"Песочная терапия в детском саду"
методическая разработка по теме

Гришенкова Юлия Александровна

Что же такое игры с песком? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии — sand therapy (песочная терапия). Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные уроки должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои. Занятия в детском саду с песком идеальны для игры в холодные зимние дни. Для малыша — это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества. Так что же вам понадобится вам, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр? Занятия в детском саду с песком: что потребуется? А нужно-то всего так мало: Желанье, вера в чудо, Чтобы песочная страна вдруг стала Для вас волшебною страной. • «Коллекция» миниатюрных фигурок. Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. Наборы для игр могут состоять из: 1. деревянных фигурок, кукол-матрешек, грибочков, листочков; 2. фигурок различных животных; 3. машинок: сухопутных, водных, космических и других; 4. растений: цветов, овощей, фруктов; 5. естественных предметов: ракушек, веточек, камней, крышечек; 6. домашней утвари, флакончиков из-под духов, болтиков; 7. пластиковых или деревянных букв и цифр, различных геометрических фигурок. Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и прочее). • Тихая, спокойная музыка для релаксации. Все игры с песком можно использовать как часть развивающего занятия или как арт-терапевтическое полное занятие. Занятия в детском саду с песком можно разделить на: • ОБУЧАЮЩИЕ (они облегчат процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте), • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (с их помощью дети узнают об окружающем мире), • ПРОЕКТИВНЫЕ (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка). Условно, можно выделить несколько этапов занятий с песком (вы можете сами скорректировать структуру занятия в детском саду, исходя из собственных знаний) Занятия в детском саду с песком: примерная структура занятия I. Вводная часть занятия в детском саду: 1. Особое приветствие. 2. Правила работы с песком. II. Основная часть занятия в детском саду: 1. Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности. 2. Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематического внимания, фонематической памяти, фонематического анализа и синтеза. III. Заключительная часть занятия в детском саду: 1. Подведение итогов занятия в детском саду. 2. Упражнение на релаксацию. Рефлексия. 3. Ритуал прощания. 1. Оргмомент. Введение в игровую среду. Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления: В ладошки наши посмотри, В них доброту, любовь найди. Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно! (А.Густышкин). Можно использовать присказки, потешки, организовать необыкновенные приключения, путешествия и испытания… 2. Правила. Необходимо ознакомить детей с правилами игры в песочной стране. Здесь нельзя кусаться, драться И в глаза песком кидаться! Стран чужих не разорять! Песок — мирная страна. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Горы, реки и моря, Чтобы жизнь вокруг была Дети, поняли меня? 3. Ход занятия в детском саду. Знакомство с игрой и ее героями. Подготовка и проведение игр с песком подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям: • Рассказ детям о сказке (путешествии). • Постройка игрового пространства (сказочной страны, замков, дорожек, рек, лесов и так далее). • Знакомство с различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и прочее). • Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: — Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре. 4.Рефлексия. Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ. ИГРЫ С ПЕСКОМ»

В данной статье рассмотрена одна из арт-терапевтических техник, используемых в детском саду  – песочная терапия. Актуальность связана с тем, что в  последние годы в системе воспитания и обуч...

Песочная терапия в детском саду

Инновационная педагогическая технология Программа развития и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста  с использованием игр с песком и водой.Песочная и...

Песочная терапия в детском саду

, песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пе...

"Песочная терапия в детском саду"

Сообщение для педагогов с использованием презентации о том, какие возможности открываются для педагога в играх и занятиях с песком....

Песочная терапия в детском саду

Всем нам известно положительное влияние арт-терапии на эмоциональное состояние детей. То же касается относительно нового метода, как песочная терапия. У детей развивается способность к самовыражению, ...