Консультация для педагогов "Влияние речи взрослого на развитие речи детей"
консультация по коррекционной педагогике

«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

(слайд 1)

Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. 

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания.

(слайд 2)

Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык.

 (слайд 3)

В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ        

(слайд 4)

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,        

Ну, значит, и того,

Жило это самое…

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли…

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Не к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин».

Как излечиться от словарных паразитов?

(слайд 5)

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

(слайд 6)

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам русского языка и проверить самих себя.

(слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12,13, 14, 15, 16, 17, 18,)

Поставьте ударение в словах:

ПридралАсь, откУпорить, равнО, клАла, тОрты, подбодрИть, звонИшь, красИвее, звонИт, каталОг, балУешься, балОванный, баловАть, жалюзИ, завИдно, включИшь, облегчИть.

(слайд 19)

В результате мониторинга ваших синквейнов на педсовете мы пришли к следующим выводам:

Речь педагогов нашего детского сада:

Выразительная

Грамотная

Она развивает речь детей и учит рассуждать.

А основной жизненной цитатой наших педагогов является

Речь – является эталоном и визитной карточкой человека!

Спасибо за внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_rech_vzroslogo.pptx953.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель – логопед МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад № 182» Крайчикова М. В. ВЛИЯНИЕ РЕЧИ ВЗРОСЛОГО НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад № 182 «Солнечный город»

Слайд 2

РЕЧЬ Выразительная Речь человека – это его визитная карточка и эталон языкового общения!!! Коммуникация Грамотная Рассуждает Развивает Обучает

Слайд 3

Необходимым условием развития речи детей - является образец для подражания

Слайд 4

Задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык

Слайд 5

Слова - паразиты это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой .

Слайд 6

? Как излечиться от словарных паразитов?

Слайд 7

• Составьте список своих личных словечек • Читайте, читайте и еще раз читайте! • Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи. • Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом.

Слайд 8

Баловать

Слайд 9

БаловАть

Слайд 10

Торты

Слайд 11

ТОрты

Слайд 12

Каталог

Слайд 13

КаталОг

Слайд 14

Договор

Слайд 15

ДоговОр

Слайд 16

ДоговОрЫ

Слайд 17

К лала

Слайд 18

К лАла

Слайд 19

Красивее

Слайд 20

КрасИвее

Слайд 21

Звонишь

Слайд 22

З вонИшь

Слайд 23

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребёнка"

Консультация в помощь родителям (дети 3-4 лет)...

Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Методы и приемы для обогащения словаря детей:• дидактические, развивающие, настольные игры;• подвижные игры с текстом;• сюжетно-ролевые игры;• драматизация сказок;• игров...

Консультация для родителей. "Роль взрослых в развитии речи ребёнка"

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений артикуляционного аппарата : отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним. Чтобы предупредить дефе...

Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи детей"

laquo;Роль взрослых в развитии речи ребенка».Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ни...

Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребенка раннего возраста"

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи....