Логопедическое занятие по ЛГСР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Олеся Николаевна Муравьева

Конспект логопедического занятия в средней группе

по лексической теме: «Насекомые».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в средней группе

по лексической теме: «Насекомые».

Учитель-логопед

Муравьева О.Н.

Задачи:

1. Образовательная задача:

  • систематизировать и обобщить знания детей о насекомых;
  • упражняться в отгадывание загадок;
  • учить образовывать существительные родительного падежа множественного числа;
  • образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • расширение и активизация словаря;
  • употребление сложных предложений с союзом «потому что».
  • совершенствование грамматического строя речи; (использование предлогов:  в , на , по , с , под , над).
  • выявление умения составлять целое из частей. 
  • учить употреблять местоимения мой, моя;
  • продолжать учить развивать координацию движения с речью;

2. Развивающие задачи: развивать память, внимание, мышление, воображение.

3. Воспитательные задачи:

     -  воспитывать бережное отношение к окружающему миру (насекомым);

     -  Воспитывать выдержку, взаимовыручку и культуру поведения на занятиях.

Оборудование: картинки с изображением различных насекомых, магнитная доска, мячик, корзинка с карточками, весенняя поляна с различными насекомыми.

1. Организационный момент.

Логопед 

Встаньте дети, встаньте в круг.

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмемся 

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть? (Да)

Значит можно начинать.

Давайте поприветствуем друг друга, ребята.

Приветствие:

Здравствуйте ладошки! – Хлоп- хлоп- хлоп!

Здравствуйте ножки! – Топ-топ-топ!

Здравствуйте щёчки! – Плюх- плюх- плюх!

Здравствуйте губки! – Чмок-чмок-чмок!

Логопед:

- Ребята, сегодня к нам пришел наш давний друг, жираф Гоша. У Гоши очень хорошее настроение. Настроение поднялось, пока он шел к нам по улице. Его согревало солнышко, обдувал теплый ветерок. Как вы думаете, почему на улице такая хорошая погода?

Дети:

- Наступила весна.

Логопед: 

-Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети.

- Март, апрель, май – их не забывай!

Логопед:

-Весной природа просыпается от зимнего сна, какие же изменения происходят в природе весной? Старайтесь отвечать полным предложением. Начинать предложение нужно со слов - Весной ...

- Весной тает снег.

Дети.

Весной небо голубое. Весной дует тёплый ветер. Весной ярко светит солнце. Весной прилетают птицы. Весной просыпаются дикие животные. Весной у животных рождаются детёныши. Весной закапали сосульки с крыш домов. Весной снег стал таять. Весной потекли ручьи. Весной птицы вьют гнёзда. Весной появляются первые цветы. Весной просыпаются насекомые.  Весной набухают почки на деревьях. Весной на деревьях появляются цветочки. Весной выросла молодая трава.

2. Дыхательная гимнастика.

- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается, покажем солнышку свои ладошки, вдохнем весенний аромат воздуха вместе с веселым настроением и выдохнем зимнюю прохладу. Воздух набираем носом- выдыхаем ртом.

- Вот теперь мы стали бодрыми и энергичными. Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы вместе с Гошей отправимся в гости к маленьким жителям весенней полянки, которые тоже уже проснулись. А чтобы узнать, кто живет на полянке, нужно отгадать загадки.

***

Он зелёный и весёлый скачет целый день.

И ему скакать и прыгать никогда не лень. (Кузнечик)

***

Она бывает разная, но всегда прекрасная.

Села на листочек похожа на цветочек. (Бабочка

***

Насекомое - в почёте,
Целый день она в полёте,
Опыляет все цветы,
Чтоб медку отведал ты. (
Пчела)

***

Крылышек две пары.
Круглые глаза  
Как большие фары!
Это…
 (Стрекоза)

Логопед: 

- Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать пчелу, бабочку, кузнечика и стрекозу?

Дети

Это насекомые.

- А каких насекомых вы еще знаете?

Дети. 

Муравьи, мотыльки, гусеницы…

Логопед:

-  Отправляемся в веселое путешествие! Встаньте  друг за другом,  руки на поясе,  и идем за Гошей. Ему очень интересно и не терпится отправиться в путь.

 На полянку мы идем, не спешим, не отстаём,

Дружно ноги поднимаем, через кустики шагаем.

Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг.

Отдохнуть мы все успели, и на место своё сели.

3. Игра «Кто живет на полянке» 

- образование существительных и употребление родительного падежа мн. числа.

 -Вот мы с вами пришли на весеннюю поляну.  Как много тут разных насекомых, назовите, кого вы видите. 

- Я вижу божью коровку.

- Дети-…

4. Игра: «Один-много»

- На поляне насекомые живут не по одному, их много.

