Сопровождение детей с ЗПРР: коррекционно-развивающая работа с «неговорящими» детьми
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Шкурина Елена Валерьевна

Из опыта работы с «неговорящими» детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_negovoryashchie_deti.docx157.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с ЗПРР: коррекционно-развивающая работа с «неговорящими» детьми

Из опыта работы с «неговорящими» детьми раннего возраста.

Одна из актуальнейших проблем современного общества – увеличение количества детей с отклонениями  в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье, которые имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных исследований в данной области.

За последние пять лет в наш Центр стали часто обращаться родители детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития. Чаще всего родители начинают бить тревогу по достижению ребенком 3-х летнего возраста: жалобы на отсутствие не только фразовой речи, но и отдельных слов, звукоподражаний и т.п. К этому времени  родители  «неговорящих» детей прошли консультации многих специалистов: педиатра, невролога, где им был поставлен диагноз: «задержка психоречевого развития», рекомендовано дальнейшее наблюдение, но о необходимости начала коррекционо-развивающих занятий со специалистами: логопедом, психологом и дефектологом чаще всего не говорится ни слова, ссылаясь на ранний возраст детей.

Раннее начало занятий – безусловно, залог успеха. Ребенок не приобрел еще никаких специфических форм общения, не почувствовал своей неполноценности. Дети, старше трех лет, как правило, уже понимают, что чем-то отличаются от остальных детей, имея опыт затрудненного общения с окружающими, которые не реагируют на   указательные жесты, взгляды, кивки, мычание, как их родители.

С  целью оказания помощи «безречевым» детям,  проведения дифференциальной диагностики и  определения дальнейшего образовательного маршрута, а также  профилактики речевых и познавательных нарушений и их коррекции в  Центре была открыта диагностическая группа для детей с задержкой психоречевого развития раннего возраста.

При поступлении «неговорящего» ребенка в группу проводится скрининг-диагностика специалистами центра: дефектологом, логопедом, психологом, психоневрологом, неврологом. Цель её - определить путь актуального уровня развития к ближайшему уровню развития и  разработать индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут, охватывающий различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную, эмоциональную). 

Анализ современной литературы позволяет уверенно говорить о том, что  одна из основных причин нарушений – натальные повреждения стволовых структур головного мозга, шейных отделов спинного мозга и позвоночных артерий. Поэтому очень важно в работе с данной категорией детей сопровождение учреждений медицинской направленности, где проводят комплексное обследование соматического, психического и психофического статуса ребенка, оказывают  современную медицинскую и физиотерапевтическую помощь  в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как правило многие «неговорящие» дети не получали квалифицированную медицинскую помощь от рождения до 2х -3х летнего возраста. С началом коррекционных занятий в диагностической группе детям только начинает оказываться медицинская помощь в коррекции психофизического развития.

Педагоги Центра  используют традиционные и авторские программы,  методы и приемы в работе с «неговорящими» детьми раннего возраста (Н.В.Нищевой, Стребелевой, Е.В. Ларечиной и др.).

 В данной статье нам  хотелось бы поделиться некоторыми авторскими приемами, используемыми в формировании и коррекции слоговой структуры слова, перехода от звукоподражания к слову и короткой фразе у детей с психоречевой задержкой.

Нельзя забывать о том, что у всех детей с психоречевой задержкой страдает планирование речевых высказываний и слуховое восприятие речи. В связи с этим, коррекционная работа начинается с отработки неречевых заданий, направленных на формирование планирования своей деятельности и восприятия неречевых звуков окружающей среды. Параллельно идет отработка коррекционных заданий по формированию общей, мелкой моторики, артикуляторных возможностей ребенка, развития навыков правильного дыхания.

Вызванные звукоподражания закрепляются через ассоциативные картинки. Мы их называем «кнопочками». Например, как дует ветер – ВА, предъявляем картинку с изображением ветра.  А слог ДА обозначаем кнопочкой красного цвета. Называя слоги по картинкам, дети начинают «читать» слово (ВА-ДА). Такие ассоциативные кнопочки прибавляются по мере расширения звукоподражательных способностей ребенка. Приводим пример  карточки с ассоциативными картинками-слогами.

C:\Users\1\Desktop\ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ЛОГОПЕДОМ\op5.jpg

    В А                      ДА

По мере расширения активного словаря ребенка и формирования короткой фразы ассоциативные картинки предъявляются дозировано, а в дальнейшем отработанные фразы вводятся в обиходную речь. На последующих этапах предусматривается логопедическая работа по овладению детьми разговорно-бытовой речью, т.е. продолжает формироваться коммуникативная  её функция.

Большое значение имеет обучение родителей овладением данных приемов. Ведь именно они изготавливают красочные ассоциативные картинки, пособия по развитию слов и короткой фразы, с учетом интересов и знаний ребенка.

Таким образом, системная работа с детьми (коррекционно-развивающая и  медицинская), имеющими задержку речевого развития , способствует    успешному выходу ребёнка из  группы «неговорящих» детей и определению его дальнейшего  маршрута в условиях образовательной организации.

Используемая литература:

1).Н. В. Нищева: «Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией».

2).Т. А. Датешидзе: «Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития». Речь Санкт-Петербург 2004 г.

3). Г.В. Дедюхина., Е.В. Кириллова «Учимся говорить.» 55 способов общения с неговорящим ребенком.— М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

4)Л. Р. Давидович, Т.С. Резниченко «Ребѐнок плохо говорит? Почему?, Что делать?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность сп...

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...

Выступление по теме" "Игровые упражнения в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми"

Я работаю в средней группе, компенсирующей направленности, которую посещают дети с различными медицинскими диагнозами, практически все они – неговорящие.  с задержкой психического разв...