Кинезиология в работе с дошкольниками
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Романенко Анна Николаевна

Аннотация

     В данной статье представлен новый и, довольно активно развивающийся вид здоровьесберегающей технологии - Кинезиология или «гимнастика мозга»– наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

    Ключевые слова: Кинезиология, здоровьесберегающие технологии, дошкольное воспитание, физическое развитие, коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kineziologiya.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

Аннотация

     В данной статье представлен новый и, довольно активно развивающийся вид здоровьесберегающей технологии - Кинезиология или «гимнастика мозга»– наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

    Ключевые слова: Кинезиология, здоровьесберегающие технологии, дошкольное воспитание, физическое развитие, коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.

   

      Работая в дошкольном учреждении, надо понимать, что в наших руках находится самое главное в жизни каждого – дети. В дошкольном возрасте очень важно научить детей гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии.

     На родительских занятиях  можно задать вопрос родителям: «Вспомните девочку Женю из сказки “Цветик-семицветик”. Представьте, что у вас в руках оказался такой волшебный цветок. Подумайте, какими вы хотели бы увидеть своих детей в конце года, в подготовительной группе?» Большинство родителей считают, что, если сад научит детей считать, писать и читать до школы, то это будет залогом успешной учебы. Однако, готовность к школе - это, прежде всего, зрелость ребенка. А зрелый ребенок должен владеть определенным уровнем мыслительных операций, т.е. уметь принимать адекватные решения и быстро реагировать на изменения ситуации, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, контролировать свое поведение и проявлять волевые усилия для выполнения поставленных задач.

        Когда начинать готовить ребенка к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Пожалуй, такие вопросы слышат педагоги подготовительных к школе групп чаще всего.

Наверное, у каждого из нас в педагогической практике были моменты, когда мы удивлялись: «Я же для всех одинаково объясняю, почему одни дети сразу понимают, а другие нет?». Маши, Вани, Ярославы, Максимы и Аленки. Милые и непослушные, радующие и огорчающие, открытые и замкнутые, добрые и жестокие, бесстрашные и трусихи, схватывающие всё «налету» и с трудом запоминающие стихотворения. Рождённые, приблизительно в одно время, растущие в приблизительно равных условиях, но такие разные и, порой, такие непонятные. Это они! Это наши Дети! Очевидно, что разные дети требуют разного подхода и одинаково бережного отношения с учётом особенностей детской психики. Они призваны жить в совсем другом ритме! Они – субъекты других «вибраций»! Нас часто удивляет, сколько же у наших детей энергии! Недаром говорят, что внутри у них «вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель». А ведь мозг ребенка дошкольника получает питание и кислород, именно тогда когда ребенок двигается. Их мозг имеет «другую скорость» обработки информации и другую «карту памяти». Они мыслят другими категориями! Поэтому нужно найти такие забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют их общему развитию.

      Задумываясь о том, как распорядок дня загружен у ребят: ежедневные занятия в детском саду, а еще – кружки, студии, секции. Бывают и домашние задания. Помимо детского сада заботливые родители водят ребят к дефектологу, в бассейн, в музыкальную или художественную школы. А как же детство? Игра? Всем известно, что игра - естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка - неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Только игры создают атмосферу радости и потому делают развитие наиболее эффективным. А также осуществляют комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Нужно искать новые подходы и использовать новые методы, методики и формы в воспитательном процессе.

Не так давно педагоги столкнулись с понятием кинезиологические упражнения. Кинезиология -один из новых и, довольно активно развивающихся, методов в современном мире психологии и педагогики. Трудно, даже невозможно объяснить механизмы ее влияния, а самое важное - удивительные и стойкие результаты.

      Кинезиология или «гимнастика мозга»– наука о развитии головного мозга посредством движения, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.

      Для результативности коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

-систематичность занятий;

- упражнения необходимо проводить ежедневно;

- сначала детей раннего возраста следует учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному;

- занятия проводятся утром по 10 – 15 минут;

- занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

- упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

- упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

- длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

      Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Виды кинезиологических упражнений:

1. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

2. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

3. Глазодвигательные упражнения -  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

4. Телесные упражнения.  При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

5. Упражнения для релаксации -  способствуют расслаблению, снятию напряжения.

        Кинезиологические упражнения – это забавные, интересные двигательные упражнения и действия, которые способствуют общему развитию ребенка. Они образуют сердцевину образовательной кинезиологии.

        Сначала мы совместно рисуем «двуручные» рисунки на больших листах бумаги, потом переходим к работе за столом на меньших листах. Дети садятся по центру своей рисовальной поверхности и одновременно двумя руками рисуют одинаковые изображения вправо и влево (с зеркальным отражением). Следят глазами за тем, чтобы одновременно делают справа и слева.

      Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. И так мы ходим, подпрыгиваем или танцуем под музыку. Мы двигаемся вперед, назад, в стороны, мы маршируем на месте. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Хорошо, когда прикасаешься рукой противоположного колена. Представляете, когда работают оба полушария детского мозга, им легче, проще узнать что-то новое!

Выполняя подобные упражнения, дети чувствуют себя так, как будто у них «включился еще один мотор», и все дается им намного легче.

     Эффективность предлагаемых игр и упражнений по кинезиологии подтверждена на практике, многими педагогами и психологами. Применявшаяся система занятий оказала положительное влияние на уровень развития умственных способностей у детей. Данная методика помогает педагогам и психологам подготовить будущих первоклассников  к школьному обучению, повысить уровень развития их  психосоциальной зрелости, укрепить предрасположенность к овладению навыками письма, повысить уровень развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации. Дети, занимающиеся по данной методике, умеют слушать и выполнять задания по образцу, обладают достаточно развитым мышлением и произвольностью психической деятельности.

     Только познав и поняв, как развивается, растет, мыслит и чувствует себя ребенок, педагог сможет помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить все те прекрасные возможности, которые именно ему даны природой, компенсировать то, чем природа, увы, его не одарила. А это значит – сделать так, чтобы его детство было по-настоящему счастливым!

© Романенко А.Н., 2021

© Никитина Е.А., 2021

© Иващенко О.Ю., 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы кинезиологии в работе психолога с детьми подготовительной группы

Использую кинезиологические упражнени с целью синхронизации работы полушарий головного мозга....

Мастер-класс: «Метод кинезиологии в работе с детьми с речевыми нарушениями»

В специальной литературе отмечается, что у детей с речевой патологией имеются отклонения в состоянии общей и тонкой моторики.  В связи с этим авторы подчёркивают необходимость специальной работы ...

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"....

Кинезиология в работе с дошкольниками

Кинезиология в работе с дошкольниками...

Консультация для воспитателей "Использование методов кинезиологии в работе с дошкольниками"

Цель занятия: развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий ; устранение дезадаптации в процессе обучения; развитие мелкой моторики; развитие умственных способностей; развитие...

Семинар-практикум «Образовательная кинезиология в работе с дошкольниками»

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у детей дошкольного возраста легко корригируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концен...

Использование элементов образовательной кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Польза, которую приносят эти упражнения колоссальная. Ребёнок становится не только сообразительным, активным и контролирующим себя, но у него улучшается речь, координация пальцев, память, внимание, пр...