-Назовите насекомых, которых вы видите на поляне со словом «много»

- На поляне много бабочек.

- Дети- Много бабочек. Много комаров. Много мух. Много кузнечиков. Много пчел.

Много стрекоз. Много жуков. Много муравьев. Много божьих коровок.

-Молодцы, всех насекомых назвали!

- Насекомые самые маленькие существа на нашей планете.

-И многие люди называют их ласково.

-Мы с вами потренируемся и назовём насекомых ласково.

5. Игра « Назови ласково»  (деревянный мячик, массажный)        

- совершенствование грамматического строя речи; образование существительного  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 -Мячик маленький катай, да словечком приласкай.

Комар - комарик, стрекоза – стрекозка, пчела – пчелка , жук – жучок , муравей – муравьишко, муха-мушка.

6. Пальчиковая гимнастика 

 «Насекомые»- развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

***

Быстро пальчики считаем  (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем:         (по очереди разгибаем пальцы, начиная с большого)

Бабочка, кузнечик, муха

Это жук с зелёным брюхом

Кто же это тут пищит?      («киваем» мизинцем)

Ой, сюда комар летит        (прячем руки за спину)

Не кусай комарик мой       (грозим указательным пальцем)

Мы уже идем домой          (маршируем на месте).

7. Беседа об особенностях насекомых 

- расширение и активизация словаря.

- На земле великое множество насекомых.

- Вы знаете, почему они называются насекомыми?

– Я открою вам секрет; потому, что на их брюшке есть полоски -насечки.

- Рассмотрите внимательно насекомых.

 - У насекомых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два усика и глаза, грудка и брюшко.

(Показ предметной  картинки – строение насекомого.)

 - Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые?

Дети: Они питаются нектаром цветов, растениями.

-Все насекомые питаются по-разному. Одни едят растения. К ним относятся кузнечики. Они своими челюстями, как кусачками, откусывают кусочки травы. Бабочки и мотыльки питаются цветочным нектаром с помощью особого хоботка. Он раскручивается, как игрушка-пищалка. Когда насекомое не ест, хоботок сворачивается в спираль. Комар питается соком растений и сладким нектаром. А его самка питается кровью. Она хоботком, словно шприцем, прокалывает кожу и сосёт кровь. Среди насекомых есть и хищники. Это стрекоза - она питается мухами, комарами, мотыльками. Некоторые муравьи едят семена трав, мошек, червячков. Муравьи являются самыми полезными жителями лесов. Многие птицы используют муравьёв для чистки своего оперения. А божья коровка питается мельчайшей живностью - тлёй. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды.

- Ребята, как вы думаете,  есть ли у насекомых враги?

Дети: Есть.

-Кто?

Дети: Птицы, люди, животные.

- А как же насекомые спасаются от врагов? (Ответы детей)

-Они имеют специальную окраску.

- Например: кузнечик зеленый и ему легко спрятаться в траве.

- И его там враги не увидят и не съедят.

- Как вы думаете, почему майский жук коричневый? (Ответы детей)

- Майский жук живёт на ветках деревьев, а ветки коричневые.

- Ребята, а почему их не надо трогать, обижать .  

Дети: Они живые.

- Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, слушать, как они жужжат.

 Насекомые говорят, что они очень любят играть. А вы любите играть?

- Дети: Да!

8. Итог.

-Конечно, друзья мои, насекомые бывают разные: вредные и полезные, большие и маленькие, красивые и не очень. Но относиться к ним нужно бережно, не трогать их, ведь они часть природы, а в природе не бывает ничего лишнего и природу нужно беречь.

-Ребята, если  вам понравилось занятие покажите солнышко и улыбнитесь, а если не понравилось- покажите тучку и нахмурьтесь.

- А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия?  Ребята, где мы с вами были? Кого видели?

Дети: Отгадывали загадки, ходили на лесную поляну, знакомились с насекомыми, узнали из кого появляется бабочка, куда прячется божья коровка, играли в игры.

- Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы  - молодцы!

-И на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых). Дома или в группе вы можете раскрасить  насекомых. Ребята, спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...

Конспект логопедического занятия по развитию ЛГСР в старшей группе по теме: "Скоро лето!"

Конспект будет интересен и полезен учителям-логопедам ДОУ...

Конспект логопедического занятия по развитию ЛГСР в старшей группе. День Победы

Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне.Коррекционно-образовательные задачи. Закреплять и систематизировать знания о Великой Отечественной войне. Уточнять и активизировать ...

планы занятий по ЛГСР, СР, ОГ и коррекции звукопроизношения в рамках лексической темы "Космос"

планы занятий по ЛГСР, СР, ОГ и коррекции звукопроизношения в рамках лексической темы "Космос"...