«Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
материал на тему
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsionnoe_zadanie_rodyukova.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание №
Родюкова Наталья Александровна
города Нижневартовска детского сада № 46 «Кот в сапогах»
Проект
«Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»- В.А. Сухомлинский
«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.
Пояснительная записка
Человек от природы – творец. Для этого у него есть все: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, рисунке или поделке! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – лепка. Существует огромное количество материалов для лепки: глина, пластилин, гипс, тесто, песок, воск.
Из всевозможных материалов мною было выбрано тесто, которое стала использовать в своей работе с детьми.
Соленое тесто – простой и доступный материал в условиях детского сада, который без особых хлопот и без обжига обеспечивает достаточную сохранность готовых поделок.
Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук. У дошкольников формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел.
В процессе лепки дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении веществ. Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления.
Особое влияние тестопластики оказывает на развитие детского творчества, фантазии. Развитие творческого воображения имеет свои особенности. Это объясняется тем, что лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Любой предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Именно благодаря воображению, на основе восприятия предмета в сознании дошкольника, формируется образ.
Лепка из соленого теста не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Она пробуждает интеллектуальную и творческую активность ребенка, учит планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное.
И самое главное – тестопластика вызывает у детей большой интерес. Во время работы с тестом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.
Каждый ребенок, овладев техническими умениями, будет свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов. Дошкольники с большим увлечением изготавливают поделки из соленого теста, которые затем охотно используют в своих играх, дарят родителям и друзьям. Детские работы украшают интерьер детского сада.
Основная часть
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством совместной продуктивной деятельности через использование тестопластики.
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить воспитанников с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
2.Научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
3.Обучить технологии изготовления различных изделий из соленого теста;
4.Начать формирование знаний о композиции, основах цветоведения, технике рисунка акварелью, гуашью, фломастерами.
Технические:
1.Развивать координацию движения рук;
2.Научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
3.Использовать в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный. А также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание.
Развивающие:
1.Развивать мелкую моторику рук;
2.Развивать речь;
3.Расширять словарный запас;
4.Расширять кругозор;
5.Развивать наблюдательность;
6.Развивать эстетический вкус;
7.Развивать образное и логическое мышление;
8.Содействовать развитию творческого воображения, фантазии.
Воспитательные:
1.Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
2.Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
3.Воспитывать ценностное отношение к человеку, его культуре, труду.
Социальные:
1.Создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;
2.Помочь ребенку найти друзей и реализоваться не только в творчестве, но и в общении со сверстниками, педагогами, родителями;
3.Научить детей интересно организовывать досуг, ориентировать их на дальнейшее познание и творчество в жизни.
Задачи:
1. создать педагогические условия развития творчества у старших дошкольников на основе тестопластики;
2. обеспечить положительную динамику развития творчества у старших дошкольников;
3. обучить технологии изготовления изделий из солёного теста: способам, приемам лепки, овладение основами создание образа;
4. формировать умение самостоятельно планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
5. формировать активную жизненную позицию детей, педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах развития творческих способностей.
Новизна проекта. Инновация программы заключается:
- в введении в совместную продуктивную творческую деятельность детей дошкольного возраста использование тестопластики, которая не предусмотрена основной общеобразовательной программой Т.Н. Дороновой «Радуга»;
- в поэтапном усложнении творческих заданий, направленных на формирование у детей способностей создавать новые образцы используя для этого средства выразительности;
- в комплексном использовании творческих упражнений, проблемных ситуаций (придумай, оформи, закончи, найди) для развития и активизации творческого воображения;
- в интеграции тестопластики с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»;
Предполагаемый результат: Историю возникновения традиции изготавливать предметы из соленого теста;
2.Приемы лепки: скатывание прямыми и круговыми движениями. Расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
3.Инструменты и приспособления для лепки;
4.Правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
5.Правила оборудования рабочего места;
6.Правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из соленого теста;
Должны уметь:
1.Отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
2.Скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
3.Раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
4.Последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
5.Пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
6.Соблюдать технику безопасности;
7.Оценивать свою работу и работы своих товарищей;
8.Работать в коллективе.
