Выступление по теме" "Игровые упражнения в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми"
презентация к уроку (средняя группа)
Я работаю в средней группе, компенсирующей направленности, которую посещают дети с различными медицинскими диагнозами, практически все они – неговорящие.
- с задержкой психического развития (ЗПР)
- с расстройством аутистического спектра (РАС)
- с детским церебральным параличом (ДЦП)
- с хромосомными нарушениями и др. (синдром Дауна)
Как правило, эти дети на занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях развития и обучения.
Презентация здесь https://cloud.mail.ru/public/rpm8/1CbtgrRPm
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 324.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Я работаю в средней группе, компенсирующей направленности, которую посещают дети с различными медицинскими диагнозами, практически все они – неговорящие.
- с задержкой психического развития (ЗПР)
- с расстройством аутистического спектра (РАС)
- с детским церебральным параличом (ДЦП)
- с хромосомными нарушениями и др. (синдром Дауна)
Как правило, эти дети на занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях развития и обучения.
Занятия провожу индивидуально или с подгруппой детей. Ведущая форма занятия – игровая. Обязательным условием является многократность повторения одного и того же словесного материала и наличие тесного эмоционального контакта с ребенком.
Поэтому направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми это:
- формирование мотивации – необходимо заинтересовать ребёнка;
- формирование зрительного контакта – научить следить взглядом за предметом;
- формирование имитации – помочь освоить простые движения;
- формирование понимания простых поэтапных и общих инструкций;
- формирование речевой подражательной деятельности;
- формирование мыслительных операций – различать, сопоставлять, детализировать предметы.
Первый шаг коррекционной работы с неговорящим ребёнком – развитие произвольного внимания. Важно, чтобы он нас увидел, услышал, привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому начинаю работу с развития подражательной способности ребёнка. Нужно научить его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и т.д.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию звукам, словам.
Мы используем игры на формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучаем игровым действиям – имитациям.
- Сделай, как я.Катание, бросание мяча по показу взрослого.
- Покажи, как зайчик прыгает.
- Уложим кукол спать.
- Оденем Катю на прогулку.
- Построй ворота, башню.
- Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).
- Чудесный мешочек и др.
Основная задача: игр на развитие понимания речи отдельных простых просьб и обращений взрослого – это накопление пассивного словарного запаса.
- Покажи, дай предметы (картинки) из ближайшей окружающей обстановки.
2. Покажи, где мальчик ест, спит, попрыгает, бежит и т.п..На этом этапе нам очень помогают Альбомы по развитию речи Батяевой, Новиковской и др. авторов.
3. Выполнение словесных инструкций:«Покатай мишку». «Покорми птичку», Игры. «Ладушки», «Прятки игрушек под платочком» и др.
ПРОСМОТР РОЛИКА!!!!
Для стимулирования появления речи я использую разнообразные методические приёмы:
- логоритмические упражнения, что вы сейчас наблюдали.
- куклы-мапеты, пальчиковый театр;
- альтернативные вопросы: «Какую игрушку тебе дать, самолётик УУУ или куклу ААА?» - в такой формулировке ребёнок вынужден повторить.
И, конечно же, авторские пособияМарии Черняк, которое мы приобрели в этом году. Предлагаю вашему вниманию комплект карточек Артикуляционной и Пальцево-звуковой гимнастики для развития понимания речи, навыков имитации, отработки звукоподражаний.
Выполняем упражнение для губ «Жаба» (и-и), «Слон» (у-у).
А вот упражнения пальцево-звуковой гимнастики «Колокольчик» (динь-динь) и «Коза» (ме-ме). Как вы поняли, добавляем движение-имитацию.
Этого же автора пособие «Звуки», которое предназначено для стимулирования повторения отдельных звуков, звукоподражаний и двусложных слов.
Выполняя в игровой форме упражнения по звуковой культуре речи, дети постепенно овладевают произношением звуков, звукоподражаниями.
Речь развивается и функционирует в тесной связи со всей психикой ребёнка, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевых сферах.
Эти связи проявляются как в нормальном, так и в аномальном развитии.
Поэтому уделяю большое внимание играм на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия). Это обуславливает комплексный подход в коррекционном развитии и обучении с использованием разнообразных средств, вразличных видов деятельности.
Такие игрушки как: сортёры, пазлы, лабиринты, домино, пирамидки и другие очень нравятся детям.
А мы создаём свои дидактические пособия и играем. Сначала обучаем детей играть в игру «Собери варежку».
Затем они играют самостоятельно…
Родители наши единомышленники! Они играют вместе с нами в игры и понимают их важность для развития ребёнка. Так же родители приносят нам пособия и игры, делятся собственным опытом.
Итак, игры на подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом – мотивация… Так же важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. И конечно, вокруг ребёнка должна быть сформирована развивающая среда. Наши правила в работе ….
- играем не только за столом, но и на полу
- чем значимей стимул, тем ярче эмоциональное внимание
- речевые инструкции чёткие, доступные, поэтапные
- частая смена видов деятельности
- внешность педагога: яркая помада, шарф и т.п.
Эмоциональная увлечённость педагога игрой заряжает, воодушевляет ребёнка!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития речи проводится в рамках ведущей деятельности, опирается на современную теоретическую базу и даёт возможность сп...

Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....

Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
В данном материале вы ознакомитесь с игровыми упражнениями по формированию речевого дыхания, понимания речи, слухового восприятия и фонематических процессов, пространственного восприятия, с прие...

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми.
Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми....

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ!...

Сопровождение детей с ЗПРР: коррекционно-развивающая работа с «неговорящими» детьми
Из опыта работы с «неговорящими» детьми раннего возраста...