Песочная терапия в детском саду
консультация по коррекционной педагогике
Использование метода песочной терапии приглашает нас в путешествие, где порой будет не просто, но всегда интересно. Процесс разворачивается как в сказке, к внутреннему глубинному смыслу, мечте, потерянным частям себя и отношений. Меня не перестаёт удивлять и вдохновлять оживающие в картинах фигурки, как они соединяют прошлое и будущее, дают возможность познакомиться с собой и ведут по пути индивидуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_terapiya_._igry_dlya_doshkolnikov.docx | 87.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии
В силу ограниченного словарного запаса малышам трудно проговаривать свои внутренние волнения, глубокие переживания, поэтому скрытая психологическая проблема переходит на уровень тела и проявляется как психосоматическое заболевание (астма, заикание, энурез и т. д.) либо девиантное поведение (повышенная агрессивность). Психологи убеждены, что в подобных случаях важно помочь малышу проиграть свою травмирующую ситуацию, спроецировав её вовне и освободившись от гнетущего стресса. Анализируя детские фантазии, наблюдая за поведением ребёнка в условиях игры, взрослые учатся расшифровывать тайные сигналы детской психики и адекватно на них реагировать. Такие игры получили название проективных и занимают важнейшее место в работе практикующих психологов и педагогов, желающих помочь своим воспитанникам.
Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие её к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом. Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребёнка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта.
М. И. Прилуцкая — клинический психолог (МГУ им М.В. Ломоносова)
«Моя семья»
Ребёнку предлагают проиграть сцену вечернего досуга в кругу семьи. Он самостоятельно выбирает предметы-заместители, символизирующие каждого близкого родственника, затем размещает членов семьи в произвольном порядке. Расспросите ребёнка, почему именно этот родственник занимает самую значимую позицию в центре, каковы взаимоотношения его с остальными персонажами, кто в семье себя ощущает наиболее комфортно и почему. Анализ композиции, составленной ребёнком, откроет много нового и интересного.
«Сказочные истории»
Предложите ребёнку построить собственное сказочное королевство и населить его позитивными и негативными героями. Сам ребёнок играет роль отважного борца со злыми силами. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет, подбирает игрушки и предметы, создаёт декорации, управляет персонажами, проговаривая слова героев сказки. Такая игра помогает ребёнку раскрепоститься, почувствовать себя более уверенным, осознать, что в сказочном мире у него есть право выбора. Здесь он могущественен и может изменить любую ситуацию, понять, наконец, что безвыходных положений не существует. В реальной жизни пережитый опыт придаст уверенности, сделает малыша менее тревожным и более счастливым.
«Мои друзья»
Взрослый задаёт ребёнку игровую ситуацию, например: «во дворе», «в детском саду», «на дне рождения», «в игровом центре» и т. д. Дошкольник выбирает фигурки, даёт им имена. Может оказаться, что ребёнок проигрывает предложенные ситуации исключительно с воображаемыми персонажами, без участия реальных людей. Такая ролевая игра приоткроет занавес над скрытыми проблемами в общении со сверстниками. Разрешая конфликты в процессе игры, ребёнок приобретёт полезный опыт для преодоления трудностей в реальной жизни.
«Волшебные узоры»
Нарисовать кончиками пальцев, костяшками, кулачками, раскрытыми ладошками и ребром ладони разнообразные узоры, затем вообразить, на что они похожи. В причудливых линиях и оттисках ребёнок может увидеть сказочную птицу, следы невиданных зверей, дуновение ветра или танец цветов.
«Водопад из песка»
Пусть поначалу это будет робкий дождик, затем усиливающийся дождь польётся из обеих ладоней, наконец, перейдёт в мощный ливень из детского ведёрка. Такое упражнение поможет сформировать у ребёнка открытое, добродушное отношение к миру, преодолеть страхи и тревожность.
Таблица: развивающие и образовательные игры и упражнения с песком
«Волшебные узоры» | Упражнение поможет вернуть сказочному миру красоту и счастье. |
«Поможем миру стать добрее» | Упражнение с терапевтическим эффектом. |
«Архитекторы» | Ребёнку предлагают построить дома для жителей песочного города, расселить игрушечных человечков, озвучивая при этом свои действия, придумать жизненную историю одного из человечков, разыграть сцену, например, знакомство с соседями, визит в гости, приём гостей и т. д. |
«Что изменилось» | Взрослый вместе с ребёнком создаёт рисунок на песке, затем стирает часть изображения и просит рассказать, что изменилось. В процессе рассказа ребёнок закрепляет навыки использования имён существительных в родительном падеже. |
«Подбери слово» | Ребёнок раскапывает спрятанные в песке игрушки и самостоятельно подбирает слова для характеристики предмета, например, мячик — маленький, круглый; машинка — легковая, красная и т. д. |
«Там, на неведомых дорожках» | Игра способствует развитию диалоговой речи. |
«Остров сокровищ» | Упражнение стимулирует развитие пространственного мышления. |
«Дорисуй картинку» | С помощью рисования песочных картин можно отрабатывать навыки построения предложений. Педагог рисует на песке домик, самолёт, воздушный шарик и предлагает ребёнку дорисовать картинку и составить по ней простое или сложное предложение. |
«Исправь ошибку» | Упражнение на закрепление навыков слогового анализа слова. |
«Напиши слово» | Ребёнок прорисовывает печатными буквами слово и вертикальными линиями делит его на слоги. |
«Ступеньки» | На холмиках, насыпанных из песка, разместить одноэтажный, двухэтажный и трёхэтажный домики. Задача ребёнка- выложить ступеньки из картинок с изображением односложных, двухсложных и трёхсложных слов. |
«Волшебный Город Букв» | Игра закрепляет знание букв, но аналогичным образом можно работать и с цифрами. Педагог и ребёнок берут себе по букве, называют их, обмениваются, затем обращаются друг к другу с просьбой вылепить букву из песка. На поверхности песочницы игроки формируют рельефы букв, сверяют с образцом и приступают к лепке следующей пары букв. Постепенно песочница преобразится в настоящий Город Букв. |
«Песочные змейки» | Педагог проговаривает и выкладывает с помощью верёвочки слово, ребёнок читает, затем засыпает песком любой фрагмент слова и самостоятельно восстанавливает силуэты букв. Усложнённый вариант игры: ребёнок видит только часть слова, на основе фрагмента он прописывает всё слово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ИГРЫ С ПЕСКОМ»
В данной статье рассмотрена одна из арт-терапевтических техник, используемых в детском саду – песочная терапия. Актуальность связана с тем, что в последние годы в системе воспитания и обуч...
Песочная терапия в детском саду
Инновационная педагогическая технология Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с использованием игр с песком и водой.Песочная и...
Песочная терапия в детском саду
Песочная терапия...
"Песочная терапия в детском саду"
Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand thera...
Песочная терапия в детском саду
, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пе...
Консультация для родителей: ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ...
"Песочная терапия в детском саду"
Сообщение для педагогов с использованием презентации о том, какие возможности открываются для педагога в играх и занятиях с песком....