- сформировать умения и навыки в практической творческой деятельности;
- научить работать с соленым тестом;
- организовать творческое общения в процессе обучения, воспитать умение работать в коллективе;
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.
Участники проекта: дети детского сада, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Система работы по развитию творческого воображения старших дошкольников посредствам тестопластики
Модель реализации проекта
Дети | Родители | Педагоги |
Разработка и реализация циклов игр-занятий в рамках проектной деятельности Игры-занятия «Волшебный сундучок” Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с соленым тестом. Посещение детьми познавательных занятий и выставок по прикладному искусству. Участие в городских выставках детского творчества. Творческие отчеты - организация выставки творческих работ “Волшебный сундучок. | Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка в группе «Секреты мастерства». Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. Оформление библиотечки юного творца. Картотека схем, таблиц, технологических карт по изготовлению поделок. Анкетирование родителей. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ. | Педагогическая мастерская (обмен творческими находками). Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей. Оформление библиотечки юного творца. Картотека схем, таблиц, технологических карт по изготовлению работ. Консультации. |
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (проектировочный, организационный);
2 этап – основной (практический)
3 этап – заключительный (обобщающий, аналитический)
Содержание проекта
Дата | Мероприятия | Итоговый продукт |
1 этап подготовительный (проектировочный, организационный) Задачи: подготовка дошкольной организации к деятельности в новых условиях, анализ и определение стратегии реализации проекта, создание эффективной системы управления проектом | ||
Разработка локальных нормативных актов ДОУ по организации проектной деятельности в дошкольной организации | Пакет локальных нормативно-правовых документов | |
Анализ условий реализации проекта | Оснащение необходимым оборудованием и материалами | |
Оц Выявление уровня развития творческих способностей детей 6-7 лет. | Справка по итогам мониторинга развития воспитанников | |
Разработка модели проекта | Модель содержания проекта | |
Определение критериев оценки проекта | Механизм мониторинга реализации проекта | |
Подбор методической, справочной | Методическая копилка | |
Разработка мероприятий по повышению профессиональной компетентности родителей и педагогов по данной проблеме | Методические рекомендации | |
Разработка учебно-методического комплекса по художественно-эстетическому развитию дошкольников Разработка дополнительных образовательных программ по художественно-эстетическому направлению | Кейс учебно-методических материалов по применению нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. Программа дополнительного образования «Радуга творчества», | |
Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды. | Соответствие предметно-пространственной развивающей среды требованиям ФГОС | |
2 этап основной (практический, деятельностный) Задачи: внедрение | ||
Январь2018- апрель 2018 | Работа с детьми: 1.Освоить разные способы и приёмы работы с соленым тестом при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок. 2. Внедрение в продуктивные виды деятельности тестопластику. 3.Чтение художественной литературы. 4. Рассматривание технологических карт по изготовлению работ из соленого теста, иллюстраций к сказкам, знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, 5. Индивидуальная работа с детьми 6.Реализация дополнительных образовательных программ по художественно-эстетическому направлению «Радуга творчества», с использованием нетрадиционных техник. 7.Проведение интегрированных занятий. Просматривание презентаций, выставок по прикладному искусству 8. Участие в городских выставках детского творчества. 9.Участие во Всероссийских конкурсах. 10.Групповые и индивидуальные выставки детских работ «Юные таланты», «Так зажигаются звезды», А я и не знал, что могу быть волшебником», «Развивающие игры и игрушки своими руками» 10. Занятие развлечение» В гостях у принцессы Солички», «Колобок ищет друзей», «Путешествие в Тестопландию». | Совершенствование у дошкольников изобразительных умений Повышение интереса к изобразительной деятельности. Развитие и укрепление мелкой моторики рук. |
Работа с педагогами: 1.Консультации для педагогов Своеобразие организации и проведения занятий по продуктивным видам деятельности с дошкольниками, в аспекте здоровьесберегающих технологий. Воспитание самостоятельности у дошкольников в продуктивных видах деятельности. «Коллективное творчество дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников посредством тестопластики». «Организация продуктивных видов деятельности в детском саду». 2.Мастер-класс «Использование нетрадиционных изобразительных технологий в продуктивных видах деятельности». 3.Показ открытых форм образовательной деятельности. 4.Выставка нестандартных материалов, используемых при организации продуктивных видов деятельности. 5.Семинар-практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников». 6.Педагогический совет «Творческое развитие дошкольников». | Повышение компетентности педагогических работников в вопросах организации продуктивных видов деятельности. | |
