Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
консультация (подготовительная группа)
Методы и приемы для обогащения словаря детей:
• дидактические, развивающие, настольные игры;
• подвижные игры с текстом;
• сюжетно-ролевые игры;
• драматизация сказок;
• игровые упражнения;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_rechi.docx | 17.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по теме: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
Дети дошкольного возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной деятельности. Это значит, что их речевые возможности увеличиваются, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок качественно и вовремя овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, приобщении со взрослыми и сверстниками. Как нам известно, чтобы научиться говорить - надо говорить.
Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающим миром.
Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Если активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать до 5000 слов, то активный словарь ребенка в 7 лет не поддается точному учету. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.
Методы и приемы для обогащения словаря детей:
• дидактические, развивающие, настольные игры;
• подвижные игры с текстом;
• сюжетно-ролевые игры;
• драматизация сказок;
• игровые упражнения;
• чтение художественной литературы;
• рассказывание сказок с участием детей;
• заучивание стихотворений;
• беседы после рассматривания картин, иллюстраций.
Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.
• По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т. д.
• Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т. д.
Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:
1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон).
4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
5. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
6. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа.
7. «Что общее?»
У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар —.
тарелка, ваза, чашка —.
лист, трава, крокодил —.
Читать детям нужно каждый день. Если вдруг вы собираетесь прочесть ребенку произведение уже знакомого ему автора, необходимо напомнить и о других его книгах. Задавайте вопросы по сюжету прочитанного произведения. Попросите ребенка пересказать прочитанную сказку или рассказ.
И самое главное - родители:
- Верьте в силы ребенка!
- Обучайте в игре!
- Умейте выслушать ребенка.
- Чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!
- Старайтесь следить за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его.
- Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а также неправильного развития лексической, грамматической речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в ...
Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...
Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»
Буклет "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка 4-5лет»...
Протокол родительского собрания, На тему: «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
В современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы ...
Мастер-класс с родителями на тему «Влияние мелкой моторики на развитие речи ребенка»
Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Дать практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук. Побудить родителей, через развитие мелкой моторики, способствоват...
Консультация для воспитателей "Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка"
Подражание ребенка речи взрослых....
«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»
laquo;Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка» Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших ...