Программа КРЗ с песком для ребенка 4-5 лет с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krz_dlya_rebenka_4-5_let_s_zpr.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа коррекционно-развивающих занятий
с песком с ребенком 4-5 лет (ЗПР)
Вид программы: коррекционно-развивающая.
Цель программы: развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи программы:
- Развитие познавательных способностей детей 4-5 лет.
- Развитие коммуникативных навыков.
-Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие «тактильной» чувствительности.
- Совершенствование творческих навыков, умение экспериментировать.
- Учит усидчивости и аккуратности.
- Стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка.
Форма организации занятий – индивидуальная.
Длительность программы: частота занятий 2 раза в неделю. Длительность каждого занятия 15 минут в первой половине дня.
Сроки реализации программы: середина сентября 2021г. –январь 2022г.
Пояснительная записка
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Критерии оценки достижения планируемых результатов.
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы ребенок научаться последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета; умеют выстраивать композиции на песке по образцу; после проведённой совместной деятельности у ребенка заметно эмоционально положительное состояние, ребенок получает удовольствие от игр и совместной деятельности со взрослым.
Формы подведения итогов реализации программы:
наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
Необходимое оборудование:
1. Пластиковый прямоугольный поднос. Высота бортов не менее 3-5 см.
2. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):
• лопатки, стеки;
•разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
Организация игр-занятий с песком
1. Организационный момент: (при проведении адаптационных игр-занятий в песке действия и объяснения психолога соотносятся с возрастом ребенка).
Психолог знакомит ребенка со своей игрушкой-посредником в играх с песком — это может быть песочная Фея. Игрушка должна быть красивой и интересной. Данную игрушку можно использовать только в песочнице или в некоторых исключительных случаях в группе, так как через эту игрушку педагог объявляет все правила поведения, запреты и поощрения.
Психолог в ходе проведения игр обращает внимание ребенка на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать. Сначала показывает в песке все движения, затем ребенок их повторяет.
Упражнение «Здравствуй, Песок!»
Цель: снизить психофизическое напряжение.
Ведущий от имени Феи просит по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребёнок:
- Дотрагивается до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
- Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
- Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
- Перетираем песок между пальцами и ладонями
- В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка…»
2. Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
После игры надо помочь песочной Фее убрать все игрушки на свои места.
После игры в песке надо помыть ручки.
3. Игра с песочной Феей. Песочная Фея приглашает ребенка к себе в гости, в песочницу, предлагает поиграть с ней в разные игры.
4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания.
-Наше занятие окончено. Спасибо! Но прежде чем уходить, мы расскажем песочной Фее, чем мы занимались.
Ребенок припоминает ход занятия и рассказывает о проделанной работе.
Литература
1.Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт. – сост. М.А. Федосеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 122 с.
2.Лыкова И., Лепка из пластилина. Изд.: Дидактика – Карапуз, 2000-2007 г.
3.Монина.Г.Б., Гурин Ю.В. Игры для детей от трёх до семи лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 256 с.
4.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: Мозайка – Синтез, 2014. – с.
5.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 – х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. –М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. – 72 с. (Психологическая служба).
6.Шарохина В.Л. Коррекционно – развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2014. – 136 с. (Психологическая служба).
Тематическое планирование
Название занятия | Наименование форм работы, упражнений | Время |
Сентябрь занятия 1 Овощи | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад».4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин |
Сентябрь занятия 2, 2.1 Фрукты | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад»2 занятие - «Игра «Во саду ли, в огороде»4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Сентябрь занятия 3, 3.1 Грибы, ягоды | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад»2 занятие - «Выложи по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 1, 1.1 Деревья | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Выложи по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 2, 2.1 Насекомые | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй на песке» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 3, 3.1 Перелетные птицы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад», 2 занятие - «Выложи по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Октябрь занятие 4, 4.1 Продукты питания | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад», 2 занятие - «Что я спрятала в песок?» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 1, 1.1 Моя семья | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад», 2 занятие - «Отгадай загадку и найди отгадку» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 2, 2.1 Дикие животные | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие –«Найди клад», 2 занятие - «Отгадай загадку и найди отгадку» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 3, 3.1 Домашние животные | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие -«Найди клад» 2 занятие- «Выложи мордочку кошки по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Ноябрь занятие 4, 4.1 Бытовые приборы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад»2 занятие- «Что я спрятала в песок?»4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 1, 1.1 Зима | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй на песке снежки и выложи камнями по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 2, 2.1 Зимующие птицы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад», 2 занятие - «Обведи птицу по контуру» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 3, 3.1 Зимние забавы | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй снеговика и укрась его» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Декабрь занятие 4, 4.1 Новый год | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие - «Найди клад» 2 занятие «Укрась елку» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Январь занятие 1. 1.1 Мужские и женские профессии | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие - «Что я спрятала в песок?» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Январь занятие 2, 2,1 Водный и воздушный транспорт | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Выложи контур корабля» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Январь занятие 3, 3.1 Наземный транспорт | 1. Организационный этап. Упражнение «Здравствуй. Песок!». 2. Правила поведения в песочнице. 3. Игра с песочной Феей. 1 занятие- «Найди клад» 2 занятие- «Нарисуй машину» 4. Ритуал выхода из песочного мира. Ритуал прощания. | 15 мин 15 мин |
Всего 15 занятий | 5 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа игр с песком для дошкольников
Проект "Пальчики-фантазёры"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программ «Чудеса на песке»
Программа для детей от 3 лет. Занятия проводятся на световых столах....
Мониторинг по программе "Сказка на песке"
Результаты развития координированных движений, мелкой моторики в условиях ДОУ «Сказка на песке»...
Диагностика к программе Сказка на песке
Диагностика проводится по методике (Н.О. Озерецкого, Н.И. Гуревич)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сказка на песке»
Программа составлена для воспитанников дошкольных образовательных учреждений с ОВЗ.С учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Программа рассчитана на 2 года. Образовательный процесс стро...
Программа рисуем на песке.
Программа может быть использована воспитателями, родителями, педагогами доп. образовния. Содержит тематическое планирование занятий попесочной анимации надва года....
Программа «Рисуем на песке»
Программа дополнительного кружка...