Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза. (по Коноваленко)
- Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Услышав мягкий согласный звук, ребенок его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперед, кулаки разжимает. Твердый согласный произносится с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки резко разжимаются.
Сначала по 1 звуку ([т], [п], [д], [в], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[п], [т]-[т]-[т]-[т] и др.). Затем взрослый произносит слоги с твердыми и мягкими согласными сначала по 1 слогу (пя, па, тя, то, те, то, ти и т.п.), затем по 2-3-4 слога (па-па-пя; то-тё-тё и др.).
После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложить слоговой ряд с различными гласными звуками, например то-ти-та-ту, по-пу-пя-пе и др.
2.Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков ([п]-[б], [т]- [д], [ф]-[в], [с]-[з], [ш]-[ж], [к]-[г]).
Обязателен предварительный тактильный анализ (рука на горле).
Услышав глухой согласный звук, ребенок его повторяет, резко выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками в стороны, кулаки при этом резко разжимаются. Звонкий согласный произносится ребенком с резким поднятием рук со сжатыми кулаками вверх, кулаки резко разжимаются.
Сначала по одному звуку ([п], [б], [т], [д], [з], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[б], [д]-[т]-[д] и др.). Затем взрослый произносит слоги с глухими и звонкими согласными звуками сначала по 1(па, ба, то, до и др.), потом по 2-3 слога (па-па-ба; ту-ду-ду-ту и др.).
После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными звуками, например га-го-ка-кы, ба-по-бу-пы, за-со-су-сы и др.
3.Выделение ударного слога («Хлоп-топ»).
Ударный слог произнести, топнув ногой, безударный –хлопнуть в ладоши.
Ряд слогов: са-са-са (топ-хлоп-хлоп); су-су-су (хлоп-топ-хлоп); со-со-со (хлоп-хлоп-топ) и др.
Слова: собака (хлоп-топ-хлоп), радуга (топ-хлоп-хлоп), далеко (хлоп-хлоп-топ).
Примечание. Слова произносить не по слогам, в обычном темпе и ритме.
4. Определение места заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Звук в начале слова- руки вверх (радуга).
Звук в середине слова –руки вытянуть вперед (корова).
Звук в конце слова – руки вниз (топор).
5. Игра «Угадай слово» (на слух).
Взрослый произносит деформированное слово из двух переставленных слогов, например за-ро, и предлагает ребенку мысленно так переставить слоги, чтобы получилось правильное слово (роза). Убедившись в том, что ребенок правильно понял инструкцию, взрослый в медленном темпе произносит несколько деформированных двусложных слов. Предварительно ребенку дается инструкция не только восстановить (угадать) слова, но и запомнить их. После этого ребенок по памяти воспроизводит угаданные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_sovershenstvovaniya_navykov_zvuko.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза. (по Коноваленко)
- Д ифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Услышав мягкий согласный звук, ребенок его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперед, кулаки разжимает. Твердый согласный произносится с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки резко разжимаются.
Сначала по 1 звуку ([т], [п], [д], [в], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[п], [т]-[т]-[т]-[т] и др.). Затем взрослый произносит слоги с твердыми и мягкими согласными сначала по 1 слогу (пя, па, тя, то, те, то, ти и т.п.), затем по 2-3-4 слога (па-па-пя; то-тё-тё и др.).
После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложить слоговой ряд с различными гласными звуками, например то-ти-та-ту, по-пу-пя-пе и др.
2.Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков ([п]-[б], [т]- [д], [ф]-[в], [с]-[з], [ш]-[ж], [к]-[г]).
Обязателен предварительный тактильный анализ (рука на горле).
Услышав глухой согласный звук, ребенок его повторяет, резко выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками в стороны, кулаки при этом резко разжимаются. Звонкий согласный произносится ребенком с резким поднятием рук со сжатыми кулаками вверх, кулаки резко разжимаются.
Сначала по одному звуку ([п], [б], [т], [д], [з], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[б], [д]-[т]-[д] и др.). Затем взрослый произносит слоги с глухими и звонкими согласными звуками сначала по 1(па, ба, то, до и др.), потом по 2-3 слога (па-па-ба; ту-ду-ду-ту и др.).
После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными звуками, например га-го-ка-кы, ба-по-бу-пы, за-со-су-сы и др.
3.Выделение ударного слога («Хлоп-топ»).
Ударный слог произнести, топнув ногой, безударный –хлопнуть в ладоши.
Ряд слогов: са-са-са (топ-хлоп-хлоп); су-су-су (хлоп-топ-хлоп); со-со-со (хлоп-хлоп-топ) и др.
Слова: собака (хлоп-топ-хлоп), радуга (топ-хлоп-хлоп), далеко (хлоп-хлоп-топ).
Примечание. Слова произносить не по слогам, в обычном темпе и ритме.
4. Определение места заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
Звук в начале слова- руки вверх (радуга).
Звук в середине слова –руки вытянуть вперед (корова).
Звук в конце слова – руки вниз (топор).
5. Игра «Угадай слово» (на слух).
Взрослый произносит деформированное слово из двух переставленных слогов, например за-ро, и предлагает ребенку мысленно так переставить слоги, чтобы получилось правильное слово (роза). Убедившись в том, что ребенок правильно понял инструкцию, взрослый в медленном темпе произносит несколько деформированных двусложных слов. Предварительно ребенку дается инструкция не только восстановить (угадать) слова, но и запомнить их. После этого ребенок по памяти воспроизводит угаданные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".
В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....
Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста
Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...
Дидактическая игра "Посылка" на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов
Игра предназначена для детей 6-7 лет....
"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".
Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение в профилактике дисграфии и дислексии....
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».
Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей школ и педагогов коррекционного...
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»
Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...
«Навыки звуко-слогового анализа и первичные навыки анализа предложений»
Консультация для родителей...