Работа с родителями: 1.Изготовление печатных консультаций по темам: «Лепка из соленого теста как средство развития детского творчества у детей» «Развитие сенсомоторных навыков детей через систему занятий продуктивными видами деятельности» «Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию творческих способностей и мелкой моторики у детей» «Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». Развитие сенсомоторных навыков детей через систему заданий, упражнений по тестопластики. Методические рекомендации для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста» «Всестороннее развитие детей посредством тестопластики» Родительское собрание «Руки учат говорить». 2.Проведение совместных развлечений «Мы- волшебники», «Бал во дворце короля Соленое Тесто». 4. Детско-родительская гостиная по теме: «Развитие творческих способностей детей». Семинар-практикум для родителей «Лепим, играем – речь развиваем» Мастер-класс для родителей с детьми по тестопластике "Подкова-оберег". Мастер-класс «В гостях у Просковьи». Создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды мини – музей «Изба». Анкетирование «Развитие творческих способностей в домашних условиях». Участие в неделе семьи «Рукам работа – сердцу радость»: выставка малых скульптур «Волшебная сила искусства», выставка методической литературы по развитию творческих способностей «Секреты мастерства», выставка совместного творчества родителей и детей «Делаем сами своими руками», ярмарка обмена опытом, поделками «Как у нас на Руси веселятся от души». Итоговое занятие «Волшебное тесто» | Повышение компетентности родителей в развитии творческих способностей воспитанников | |
3 этап заключительный (обобщающий, аналитический, контрольно-коррекционный) Задачи: анализ, систематизация и теоретическое осмысление полученных результатов | ||
май 2018 | Мониторинг эффективности | Аналитическая справка |
Оценка степени удовлетворенности родителей (законных представителей) | ||
Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей в форме круглого стола, анализ деятельности. | Итоговый отчет | |
Планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основании результатов, проделанной работы. | ||
Диссеминация положительного опыта. | Тиражирование проекта Сборник методических рекомендаций «Развитие творческих способностей детей» |
Список используемой литературы:
1. Давыдова, Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2016. – 112 с.
2. Дыбина О.В. Занятия по изобразительному искусству в старшей группе детского сада. – М., 2009 год.
3. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.: 4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2010год.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, проектирование содержания. – М., 2011 год.
_________________ | |
воспитатель | Н.А Родюкова |
Мероприятия
Приложение 1
Консультация для родителей
«Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования»
Методы:
¬ Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
¬ Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
¬ Практический
В программе выделены три этапа развития творчества дошкольников на занятиях по тестопластике. Каждый этап имеет свои особенности и творческие задачи
. I этап (начальный)
– «Путешествие в страну Тестопландию начинается».
Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей. Задачи начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста. На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место. Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки. На первом этапе детям предлагаются задания, которые требуют от них первоначальной ориентировки в творческой деятельности: сочини, придумай, измени и т.д., при этом они проявляют элементы творчества. Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.
II этап (промежуточный) – «Увлекательная тестопластика»
Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.
14 Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки. Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.
III этап (завершающий) – «Мы – фантазеры».
Цель: творчество. Развитие способности самостоятельно создавать выразительные образы в лепке из соленого теста, отличающиеся оригинальностью (субъективной новизной), вариантностью, гибкостью, подвижностью.
Задачи: поощрять творческую активность детей, инициативу и самостоятельность; развивать целеустремленность и настойчивость в поисках решения проблемы. Опорой на этом этапе служит детское творческое воображение, позволяющее не только отображать замысел, но и свое отношение к создаваемому образу. Создаются условия для развития инициативы и самостоятельности дошкольников. Дети учатся переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять его в творческих ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»
1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...
Творческая презентация «Развитие творческих способностей детей в условиях семьи и ДОУ»
Презентацию позже выложу в связи с выступлением....
творческий отчёт "Развитие творческих способностей детей через различные виды изо"
опыт работы по изо...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.
Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...
Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".
В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....
Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет
Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...