Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в ДОУ
материал по коррекционной педагогике

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_poznavatelnyh_protsessov.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в ДОУ » Педагог – психолог МБДОУ №15 «Ромашка» Марьясова Г.А.

Слайд 2

Д ети с ОВЗ Это правовое понятие было введено принятым в 2012 г. и вступившем в силу 1 сентября 2013 г. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где формулируется понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» (п.16. ст.2).

Слайд 3

Цели обучения детей с ОВЗ Развитие высших психических функций и целенаправленное формирование познавательной деятельности. Развитие познавательных процессов: ощущение, восприятие, представление, внимание и память, мышление и воображение. Развитие мыслительных процессов – анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования, конкретизации , обобщения и классификации. Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков.

Слайд 4

Особенности развития познавательной сферы Познавательные процессы – это психические процессы, обеспечивающие, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование, с их помощью человек познаёт мир. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Любопытство Любознательность – сложный конгломерат умственных способностей и мыслительных факторов. Становление возможно благодаря эмоциям. Познавательная потребность

Слайд 5

Методы и формы работы с детьми: Методы познавательного развития дошкольников подразделяются на словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные (планы, схемы, картинки, предметы и др.) и практические (рисование, конструирование, лепка, экспериментирование и др.). Игры и игровые упражнения - дидактические, ролевые, игры-экспериментирование Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая и др). Психогимнастика Проблемно-поисковые ситуации ИКТ Релаксация

Слайд 6

Фраза, которая помогает запомнить цвета радуги «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» Мнемотехнические приёмы развивают основные психические процессы – память, внимание, образное мышление, воображение и обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д.Ушинский

Слайд 7

Мнемотехника как форма работы по развитию памяти с детьми ОВЗ

Слайд 8

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Успешность интеллектуальной, физической и эстетической сферы детей зависит от уровня сенсорного развития.

Слайд 9

Формирование ассоциативных связей у детей с ОНР и ЗПР Установление ассоциативных и ситуационных связей между предметами и явлениями систематизирует представления детей об окружающем мире и развивает их логическое мышление, речь и внимание.

Слайд 10

Разрезные картинки закрепляют знания о предметах и явлениях. Собирая целое из кусочков, дошкольник начинает осознавать предметную целостность образа. У него тренируется внимание память, развивается логическое мышление, восприятие целостного, ориентировка в пространстве и мелкая моторика .

Слайд 11

Ориентация в пространстве Л. С. Выготский сказал, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения», поэтому нужно опираться на принцип двигательного освоения пространства .

Слайд 12

Профориентация

Слайд 13

Развитие речи — процесс сложный, творческий, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. В работе с детьми дошкольного возраста используются различные средства речевого развития: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, чтение художественной литературы. Развитие речи связано с развитием познавательных процессов.

Слайд 14

Д/ и «Найди отличия» может использоваться как способ улучшения познавательной активности и сенсорного восприятия, она помогает в развитии умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Развивает зрительное внимание и память .

Слайд 15

Дидактические игры « Противоположности » и «Скажи наоборот», учат детей составлять пары из объектов, противоположных по значению. Работа с яркими картинками, улучшает внимание, мыслительную способность и речевые навыки. У детей развивается логическая и зрительная память.

Слайд 16

Игровая деятельность для закрепления знаний детей об объектах природы. Д/И «Воздух, земля, вода», «Четыре времени года», «Дом в котором мы живем» и другие развивают мелкую моторику, речь и познавательные процессы такие как логическое мышление, память, слуховое внимание, восприятие, а так же обогащают кругозор детей.

Слайд 17

Дидактическая игра « Весёлые заплатки » развивает умение анализировать и сравнивать, видеть целую картинку. Развивает внимание, зрительную память, пространственное и логическое мышление и зрительное восприятие. Учит детей различать цвета, геометрические фигуры.

Слайд 18

Дидактическая игра «Где чья тень» развивает зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память, наблюдательность, умение находить заданные силуэты.

Слайд 19

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног, связана с полноценным развитием речи.

Слайд 21

Межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта. Синхронизация межполушарного взаимодействия способствует развитию мышления, памяти и внимания, формирует пространственные представления и навыки для обучения, снимает эмоциональное напряжение .

Слайд 22

Математические игры и фокусы повышают уровень развития интеллекта детей, развивают память, внимание, мышление, восприятие, расширяют математический кругозор. Счетные палочки Кюизинера, которые еще называют: «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части, порядковый и количественный счет, освоение отношений по длине, высоте.

Слайд 23

Д/И «По части определить целое» встречается в тестах для дошкольников . Подобные задания дают представление о развитии познавательных процессов, эрудиции и словарного запаса ребенка.

Слайд 24

Орбизы, как способ для развития мелкой моторики, творческих способностей, фантазии. Это антистресс и расслабление, можно учить и закреплять цвета, складывая их в разные баночки, или считать.

Слайд 25

«Можно отвести лошадь к воде, но невозможно заставить ее пить» ( известная английская поговорка )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:·        Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...

Непосредственно образовательная деятельность Показательное занятие для родителей на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Автор-составитель: старший воспитатель Руденко Ольга васильевна

 Непосредственно образовательная деятельность из области познания направлена на развитие внимания, восприятия, воображения, мышления, речи детей дошкольного возраста. На расширение  кругозора детей по...

Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов у детей 5-6 лет.

Тема: Мы и наши дети. Развитие познавательных процессов.Цели:·        Повысить уровень знаний и практических умений по развитию памяти, внимания, мышления и с...

«Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством Су – джок терапии на коррекционно-развивающих занятиях».

Значение Су-джок терапии в развитии познавательных процессов и укреплении организма детей с ЗПР. Раскрыты приемы и последовательность внедрения Су-джок терапии....

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития

Особенности развития познавательных процессов у детей с задержкой психического развития...

Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности Игры на развитие познавательных процессов у детей 5-7 лет

О богатстве окружающего мира — предметах, явлениях, связях между ними, звуках, красках, запахах, температуре и т. д. человек узнает благодаря познавательным процессам: восприятию, вниманию, памя...