Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Антипова Татьяна Ивановна

Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза. (по Коноваленко)

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

   Услышав мягкий согласный звук, ребенок его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперед, кулаки разжимает. Твердый согласный произносится с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки резко разжимаются.

   Сначала по 1 звуку ([т], [п], [д], [в], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[п], [т]-[т]-[т]-[т] и др.). Затем взрослый произносит слоги с твердыми и мягкими согласными сначала по 1 слогу (пя, па, тя, то, те, то, ти и т.п.), затем по 2-3-4 слога (па-па-пя; то-тё-тё и др.).

   После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложить слоговой ряд с различными гласными звуками, например то-ти-та-ту, по-пу-пя-пе и др.

   2.Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков ([п]-[б], [т]- [д], [ф]-[в], [с]-[з], [ш]-[ж], [к]-[г]).

   Обязателен предварительный тактильный анализ (рука на горле).

   Услышав глухой согласный звук, ребенок его повторяет, резко выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками в стороны, кулаки при этом резко разжимаются. Звонкий согласный произносится ребенком с резким поднятием рук со сжатыми кулаками вверх, кулаки резко разжимаются.

    Сначала по одному звуку ([п], [б], [т], [д], [з], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[б], [д]-[т]-[д] и др.). Затем взрослый произносит слоги с глухими и звонкими согласными звуками сначала по 1(па, ба, то, до и др.), потом по 2-3 слога (па-па-ба; ту-ду-ду-ту и др.).

   После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными звуками, например га-го-ка-кы, ба-по-бу-пы, за-со-су-сы и др.

3.Выделение ударного слога («Хлоп-топ»).

Ударный слог произнести, топнув ногой, безударный –хлопнуть в ладоши.

   Ряд слогов: са-са-са (топ-хлоп-хлоп); су-су-су (хлоп-топ-хлоп); со-со-со (хлоп-хлоп-топ) и др.

   Слова: собака (хлоп-топ-хлоп), радуга (топ-хлоп-хлоп), далеко (хлоп-хлоп-топ).

   Примечание. Слова произносить не по слогам, в обычном темпе и ритме.

   4. Определение места заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

   Звук в начале слова- руки вверх (радуга).

   Звук в середине слова –руки вытянуть вперед (корова).

   Звук в конце слова – руки вниз (топор).

5. Игра «Угадай слово» (на слух).

   Взрослый произносит деформированное слово из двух переставленных слогов, например за-ро, и предлагает ребенку мысленно так переставить слоги, чтобы получилось правильное слово (роза). Убедившись в том, что ребенок правильно понял инструкцию, взрослый в медленном темпе произносит несколько деформированных двусложных слов. Предварительно ребенку дается инструкция не только восстановить (угадать) слова, но и запомнить их. После этого ребенок по памяти воспроизводит угаданные слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_sovershenstvovaniya_navykov_zvuko.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для совершенствования навыков звуко-слогового анализа и синтеза. (по Коноваленко)

  1. Д ифференциация твердых и мягких согласных звуков.

   Услышав мягкий согласный звук, ребенок его повторяет, выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками вперед, кулаки разжимает. Твердый согласный произносится с резким опусканием рук со сжатыми кулаками вниз вдоль тела, кулаки резко разжимаются.

   Сначала по 1 звуку ([т], [п], [д], [в], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[п], [т]-[т]-[т]-[т] и др.). Затем взрослый произносит слоги с твердыми и мягкими согласными сначала по 1 слогу (пя, па, тя, то, те, то, ти и т.п.), затем по 2-3-4 слога (па-па-пя; то-тё-тё и др.).

   После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложить слоговой ряд с различными гласными звуками, например то-ти-та-ту, по-пу-пя-пе и др.

   2.Дифференциация парных глухих и звонких согласных звуков ([п]-[б], [т]- [д], [ф]-[в], [с]-[з], [ш]-[ж], [к]-[г]).

   Обязателен предварительный тактильный анализ (рука на горле).

   Услышав глухой согласный звук, ребенок его повторяет, резко выбрасывая при этом руки со сжатыми кулаками в стороны, кулаки при этом резко разжимаются. Звонкий согласный произносится ребенком с резким поднятием рук со сжатыми кулаками вверх, кулаки резко разжимаются.

    Сначала по одному звуку ([п], [б], [т], [д], [з], [с] и др.), затем по 2-3-4 ([п]-[п]-[б], [д]-[т]-[д] и др.). Затем взрослый произносит слоги с глухими и звонкими согласными звуками сначала по 1(па, ба, то, до и др.), потом по 2-3 слога (па-па-ба; ту-ду-ду-ту и др.).

   После того как ребенок освоил это упражнение, задачу можно несколько усложнить, предложив слоговой ряд с различными гласными звуками, например га-го-ка-кы, ба-по-бу-пы, за-со-су-сы и др.

3.Выделение ударного слога («Хлоп-топ»).

Ударный слог произнести, топнув ногой, безударный –хлопнуть в ладоши.

   Ряд слогов: са-са-са (топ-хлоп-хлоп); су-су-су (хлоп-топ-хлоп); со-со-со (хлоп-хлоп-топ) и др.

   Слова: собака (хлоп-топ-хлоп), радуга (топ-хлоп-хлоп), далеко (хлоп-хлоп-топ).

   Примечание. Слова произносить не по слогам, в обычном темпе и ритме.

   4. Определение места заданного звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

   Звук в начале слова- руки вверх (радуга).

   Звук в середине слова –руки вытянуть вперед (корова).

   Звук в конце слова – руки вниз (топор).

5. Игра «Угадай слово» (на слух).

   Взрослый произносит деформированное слово из двух переставленных слогов, например за-ро, и предлагает ребенку мысленно так переставить слоги, чтобы получилось правильное слово (роза). Убедившись в том, что ребенок правильно понял инструкцию, взрослый в медленном темпе произносит несколько деформированных двусложных слов. Предварительно ребенку дается инструкция не только восстановить (угадать) слова, но и запомнить их. После этого ребенок по памяти воспроизводит угаданные слова.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".

В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....

Программа формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.Применение аналитико-синтетического метод...

"Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста".

Формирование звуко-слогового анализа и синтеза имеет большое значение  в профилактике дисграфии и дислексии....

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков звуко-слогового анализа и синтеза. Профилактика нарушений письма и чтения».

Выступление из опыта работы на семинаре педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов  г. Нижнекамска «Преемственность в работе учителей  школ и педагогов коррекционного...

Конспект занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений. Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах, словах, текстах»

Конспект  занятия в группе НПОЗ по развитию навыков звуко-слогового анализа и синтеза, фонематических представлений.Тема: «Дифференциация звуков [с]- [ш],[з]- [ж]в слогах,словах, текстах&ra...