РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье рассматривается актуальность развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений, важности научения способам наглядного моделирования формировании ориентировки в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2022_razvitie_prostranstvennyh_predstavleniy.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Сыроватко Елена Ивановна
Воспитатель
МБДОУ Д/С №25 «Умка» МО
Г.Саяногорск, Республика Хакасия
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
Аннотация: в статье рассматривается актуальность развития у детей дошкольного возраста пространственных представлений, важности научения способам наглядного моделирования формировании ориентировки в пространстве.
Ключевые слова: ориентировка в пространстве, наглядное моделирование, дошкольный возраст.
Формирование ориентировки в пространстве – одна из важных сторон умственного развития ребёнка-дошкольника. Не случайно ему уделяли серьёзное внимание многие психологи и педагоги.
Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой и повышает результативность и качество познавательной деятельности, продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает качество выполнения упражнений музыкально-ритмических, физкультурных.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе, а также освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без данных знаний о пространстве.
Общеразвивающий эффект пространственных представлений для развития очевиден. Неслучайно освоение детьми так называемых «действий пространственного моделирования» определяют сегодня как важнейший компонент «психологического содержания общих умственных способностей» (Л.А. Венгер).
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Другим примером может служить обучение детей умению ориентироваться в пространстве при помощи плана. Дети старшего дошкольного возраста легко понимают, что такое план комнаты, и могут использовать его, чтобы найти спрятанный в комнате предмет. А весь план - это и есть наглядная модель.
Или, например, сюжетно-ролевая игра. Играя, дети замещают одни предметы другими (стул используют в качестве автомашины, кубик в качестве мыла и так далее), берут на себя роли взрослых людей (мамы повара шофёра). Играющие устанавливают между собой отношения, отображающие замещаемых персонажей, и точно также устанавливают между предметами-заместителями отношения, соответствующие отношениям реальных вещей. А это и есть моделирование определённых сторон действительности, построение моделей, представляющих собой особые формы отображения отношений между предметами и явлениями.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму предмета и ещё не умея достаточно детально воспринимать эту форму, ребёнок действует путём проб. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов.
Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства. Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми. Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
Игра «Найди клад» научит ребенка ориентироваться в пространстве, поворачивать направо и налево. На первых этапах игры педагог, стоя перед ребенком, может держать таблички, указывающие направления дороги.
Игры «Танграм», «Колумбово яйцо» учат детей точному копированию образца педагога и пространственным ориентировкам.
Для успешности ориентировки в пространстве важно научить ребенка внимательно слушать взрослых и точно выполнять их инструкции. В этом поможет игра «Сюрпризы», когда ребенок, выслушав вашу инструкцию, отыщет предмет. Например: «Иди вперед до домика. Поверни налево. Сделай три шага. Повернись назад, дойди до скамейки, и там тебя будет ждать сюрприз».
Обучение действиям восприятия также, как ознакомление с сенсорными эталонами, проводится в связи с обучением детей продуктивным видам деятельности и ведёт к обогащению этих видов деятельности.
Целенаправленная и комплексная работа способствует не только практическому освоению пространства, но и развивает понятийную и коммуникативную функции речи. Дети учатся активно использовать в речи пространственные термины и обозначающие пространственные отношения предлоги и наречия: В, НА, ПОД, НАД, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ОКОЛО, РЯДОМ и т. д.
Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний.
Развитие умений ориентироваться в расположении предметов «от себя», «от другого объекта» происходит в период дошкольного возраста. Показателем развития пространственных представлений является постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»).
Таким образом, рациональное сочетание педагогических технологий, основанных на непосредственном восприятии пространственных отношений и отображении их в виде схемы, плана, ускоряет процесс освоения пространства детьми, обеспечивает жизненность представлений и перенос их в другие ситуации.
Список литературы.
1. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников пространственных представлений. – М.: ВЛАДОС, 2007.
2. Нагаева Т.И., Развитие пространственной ориентировки. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.
3. Р.Говорова. О развитии пространственных представлений у дошкольников.
4.Л. Венгер, В.Мухина. Сенсорное развитие дошкольников.
5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования
Обобщение опыта логопедической работы...
Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования.
Консультация для педагогов....
Формирование связной речи у дошкольников через наглядное моделирование
С описанием моделей и технологии развития связной речи у старших дошкольников...
КОНЦЕПЦИЯ «Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО – конструктором»
В соответствии с ФГОС ДОодним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, обще...
Развитие связной речи дошкольников через наглядное моделирование
Развитие "связной речи в дошкольном возрасте являетсяважным условием успешности обучения ребенка в школе. Наиболее приемлемой формой работы по преодолению нарушений связной речи у детей-логопатов...
«Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования».
laquo;Развитие пространственных представлений у дошкольников через практические занятия с ТИКО-Конструктором для объемного моделирования»....
Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...