями систематизирует представления детей об окружающем мире и развивает их логическое мышление, речь и внимание.
Разрезные картинки закрепляют знания о предметах и явлениях. Собирая целое из кусочков, дошкольник начинает осознавать предметную целостность образа. У него тренируется внимание память, развивается логическое мышление, восприятие целостного, ориентировка в пространстве и мелкая моторика .
Ориентация в пространстве Л. С. Выготский сказал, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения», поэтому нужно опираться на принцип двигательного освоения пространства .
Профориентация
Развитие речи — процесс сложный, творческий, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные средства речевого развития: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, чтение художественной литературы. Развитие речи связано с развитием познавательных процессов.
Д/ и «Найди отличия» может использоваться как способ улучшения познавательной активности и сенсорного восприятия, она помогает в развитии умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Развивает зрительное внимание и память .
Дидактические игры « Противоположности » и «Скажи наоборот», учат детей составлять пары из объектов, противоположных по значению. Работа с яркими картинками, улучшает внимание, мыслительную способность и речевые навыки. У детей развивается логическая и зрительная память.
Игровая деятельность для закрепления знаний детей об объектах природы. Д/И «Воздух, земля, вода», «Четыре времени года», «Дом в котором мы живем» и другие развивают мелкую моторику, речь и познавательные процессы такие как логическое мышление, память, слуховое внимание, восприятие, а так же обогащают кругозор детей.
Дидактическая игра « Весёлые заплатки » развивает умение анализировать и сравнивать, видеть целую картинку. Развивает внимание, зрительную память, пространственное и логическое мышление и зрительное восприятие. Учит детей различать цвета, геометрические фигуры.
Дидактическая игра «Где чья тень» развивает зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног, связана с полноценным развитием речи.
Межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Синхронизация межполушарного взаимодействия способствует развитию мышления, памяти и внимания, формирует пространственные представления и навыки для обучения, снимает эмоциональное напряжение .
Математические игры и фокусы повышают уровень развития интеллекта детей, развивают память, внимание, мышление, восприятие, расширяют математический кругозор. Счетные палочки Кюизинера, которые еще называют: «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части, порядковый и количественный счет, освоение отношений по длине, высоте.
Д/И «По части определить целое» встречается в тестах для дошкольников . Подобные задания дают представление о развитии познавательных процессов, эрудиции и словарного запаса ребенка.
Орбизы, как способ для развития мелкой моторики, творческих способностей, фантазии. Это антистресс и расслабление, можно учить и закреплять цвета, складывая их в разные баночки, или считать.
«Можно отвести лошадь к воде, но невозможно заставить ее пить» ( известная английская поговорка )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.
Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей испытывающих трудн...
Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:· Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...
Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна
Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение кругозора детей по...
Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.
Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.Цели:· Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и с...
«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».
Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....
Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития
Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...
Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет
О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...