«Формирование функциональной математической грамотности, как средство раскрытия учебных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Работа с детьми ТНР по формированию навыков математической грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_gramotnosti_femp.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование функциональной математической грамотности, как средство раскрытия учебных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В современном мире в сфере образования функциональная грамотность – одна из главных тем обсуждения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать окружающий их мир, научить адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативным, способным творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить. В связи с этим уделяется большое внимание к уровню образованности человека и формированию функционально грамотной личности. Основные предпосылки функциональных навыков формируются в стенах детского сада и семьи.
Особое значение придаем формированию математической грамотности.
Главной задачей занятий ФЭМП является развитие словесно - логического мышления. Дело в том, что в дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память. Для них не составляет труда запомнить порядковый и обратный счет. Однако осмысленно решать подобные примеры дети не могут, так как мышление у них наглядно-действенное и наглядно-образное. Между тем, придя в школу, ребенок с первых дней должен продемонстрировать свои интеллектуальные и личностные качества.
Трудности в усвоении материала с математическим содержанием наблюдаются у большинства детей с ОВЗ.
Хочу выделить отдельную группу детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи. При обследовании детей в логопедической группе, были выявлены трудности при овладении составом числа, трудности при соотношении количества числа предметов с цифрой, с прямым , обратным, порядковым счетом . Дети с ТНР затрудняются
в согласовании разных частей речи, в том числе при согласовании числительных и существительных (например, два пирамидки)
Для каждого ребёнка с ТНР создан индивидуальный маршрут, где отдельным разделам запланирована работа по функциональной грамотности математического развития.
При планировании учитываем, что освоение дошкольников с ОВЗ математической грамотности идет, как правило, двумя путями:
- под руководством педагогов, т.е. проведение игры и НОД со специальным заданием;
- в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребёнка.
Формирование математической грамотности у детей с ОВЗ осуществляем в различных видах деятельности:
- в повседневной жизни; привлечение внимания детей друг другу, оказание помощи, участие в коллективной деятельности с математическим содержанием;
- в специальных играх и упражнениях;
- в обучении сюжетно-дидактическими и театрализованными играми,
- в непосредственно образовательной деятельности по формированию математических представлений;
- во время индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая проводится в группе для детей с ТНР ежедневно.
Во время работы с детьми с ТНР, мы проявляем особый педагогический такт. Обучение формирования навыков грамотности проводится в атмосфере доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Работая с детьми, обращаем внимание, на то, что часто они могут отвлекаться, быстро устают, а это ведёт к снижению внимания, дети плохо усваивают программный материал. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности, а так же;
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
- в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
Например, при построении занятий по формированию математических представлений следует учитывать основные методические принципы обучения детей с ОВЗ, как:
- игровая форма обучения;
- смена видов деятельности;
- повторяемость программного материала;
- обеспечение переноса полученных знаний и умений в новые условия.
Перед нами встала проблема: какие приемы и методы использовать для того, чтобы детям были интересны занятия в детском саду по математике? Что сделать для того, чтобы они стали выражать свое мнение, задавать вопросы, стремиться к взаимодействию. Это были основные вопросы, которые мы поставила перед собой
и пришли к заключению, что наиболее эффективным формами обучения для детей с ОВЗ являются - групповая работа и диалогическое обучение. Диалог помогает детям выражать свое мнение, раскрывать себя в процессе обмена идеями, передавать информацию, задавать вопросы. Планируя занятия, учитывается уровень мышления детей, в игровой форме и по результатам индивидуальной работы.
Для работы с детьми ТНР используем специальную методическую литературу (представленные на слайде).
Учебный материал стараемся подавать небольшими частями и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее.
Так же в нашей работе используем народные и авторские сказки, которые наряду с формированием художественной грамотностью несут и математические знания: «Три медведя»; «Два жадных медвежонка»; «Двенадцать месяцев»; и т.д. Методика работы со сказками представляет собой сначала слушание произведений, а затем беседу с детьми, в ходе которой мы задаём вопросы математического содержания.
В то время, когда дети играют в игры с математическим содержанием, то они легко и быстро сравнивают предметы по величине, без труда определяют форму. Именно в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Математические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В нашей работе мы применяем очень много дидактических игр. Для формирования математической грамотности применяю игры с цифрами и числами, игры-путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, графические диктанты, упражнения деления целого на части. Также использую такой дидактический материал как блоки Дьенеша и палочки Кюзенера. При создании игровых ситуаций ребенок встречается с любимыми героями сказок «Михаил Иванович хозяин дома», «Мишутка со своим любимым стульчиком», «Театр Карабаса- Барабаса.
Если рассматривать, систему сюжетно-игровых занятий и игр по формированию элементарных математических представлений, то большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Для более успешного формирования навыков математической грамотности детям предлагается практический материал, который успешно используется как на занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми. Например:
- разнообразные стенды, изготовленные из ковролина,
- индивидуальные шахматные доски, направлены на развитие общей и мелкой моторики, на формирование умения ориентироваться на плоскости, на закрепление знания геометрических фигур, цифр и математических знаков.
Для того чтобы, дети с ОВЗ развивались в нашей группе была создана развивающая математическая предметно-пространственная среда группы. Среда группы содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна. Выделено место для логико- математической зоны.
Для практической деятельности детей имеется в достаточном количестве разнообразный раздаточный и демонстрационный материал. В группе подобраны игры в соответствии с возрастом: настольно-печатные, конструктивные игры, тематические альбомы, лото, разрезные картинки, парные картинки, игры на развитие сенсорных эталонов. Для развития логики и мелкой моторики рук созданы картотеки игр и упражнений: «Дорисуй», «Штриховка», «Соедини цифры по порядку», «Лабиринты», «Фигуры из палочек», «Посчитай и раскрась», «Скопируй по клеточкам».
Опыт работы показал, что регулярное использование игровых ситуаций математического содержания у детей с ОВЗ, направленное на развитие логического мышления и интеллектуальное развитие дошкольников, способствует развитию мыслительной деятельности, повышает качество математической подготовленности, и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Таким образом, формирование математической грамотности является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте. Развивает интерес к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно – ролевая игра «Детский сад» как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Этапы организации работы с детьми по сюжетно-ролевой игре "Детский сад"...
Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Проблема общения и межличностного взаимодействия...
Игра – как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
Игра-это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей....
Консультация для родителей «Изобразительная деятельность как средство развития графических навыков у детей дошкольного возраста»
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.Развитие творче...
Роль продуктивной деятельности в формировании предпосылок учебной деятельности и учебных навыков у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Сценарий родительского собрания в ДОУ: «Формирование функциональной математической грамотности по средствам игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
дать представление родителям о формировании предпосылок функциональной математической грамотности детей старшей группы...
Паспорт проекта по теме "Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей детей дошкольного возраста 6-7лет с использованием «ЦОС «МЭО-Детский сад»
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе тр...