РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сыроватко Елена Ивановна

В статье рассматривается актуальность развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений, важности научения способам наглядного моделирования формировании ориентировки в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2022_razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Сыроватко Елена Ивановна

Воспитатель

МБДОУ Д/С №25 «Умка» МО

Г.Саяногорск, Республика Хакасия

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Аннотация: в статье рассматривается актуальность развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений, важности научения способам наглядного моделирования формировании ориентировки в пространстве.

Ключевые слова: ориентировка в пространстве, наглядное моделирование, дошкольный возраст. 

Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребёнка-дошкольника. Не случайно ему уделяли серьёзное внимание многие психологи и педагоги.

Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой и повышает результативность и качество познавательной деятельности, продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений музыкально-ритмических, физкультурных.

Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе, а также освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без данных знаний о пространстве.

Общеразвивающий эффект пространственных представлений для развития очевиден. Неслучайно освоение детьми так называемых «действий пространственного моделирования» определяют сегодня как важнейший компонент «психологического содержания общих умственных способностей» (Л.А. Венгер).

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Дети старшего дошкольного возраста легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А весь план - это и есть наглядная модель.

Или, например, сюжетно-ролевая игра. Играя, дети замещают одни предметы другими (стул используют в качестве автомашины, кубик в качестве мыла и так далее), берут на себя роли взрослых людей (мамы повара шофёра). Играющие устанавливают между собой отношения, отображающие замещаемых персонажей, и точно также устанавливают между предметами-заместителями отношения, соответствующие отношениям реальных вещей. А это и есть моделирование определённых сторон действительности, построение моделей, представляющих собой особые формы отображения отношений между предметами и явлениями.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму предмета и ещё не умея достаточно детально воспринимать эту форму, ребёнок действует путём проб. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов.

Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства. Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.

Игра «Найди клад» научит ребенка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо и налево. На первых этапах игры педагог, стоя перед ребенком, может держать таблички, указывающие направления дороги.
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» учат детей точному копированию образца педагога и пространственным ориентировкам.

Для успешности ориентировки в пространстве важно научить ребенка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их инструкции. В этом поможет игра «Сюрпризы», когда ребенок, выслушав вашу инструкцию, отыщет предмет. Например: «Иди вперед до домика. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до скамейки, и там тебя будет ждать сюрприз».

Обучение действиям восприятия также, как ознакомление с сенсорными эталонами, проводится в связи с обучением детей продуктивным видам деятельности и ведёт к обогащению этих видов деятельности.

Целенаправленная и комплексная работа способствует не только практическому освоению пространства, но и развивает понятийную и коммуникативную функции речи. Дети учатся активно использовать в речи пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия: В, НА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО, РЯДОМ и т. д.

Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.

Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).

Таким образом, рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации.

Список литературы.

1. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2007.

2. Нагаева Т.И., Развитие пространственной ориентировки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

3. Р.Говорова. О развитии пространственных представлений у дошкольников.

4.Л. Венгер, В.Мухина. Сенсорное развитие дошкольников.

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у дошкольников через наглядное моделирование

С описанием моделей и технологии развития связной речи у старших дошкольников...

КОНЦЕПЦИЯ «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»

В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, обще...

Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование

Развитие "связной речи в дошкольном возрасте являетсяважным условием успешности обучения ребенка в школе. Наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов...

«Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования».

laquo;Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования»....

Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет

   Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...